С 18 по 20 мая в Чикаго пройдут гастроли Кубинского национального балета (Ballet Nacional de Cuba). Одна из лучших балетных трупп мира представит балет “Дон Кихот” Л.Минкуса. Хореограф – художественный руководитель театра Алисия Алонсо.
“Дон Кихот” с кубинским акцентом – так называют во всем мире этот легендарный спектакль Алисии Алонсы. В этом году ему исполняется тридцать лет! Основываясь на классической хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского, Алонсо привнесла в этот балет кубинские аромат, страсть, энергию. Балетный критик Los Angeles Times признал постановку незабываемой, газета Washington Post написала, что “Дон Кихот” Алонсо “заставит нас влюбляться в балет снова и снова”, а New Yorker назвал кубинскую труппу “смесью русской техники, испанской души и карибской страсти”. После премьеры 1988 года спектакль активно гастролировал по всему миру. С тридцатилетним опозданием его увидит чикагский зритель. Лучше поздно, чем никогда!
Немного истории. Кубинский национальный балет был основан в 1948 года балериной Алисией Алонсо. Вначале труппа называлась Балетом Алисии Алонсо, с 1955 года – Балетом Кубы, с 1959 года (года кубинской революции) носит современное название. В основе постановок театра – европейский стиль и национальные традиции. С первых лет своего существования театр стал работать над классическим репертуаром. Международное признание получили кубинские редакции балетов “Жизель” (1948), “Коппелия” (1948), “Эсмеральда” (1950), “Тщетная предосторожность” (1952), “Лебединое озеро” (1954). В репертуар труппы входили постановки Фокина (“Сильфиды”, 1948; “Петрушка”, 1948; “Видение розы”, 1949; “Умирающий лебедь” , 1949), Баланчина (“Аполлон Мусагет”, 1948), Альберто Алонсо (“Ромео и Джульетта”, 1956). С 1959 года Балет приобрел статус государственного, ему было предоставлено постоянное помещение. С 1963 по 1973 годы с кубинской труппой сотрудничал танцовщик и хореограф Азарий Плисецкий. В последние годы в репертуаре кубинского театра появились балеты современных хореографов. Среди них – молодой хореограф из Канады Питер Кванц и живущая в Амстердаме Аннабелла Лопес Охоа, хореограф с колумбийскими и бельгийскими корнями.
21 декабря 2017 года Алисии Алонсо исполнилось девяносто семь лет! Она продолжает активно руководить труппой и играть ключевую роль в кубинской культуре. В честь двухсотлетия со дня рождения Мариуса Петипа в марте на Кубе состоялся выпуск новой серии почтовых марок. На одной из них номиналом в 85 сентаво в национальной валюте – портрет Петипа, на другой марке в 90 сентаво – Алонсо в партии Китри. Алонсо выступила на церемонии гашения и подписала первые марки.
В Чикаго Кубинский национальный балет последний раз гастролировал пятнадцать лет назад. Новая встреча с труппой состоится благодаря энтузиазму и настойчивости председателя Совета директоров театра “Аудиториум” Тани Кастроверде Москаленко. С ее приходом в театр жизнь в нем стала гораздо разнообразнее.
В Чикаго спектакли пройдут в сопровождении Чикагского филармонического оркестра. Дирижер – музыкальный руководитель Кубинского балета, руководитель оркестра Большого театра Гаваны (Gran Teatro de La Habana) Джованни Дуарте.
Родившийся в Вене создатель бессмертного “Дон Кихота” – композитор Людвиг Минкус – начинал свою музыкальную карьеру в качестве скрипача. В восемь лет он уже давал сольные концерты, в двадцать шесть стал концертмейстером оркестра Венской оперы. Проработав там всего год, неожиданно приехал в Москву и получил пост капельмейстера оркестра Крепостного театра графа Юсупова. В Москве Минкус остался надолго. Концертмейстер оркестра Большого театра, профессор скрипичного отделения Московской консерватории, Первый композитор балетной музыки при дирекции Императорских театров… Он был успешен как скрипач, но настоящее признание получили его балеты. “Пламя любви”, “Фиаметта”, “Немея”, “Ручей”, “Баядерка”… Балет “Дон Кихот” был написан Минкусом для Большого театра в пору работы там другого великого иностранца – Мариуса Петипа. Премьера состоялась 14 декабря 1869 года. Тандем Минкус-Петипа оказался на редкость удачным. Вместе они создали шестнадцать балетов. Впрочем, одного “Дон Кихота” хватило бы, чтобы они навсегда остались в истории балета.
Несмотря на название, рыцарь печального образа вовсе не является главным героем балета. Дочь трактирщика, прекрасная Китри, и цирюльник Базиль – таковы центральные персонажи “Дон Кихота”. Именно для них Минкус написал самые эффектные, искрометные музыкальные номера. Сюжет здесь не имеет большого значения. Незатейливая новелла из романа Сервантеса о влюбленной парочке, преодолевшей сопротивление отца невесты и сыгравшей веселую свадьбу, послужила для Минкуса основой для создания великолепной танцевальной музыки. Балет полон энергии, он излучает задор, веселье, жизнь! Главное в этом балете – безудержная стихия танца! Она подчиняет себе все. Герои балета живут в танце, выражают в нем свои мысли и чувства. Неиссякаемая энергия танца делает “Дон Кихот” одним из самых зрелищных балетов в истории.
Партии Китри и Базиля танцевали все великие исполнители: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Екатерина Гельцер, Тамара Карсавина, Марина Семенова, Вахтанг Чабукиани, Ольга Спесивцева, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Марис Лиепа, Михаил Барышников, Владимир Малахов… – перечислять имена можно еще очень долго. За сто пятьдесят семь лет, прошедших со времени премьеры, миру были представлены тысячи разных постановок “Дон Кихота”. Pas de deux и тридцать два фуэте из балета непременно исполняются в качестве вставных номеров на балетных конкурсах, концертах, спектаклях. Только в Чикаго за последние пятнадцать лет мы увидели четыре разных “Дон Кихота”.
2004 год. Триумфальные гастроли в Чикаго балетной труппы Большого театра. На сцене театра “Аудиториум” – “Дон Кихот” в хореографии Алексея Фадеечева. В партии Базилио блистал Николай Цискаридзе.
2008 год. Дебют в Чикаго балетной труппы Грузинского театра оперы и балета имени З.Палиашвили. Неподражаемая Нина Ананиашвили – Китри в “Дон Кихоте”.
2011 год. “Дон Кихот” Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана. С классическим балетом произведение Эйфмана связано только названием. Действие происходит в сумасшедшем доме, и многие аллегории взяты из нашей жизни. Среди заключенных больницы – фантазер, который, начитавшись романа Сервантеса, воображает себя Дон Кихотом.
2015 год. После тридцатисемилетнего отсутствия Чикаго встретился со звездами Королевского балета Великобритании. Долгие годы Королевский балет представлял “Дон Кихот” в хореографии Рудольфа Нуреева. Мы увидели новый спектакль в хореографии Карлоса Акосты. В 2013 году великий кубинский танцор поставил балет специально для театра Ковент-Гарден. Среди пяти пар солистов (что, конечно, необычно много для гастрольного тура) выделялись Акоста и прима-балерина Королевского балета Марианелла Нуньес.
Nota bene! Гастроли Кубинского национального балета состоятся с 18 по 20 мая 2018 года в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Congress, Chicago, IL, 60605. Заказ билетов – на сайте http://auditoriumtheatre.org, по телефону 312-341-2300 или в кассе театра. Предусмотрены скидки на групповые заказы (10+). Билеты для студентов – $15 (student rush tickets), для молодых зрителей от 13 до 19 лет – $5 (участники программы Urban Gateways’ Teen Arts Pass program). Все подробности – на сайте театра. Об истории и сегодняшнем дне Кубинского национального балета читайте на сайте http://www.balletcuba.cult.cu/.