Как всегда, дважды в год (в начале сезона и в декабрьском выпуске Музыкального обозрения) я возвращаюсь к моей постоянной рубрике “Кто есть кто в Чикагском симфоническом оркестре”. С 28 ноября ассистентом концертмейстера группы флейт (assistant principal flute) Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) служит Евгений Фанюк. Первые концерты в новом качестве он провел 1-6 декабря. Фанюк пришел на место ушедшего на пенсию Ричарда Грефа, который был ассистентом концертмейстера группы флейт с 1968 до 2019 года.
Евгений Фанюк родился в 1977 году в восточной Украине в семье музыкантов. Первым инструментом было фортепиано, первые уроки он получил от родителей. Бабушка работала директором музыкальной школы, в которой он учился. В 1990 году семья эмигрировала в Израиль и поселилась в Тель-Авиве. Евгению было тринадцать лет. К тому времени он уже играл на флейте, которая постепенно стала его основным инструментом. Музыкант вспоминает: “Меня тянуло играть в ансамблях с другими инструментами, а на фортепиано я всегда смотрел как на сольный инструмент. Я всегда представлял себя играющим в оркестре”. Фанюк учился в Академии музыки Рубина Тель-Авивского университета. Лауреат многих международных конкурсов, в том числе — победитель Первого международного конкурса флейтистов в Хайфе (Израиль), Международного конкурса молодых флейтистов в Иерусалиме. Продолжил обучение в Манхэттенской школе музыки (класс Линды Чесис). Там он получил степень бакалавра и познакомился со своей будущей женой — скрипачкой Сеси, чья семья переехала в Квинс из Болгарии.
Степень магистра игры на флейте Фанюк получил в Carnegie Mellon University (Питтсбург, класс Джин Бакстрессер). После окончания учебы семья обосновалась в Нью-Йорке. В разные годы Фанюк играл в качестве приглашенного музыканта в Оркестре Метрополитен-оперы, работал концертмейстером группы флейт Принстонского симфонического оркестра (штат Нью-Джерси), Reading Symphony (город Рединг, штат Пенсильвания) и Оркестра фестиваля Glimmerglass (город Куперстоун, штат Нью-Йорк). Недавно в качестве приглашенного концертмейстера группы флейт играл в Израильском филармоническом и Питтсбургском симфоническом оркестрах. С оркестром Питтсбурга участвовал в туре по европейским городам. В течение долгого времени является членом Оркестра фестиваля в Вербье (Швейцария). В ЧСО играл с 2015 года как приглашенный музыкант.
Кто-то приходит в оркестр, а кому-то приходится уйти. Как пишет музыкальный критик журнала Chicago Classical Review Лоуренс Джонсон, концертмейстеру группы валторн Дэвиду Куперу отказано в должности. Он служил в ЧСО с мая 2019 года, и на качество его игры нареканий никогда не было. Достаточно вспомнить его концерты ЧСО под управлением Риккардо Мути и недавнее выдающееся исполнение Восьмой симфонии А.Брукнера ЧСО под управлением Кристиана Тилеманна. Джонсон пишет, что неудовлетворенность коллег-музыкантов возникла из-за проблем с ансамблевой игрой и лидерством в группе. На данный момент Купер находится в составе ЧСО. 18 декабря он играл в традиционном новогоднем концерте CSO Brass. (Я подробно рассказывал об этом в прошлом выпуске Музыкального обозрения.) Никаких официальных сообщений о расторжении контракта с Купером пока нет.
Дело в том, что после испытательного срока музыкант должен получить одобрение Комитета ЧСО, прежде чем ему будет предоставлен статус постоянного члена оркестра. Отказ в утверждении кандидатуры Купера является необычным, но не беспрецедентным. Подобное случилось в 2017 году с Алексом Кляйном, когда он не был утвержден в качестве концертмейстера группы гобоев. Кляйн даже грозился подать на ЧСО в суд, но до этого дело не дошло.
Дэвид Купер выиграл прослушивание на позицию первого валторниста в Берлинском филармоническом оркестре, но играл в нем только один сезон 2017-18 годов. С 2013 по 2019 годы он был концертмейстером группы валторн Далласского симфонического оркестра.
Как пишет Лоуренс Джонсон, пресс-секретарь ЧСО не стала комментировать ситуацию с Купером, заявив, что “не может обсуждать внутренние кадровые вопросы”. Теперь ЧСО снова ищет концертмейстера группы валторн, а также концертмейстера группы альтов. На сайте ЧСО появилась информация о прослушиваниях. Я публикую расписание для русскоязычных музыкантов, желающих поучаствовать в конкурсе.
Позиция “концертмейстер группы альтов”. Предварительные прослушивания — 6, 9, 13, 16 марта 2023 года. Окончательное прослушивание — 15 мая 2023 года. Последний срок подачи заявки — 30 января 2023 года.
Позиция “концертмейстер группы валторн”. Предварительные прослушивания — 3, 6, 8, 10 апреля 2023 года. Окончательное прослушивание — 22 мая 2023 года. Последний срок подачи заявки — 27 февраля 2023 года.
Все подробности — на сайте cso.org/about/performers/cso-musicians/how-to-audition-for-the-cso.
После двух лет пандемии на первом этаже Симфонического центра снова открылся ресторан. Новый менеджмент, новый повар, новое название — Forte. Кухня средиземноморская, но есть и спагетти, и далма, и баранина с палентой, и пита с хумусом, и мороженое с пирожными. Конечно, разнообразная винная карта, вкусные коктейли, безалкогольные напитки. Теперь у нас опять есть удобное место, где можно поужинать до концерта, посидеть с друзьями и обсудить услышанное после его окончания. Ресторан принимает предварительное резервирование, но можно заглянуть в него и просто так. Если все будет занято внутри, остается возможность посидеть за барной стойкой. Я был на презентации ресторана, и мне там очень понравилось. Все подробности — на сайте forteatsymphonycenter.com.
Первые в новом году концерты ЧСО состоятся 6 и 7 января. Мы услышим музыку современных композиторов-женщин: пьесы “This Midnight Hour” бывшего композитора-резидента ЧСО Анны Кляйн, “Rounds” нынешнего композитора-резидента ЧСО Джесси Монтгомери (за роялем — Авадагин Пратт), “Her Story” лауреата Пулитцеровской премии Джулии Волф. В качестве солистов выступает вокальная группа Lorelei Ensemble. Дирижер — Марин Алсоп.
Риккардо Мути встретится с ЧСО 22 января, но не в Чикаго, а в Аризоне. Маэстро руководит оркестром в турне по городам США… Но, похоже, я сильно забежал вперед. В 2023 году я продолжу свою постоянную “трансляцию” из Симфонического центра, а это значит, что вы узнаете о будущих концертах все самое интересное. Не прощаюсь…
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.