Пока везде в мире, в том числе в Чикаго, театры закрыты, самое время посмотреть, что нас ждет, когда они, наконец, откроются. Начнем с чикагского “Зазеркалья“ (Lookingglass Theatre). В планах на тридцать третий сезон — три спектакля. Мы будем плыть по “винным” морям Эгейского моря, исследовать пещеры под Брюсселем и путешествовать по лоскутно-голубым дорогам американской глубинки с искателями приключений, неудачниками и странниками.
“Одиссея” (“The Odyssey”). Спектакль основан на поэме Гомера. Автор инсценировки и режиссер — член труппы театра Мэри Циммерман. Перевод — Роберт Фитцжеральд. 9 октября 2020 года — 10 января 2021 года.
Последние два сезона мы наслаждались фантазией Циммерман в спектакле “Стойкий оловянный солдатик: рождественская пантомима“ (“The Steadfast Tin Soldier: A Christmas Pantomime”). В этом ярком, волнующем, запоминающемся зрелище слова заменили пантомима и танцы. Новый сезон Lookingglass Theatre начнется с хорошо забытого старого — возобновления самого первого, легендарного спектакля режиссера — “Одиссея”. Циммерман принимала самое активное участие в становлении “Зазеркалья”. Уже в первом сезоне 1988-89 годов она в полном смысле слова придумала “Одиссею”, предоставив возможность критикам написать, что она начала свою театральную жизнь с Гомера. Кстати, через десять лет Циммерман обратилась к прозе Овидия — одним из ярчайших спектаклей в истории театра стали “Метаморфозы” (“Metamorphoses”, 1998 и 2002 годы, новая редакция — 2012 год). Премьеру сыграли в сезоне 1998-99 годов, когда у театра еще не было своего помещения. Успех был оглушительный! Показ продлевали семь раз, и все это время труппа должна была думать о том, где снять зал. Одним из мест был несуществующий сегодня Ivanhoe Theatre, другим был бассейн на открытом воздухе. После гастролей на Бродвее в 2002 году о театре узнала вся страна, а режиссер Мэри Циммерман стала второй женщиной в истории — лауреатом премии “Тони” за лучшую режиссуру. Союз режиссера с театром был и остается на редкость плодотворным. Вспомним такие спектакли, как “Секрет крыльев” (“The Secret in the Wings”), “Арабские ночи” (“Arabian Nights”), “Одиннадцать комнат Пруста” (“Eleven Rooms of Proust”), “Аргонавтика” (“Argonautika”), “Остров сокровищ” (“Treasure Island”). Циммерман не терпит в театре скуки, поэтому что-то мне подсказывает, что нас ждет нечто большее, чем слепое возобновление постановки тридцатидвухлетней давности. Скорее, вторая версия. В любом случае, это будет очень интересно!
“Городок” (“Villette”) по пьесе ассоциированного члена труппы Сары Гмиттер. В основе пьесы — одноименный роман Шарлотты Бронте. Режиссер — член труппы театра Трейси Уолш. Мировая премьера. 5 февраля — 25 апреля 2021 года. Остроумный рассказ об интригах и романтических приключениях в жизни главной героини Люси Сноу. Бронте написала свой роман после посещения Брюсселя, где она училась в школе-пансионе, а потом осталась преподавать английский язык. Бельгийский период в жизни будущей писательницы продолжился немногим более десяти месяцев. В образе Люси Сноу некоторые критики находят общие с автором черты.
“Медовый месяц Люси и Чарли” (“Lucy and Charlie’s Honeymoon”) ассоциированного члена труппы Мэтью Йи. Режиссер — профессор театрального мастерства Северо-Западного университета Аманда Денерт. Мировая премьера. 28 мая — 8 августа 2021 года. История любви и ненависти представителей первого поколения американцев азиатского происхождения, рассказанная с помощью музыки, танцев и песен. Автор слов и музыки Мэтью Йи говорит, что его вдохновляли американские народные песни и кантри-музыка.
Художественный руководитель театра Хайди Стиллман говорит: “На протяжении всей истории человечества люди рассказывали друг другу истории о своей жизни. Они бывали грустными и веселыми, но всегда вызывали отклик у окружающих. В будущем сезоне мы тоже хотим рассказать нашим зрителям три истории, но сделать это языком театра”.
Лауреат премии “Тони”-2011 (Tony Award) в категории “Лучший региональный театр Америки” Lookingglass Theatre Company давно и успешно работает в жанре синтетического театра — театра движения, акробатики, музыки, цирка, клоунады, пантомимы, танца; театра динамичного, яркого, зрелищного. К этому располагает молодая труппа и пространство не только сцены, но и зрительного зала. В зависимости от необходимости, сцена может быть то круглой, то квадратной, ее может вообще не быть. Действие может происходить то в середине зала, то на возвышении, а то и наверху, среди железобетонных конструкций, проводов и канатов. Соответственно, театральное пространство может преображаться то в Богом забытый городок Скотопригоньевск (“Братья Карамазовы”, “The Brothers Karamazov”, 2008), то в улицу маленького польского городка, где живет юная Лилька (“Последняя песнь Лильки Кадисон”, “The Last Act of Lilka Kadison”, 2011). Зеркало в центре разделяло надвое сцену в “Алисе…” (“Алиса в стране чудес”, “Lookingglass Alice”, 2005); выходы слева и справа, появление героев сверху и снизу заставляло зрителя вздрагивать от неожиданности в “Гефесте…” (“Гефест: цирковая сказка из греческой мифологии”, “Hephaestus: A Greek Mythology Circus Tale”, 2005 и 2008 годы); отсутствие четвертой стены позволяло проделывать самые искусные превращения в кругосветном путешествии героев Жюля Верна (“Вокруг света за 80 дней”, “Around the World in 80 Days”, 2008). На спектакле “Истленд” (“Eastland: A New Musical”, сезон 2011-12 годов) зрительный зал вместе со сценой преобразился в экскурсионный корабль, начинавший круиз по реке Чикаго. Не хватало только ощущения качки, но и пассажирам корабля не удалось испытать это чувство. Трагедия произошла слишком быстро… Спектакль “Истленд” поставила Аманда Денерт — режиссер “Медового месяца…”.
Никто, кроме создателей, не скажет вам сегодня, во что превратятся сцена и зал будущих спектаклей. Это мы увидим только в дни премьер. А пока театр предлагает посетить его виртуальную страницу. Каждую неделю на сайте появляются подкасты с интервью с актерами и фрагментами спектаклей (The Infinite Room Podcast, https://lookingglasstheatre.org/the-infinite-room-podcast/). Первый эпизод посвящен недавней премьере театра — спектаклю “Ее честь Джейн Бирн” (“Her Honor Jane Byrne”). На странице театра в фейсбуке по вторникам ровно в полдень проходят пятнадцатиминутные занятия с артистами и педагогами (Lookingglass Live, https://www.facebook.com/lookingglasstheatre/). Первое занятие посвящено йоге.
На той же странице можно послушать стихи и песни в исполнении артистов театра (Through the Lookingglass). Сайт и страница театра в фейсбуке регулярно обновляются.
До встречи в виртуальном пространстве и зрительном зале!
Nota bene! Абонементы на спектакли сезона 2020-21 годов можно заказать по телефону 312-337-0665, на сайте http://lookingglasstheatre.org или в кассе Lookingglass Theatre по адресу: 821 North Michigan Avenue, Chicago, IL 60611.
Сергей Элькиин,как всегда на высоте со своими краткими заметками о театральной жизни Чикаго!!!