Действующие лица и исполнители: Тамино — Павел Петров (дебют в Лирик-опере), Папагено — Хью Монтаг Рендалл (дебют в Лирик-опере), Зарастро — Тарек Назми (дебют в Лирик-опере), Царица ночи — Лайла Дафи (дебют в Лирик-опере), Памина — Инг Фэнг. Дирижер — Карен Каменсек (дебют в Лирик-опере). Новая для Чикаго постановка сделана Комической оперой Берлина совместно с оперными театрами Лос-Анджелеса и Миннесоты. Режиссеры-постановщики — Сьюзан Андрейд и Барри Коски (дебюты в Чикаго). 3-27 ноября 2021 года (семь спектаклей). Продолжительность спектакля — 2 часа 40 минут с одним антрактом. Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.
В пустынной гористой местности огромная змея преследует принца Тамино. В последний раз воззвав о помощи, он падает без чувств. В этот миг из-за скалы выступают три дамы в черных одеяниях и рассекают змею на три части. Красота принца поражает их… Так начинается едва ли не самая увлекательная и загадочная опера Моцарта “Волшебная флейта” — символ магии музыки и театра.
“Волшебная флейта” — “зингшпиль”, в переводе с немецкого языка — “народное веселое представление с пением”. Моцарт сочинил это “представление с пением” специально для народного театра “Ауф-дер-Винден” в пригороде Вены. Обстановка в театре была более чем демократичная — там даже пиво подавали прямо в зал. У высокопоставленной публики были ложи, а партер заполнялся простым людом. Для них, в основном, и создавалась “Волшебная флейта”.
Либретто оперы предложил Моцарту его давний приятель, директор “Ауф-дер-Винден” Эммануэль Шиканедер. Он же был первым исполнителем партии Папагено. В опере много фокусов и таинственных превращений, разных персонажей: мудрец Зарастро, появляющийся в колеснице, запряженной львами, феи, волшебные мальчики, дикари… Шиканедер почерпнул сюжет из сборника фантастических поэм и обработал в духе популярных в то время народных феерий, а фантастические персонажи обрели характеры реальных людей.
В наивный и сказочный сюжет оперы Моцарт вложил серьезные философские идеи. Опера наполнена мистической символикой, идеями и ритуалами общества масонов, ордена “вольных каменщиков”, членами которого были как Моцарт, так и Шиканедер. Историки говорят, что Моцарт хотел подшутить над масонством, представители которого увлекались тайными ритуалами. Вполне возможно — ведь композитор, похоже, разочаровался в этих играх взрослых людей. Кстати, через три года после смерти Моцарта австрийский император Леопольд II запретил деятельность масонских лож.
Сегодня бы сказали, что Шиканедер задумал коммерчески выгодный блокбастер. Конечно, Моцарт не разбогател, это была не его судьба, а вот Шиканедер на деньги, заработанные на “Волшебной флейте”, построил новый театр со скульптурой Папагено на фасаде. Премьера оперы состоялась в театре “Ауф-дер-Винден” 30 сентября 1791 года, за два с небольшим месяца до смерти Моцарта. В следующем месяце состоялось двадцать четыре представления. За год их было сто, а к 1795 году — двести! Опера быстро завоевала огромную популярность, и сегодня она исполняется едва ли не во всех оперных театрах мира.
“Волшебная флейта” — частый гость на чикагской сцене. В концертном исполнении опера была представлена на Музыкальном фестивале Равиния, на английском языке ставилась в Чикагском оперном театре. “Волшебная флейта” регулярно появляется на сцене Лирик-оперы. Главному оперному театру Чикаго понадобились три десятилетия и новый генеральный директор (Энтони Фрейд), чтобы перестать возобновлять постановку Августа Эвердинга сезона 1986-87 годов (она показывалась шесть раз с интервалом в пять лет, последний — в сезоне 2011-12 годов) и в сезоне 2016-17 годов сделать что-то новое. Тогда версия австралийского режиссера Нила Армфилда мне показалась интересной. В этом сезоне Лирик-опера пошла гораздо дальше. Мы увидим постановку enfent terrible современной оперы Барри Коски. Лауреат премии Оливье и провокатор, автор радикальных интерпретаций классики, он называет себя “gay Jewish kangaroo”. Его стихия — зрелище яркое, площадное, живое. Его спектакли удивляют и порой возмущают, но никого не оставляют равнодушными.
Внук еврейских эмигрантов из Европы, Коски родился в Мельбурне в 1967 году. Изучал историю музыки и игру на фортепиано в Мельбурнском университете. В 1990 основал театр “Гильгуль”, художественным руководителем которого был до 1997 года. Оперные спектакли ставит с 1991 года. В 1996 году — директор Фестиваля искусств Аделаиды. С начала двухтысячных живет и работает в Европе. С 2001 по 2005 годы — один из режиссеров венского театра Schauspielhaus. В 2017 году он поставил “Нюрнбергских мейстерзингеров” Р.Вагнера в Байройте, став первым евреем-режиссером за почти стопятидесятилетнюю историю фестиваля. С 2012 года Коски — интендант и главный режиссер Берлинской комической оперы. Одним из первых спектаклей Коски в новой должности стала как раз “Волшебная флейта”…
Подобного в Чикаго мы, кажется, еще не видели! Безумный авангард, кабаре, немое кино, сюрреалистическая анимация — и все это с бессмертной музыкой Моцарта. Коски создал спектакль совместно с британской театральной труппой “1927”, специализирующейся на анимации и видео. Режиссер рассказывает: “Волшебная флейта” — самая исполняемая немецкая опера, одна из десяти самых исполняемых опер в мире. Эта опера подходит для всех возрастов — ею наслаждаются и дети, и взрослые. Уже в самом замысле оперы есть немалый вызов — контрасты, сложные характеры персонажей, запутанный сюжет, а также сочетание фантазии, сюрреализма, магии и глубоких эмоций. За четыре года до того, как я решил поставить “Волшебную флейту”, я посмотрел спектакль “Между дьяволом и глубоким синим морем” — первый, созданный коллективом “1927”. Меня мгновенно захватило сочетание живого выступления и анимации, немого фильма и кабаре. Я понял, что это та труппа, с которой я бы хотел создать свою “…флейту”. То, что художник Пол Барретт и режиссер Сьюзан Андрейд никогда раньше не работали над оперным спектаклем, стало преимуществом — они были свободны от каких-либо ограничений, присущих оперному жанру. Хотя Сьюзан и Пол впервые работали в Берлине, они хорошо знали культурный код Берлина, особенно Берлина двадцатых, когда город стал центром притяжения для людей искусства — художников, музыкантов, актеров. Мы любим кабаре, театрально-музыкальные постановки, старые фильмы. Наш птицелов Папагено — разновидность Бастера Китона, мавр Моностатус — почти вампир Носферату, а Памина, дочь Царицы Ночи, может напоминать американскую актрису немого кино Луизу Брукс. Наша постановка — не просто дань уважения немым фильмам прошлых лет. У нее бесчисленное множество других эффектов и аллюзий, хотя мир немого кино дал нам уникальный сценический язык, который мы использовали… “Волшебная флейта” — опера о поиске любви. Речь в ней идет о власти музыки. Опера — квинтэссенция музыки, которая в данном случае синонимична любви. Именно в этом причина всеобщей любви к этой опере. В ней люди видят, слышат и чувствуют универсальное воплощение любви”.
Спектакль Барри Коски был показан на трех континентах в тридцати пяти городах мира. Его посмотрели почти четверть миллиона человек. Я очень рад, что постановка, наконец, добралась до Чикаго.
В спектакле занято целое созвездие молодых исполнителей. Особый интерес для меня представляет дебют белорусского тенора Павла Петрова в партии Тамино. В 2018 году тогда двадцатисемилетний Петров триумфально выиграл конкурс Operalia и стал обладателем премии Zarzuela имени Пласидо Доминго. Тогда о молодом певце узнал весь мир. Петров родился в Минске, учился в Белорусской академии музыки в классе профессора П.Ридигера. На втором курсе стал солистом оперы Большого театра Беларуси. В настоящее время певец является членом труппы Оперного театра Граца (Австрия). Среди недавних ангажементов — партии Неморино (“Любовный напиток”) в Венской опере, Альфредо (“Травиата”) на фестивале Арена Ди Верона и в Михайловском театре (Санкт-Петербург). В ближайшем будущем Петров дебютирует в Опере Бастиль и Опере Лозанны.
В партии Царицы ночи дебютирует французская певица, колоратурное сопрано Лайла Дафи. Выпускница Монреальского университета, одна из восьми студенток программы при Джульярдской школе. Летом 2021 года училась в Академии Экс-ан-Прованса. В настоящее время живет в Нью-Йорке.
Я с нетерпением жду дебюта британского баритона Хью Монтага Рендалла в партии Папагено. Среди достижений певца — Арлекин (“Ариадна на Наксосе”) на фестивале Экс-ан-Прованс и в Театре на Елисейских полях, Шонар (“Богема”) в Цюрихской опере, Марсель (“Богема”) в новой постановке Барри Коски в Берлинской комической опере. Рендалл — выпускник Jerwood Young Artist program в Глайндборне, молодежной программы при Зальцбургском фестивале и Оперной студии при Цюрихской опере.
Еще один дебют — родившийся в Кувейте выпускник Музыкального института при фестивале Равиния бас Тарек Назми в партии Зарастро. Он начал свою оперную карьеру в Баварской опере, исполнял ведущие партии в европейских театрах, гастролировал с Оркестром сэра Джона Элиота Гардинера.
В партии Памины — китайская певица Инг Фэнг. Она дебютировала в Лирик-опере в партии Церлины в “Дон Жуане” (сезон 2019-20 годов).
Дебютирующая за дирижерским пультом Карен Каменсек родилась в Чикаго. Окончила отделения фортепиано и дирижирования Индианского университета. Музыкальную карьеру начала в Европе. С 2000 до 2002 года была капельмейстером Венской народной оперы, с 2003 до 2006 года — музыкальным руководителем Театра Фрайбурга, с 2011 до 2015 года — музыкальным руководителем и главным дирижером Оперы Ганновера. В ноябре 2019 года дебютировала за дирижерским пультом Метрополитен-оперы с оперой “Эхнатон” (“Akhnaten”) Ф.Гласса.
Nota bene! Билеты на оперу ”Волшебная флейта” и другие спектакли сезона 2021-22 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте www.lyricopera.org, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.