В эти дни в Northlight Theatre (пригород Чикаго Скоки) идет спектакль “Свечи на День рождения” (“Birthday Candles”, перевод — мой) по пьесе Ноа Хэйдла. Режиссер — Джессика Тебус. В ролях: Кейт Фрай (Эрнестина Эшворт), Сайд Блейквелл (Элис/Мадлен/Эрни), Чик Джонсон (Мэтт), Сэмюэль Б.Джоксон (Билли/Джон), Корбетт Паско (Джоан/Алекс/Бет), Тимоти Эдвард Кейн (Кеннет). Премьера в Чикаго.
“Свечи на День рождения” — спектакль, который понравится всем. Действие происходит на кухне, где Эрнестина Эшворт из года в год готовит на свой день рождения торт. Этой традиции больше ста лет. Бабушка впервые показала рецепт маме, мама — Эрнестине, и вот уже сама Эрнестина учит кулинарному искусству детей и внуков. Мы встречаемся с девушкой в день ее семнадцатилетия. Она полна планов и надежд, репетирует монолог из “Короля Лира”, танцует и гордо говорит мальчику Кену, что не пойдет с ним на выпускной вечер. “Я удивлю Бога”, — говорит она, и зал понимающе смеется. (Надо сказать, что на премьере зал очень сопереживал героине, плача, вздыхая, негодуя вместе с ней. Какой-то особо эмоциональный зритель собрался в тот день в театре…) Вскоре Эрнестине исполнится восемнадцать, незаметно подойдет сорокалетие, а там и до семидесяти рукой подать. Последний день рождения станет для нее сто седьмым. И снова будут торт и надежда…
Итак, одна кухня и, как говорил Георгий Товстоногов о театральной сцене, — целый мир человеческих страстей. “Свечи на День рождения” — милый и трогательный рассказ о жизни одного человека. Взросление и ошибки молодости, любовь, забота о детях, привязанность, внуки, предательство близкого человека, старость и снова безрассудные поступки, любовь и преданность. Каждый в этом спектакле найдет какие-то параллели со своей жизнью, с жизнью друзей и знакомых.
Из недостатков спектакля отмечу его некоторую затянутость. Похоже, драматург (а вместе с ним — режиссер) не знал, как закончить историю, поэтому Эрнестина придет на любимую кухню и станет делать торт и после смерти. Хотелось бы, чтобы режиссер был повнимательнее к деталям. Например, сын героини говорит, что пора “откупорить шампанского бутылку”, и достает из холодильника бутылку prosecco. Да, и пластиковые стаканчики, из которых пьют prosecco, могли бы заменить на фужеры. Мелочи — скажете вы? Возможно, но они бросаются в глаза.
“Свечи на День рождения” — настоящий бенефис замечательной чикагской актрисы Кейт Фрай. Она ни на секунду не покидает кухню-сцену (спектакль идет девяносто минут без антракта) и ни на секунду не позволяет нам от нее отвлечься. Роль тяжелая — надо прожить с героиней жизнь от семнадцати до ста семи лет. Актриса справляется с этой задачей. Фрай купается в своей роли, на наших глазах превращаясь из амбициозной девушки в пожилую женщину, испытавшую предательство мужа, смерть сына, но не утратившую оптимизма и надежды. Интересно наблюдать за мельчайшими изменениями в пластике актрисы, ее манерой разговора, поведением.
Кейт Фрай — невероятно разноплановая актриса. У нее огромный послужной список ролей. Из запомнившихся отмечу Гедду Габлер в интерпретации Кимберли Синьор (“Гедда Габлер” Г.Ибсена, Writers Theatre, сезон 2013-14 годов), Урсулу в чикагской премьере пьесы Тома Стоппарда “Трудная задача” (“The Hard Problem”, Court Theatre, 2016-17), Морин Фолан в спектакле “Королева красоты из Линена” (“The Beauty Queen of Leenane“) по пьесе Мартина Макдона (Northlight Theatre, сезон 2017-18 годов), Эмили Дикинсон в спектакле “Красавица Амхерста“ (“The Belle of Amherst“, Court Theatre, сезон 2017-18 годов). Еще были роли в спектаклях “The Winter’s Tale” и “Ah, Wilderness!” (Goodman Theatre), “Electra” (Court Theatre), роли в театрах Нью-Йорка (Lincoln Center), Лос-Анджелеса (Center Theatre Group), Принстона (McCarter Theatre Center), Сент-Луиса (Repertory Theatre), работы в сериалах “Empire” и “Proven Innocent” (Fox), “Boss” (Starz), “Chicago PD” (NBC). В Northlight Theatre кроме “Королевы красоты…” Фрай играла еще в двух спектаклях: в фарсе из французской жизни “Скряга” (“The Miser”, сезон 2006-07 годов) и в драме “За пределами Маллингера” по пьесе Дж.П.Шенли (“Outside Mullingar”, сезон 2014-15 годов).
Кейт Фрай замужем за актером Тимоти Эдвардом Кейном. В актерской семье два сына. Вместе последний раз Кейт и Тимоти играли в спектакле “Скряга”. Спустя семнадцать лет актерская пара снова на сцене театра Northlight. Тимоти Эдвард Кейн сыграл того самого Кена, которому в семнадцать лет отказала Эрнестина, но это было только начало большого пути… Кейт Фрай — лауреат четырех премий “Джефф”. Я думаю, за бенефисную роль Эрнестины у нее есть все основания рассчитывать на пятую.
Драматург Ноа Хэйдл — выпускник Принстонского университета и Джульярдской школы (какое-то время он работал там резидентом-драматургом). Автор сценария фильма Фишера Стивенса “Реальные парни” (“Stand Up Guys”, 2012) с Аль Пачино, Кристофером Уокеном и Аланом Аркиным в главных ролях. На сцене Northlight Theatre еще не было пьес Хэйдла, а вот в Goodman Theatre шли два спектакля по его пьесам. В сезоне 2006-07 годов в театре состоялась мировая премьера спектакля по пьесе “Бдения” (“Vigils”), в сезоне 2014-15 годов мы увидели спектакль “Время не отпускает” (“Smokefall”).
Мировая премьера спектакля по пьесе “Свечки на день рождения” состоялась на Бродвее, в American Airlines Theatre (Нью-Йорк) 10 апреля 2022 года. Премьера последней по времени пьесы Хэйдла “Everything Beautiful” состоялась в октябре 2022 года в Residenz Theater (Мюнхен). В настоящее время Хэйдл является драматургом-резидентом Национального театра Мангейма. (К слову, первым драматургом-резидентом этого театра был Фридрих Шиллер.) Четыре года жил в Детройте. Сейчас — с женой и домашними кроликами — в Лос-Анджелесе. Работает над сценарием сериала “Kidding” с Джимом Керри в главной роли (режиссер — Майкл Гондри, платформа Showtime) и сериала, действие которого будет происходить в Детройте (заказ HBO).
Художественный руководитель Northlight Theatre Би Джей Джонс говорит: “Ноа Хэйдл — поэтический драматург, чьи произведения пронизаны яркой театральностью. Самые простые события в его пьесах могут заставить меня рассмеяться или довести до слез. Думаю, именно эти моменты привлекли меня в “Свечах на день рождения” и именно поэтому Джессика Тибус почувствовала себя подходящим режиссером для этой пьесы. Актерский состав во главе с Кейт Фрай настолько чувствителен и тонок, насколько можно было мечтать. Существует тонкая грань между сентиментальностью и сантиментами, и наша творческая группа прекрасно соблюдает этот баланс”.
Для директора режиссерской программы Северо-Западного университета (Director of the Graduate Directing Program at Northwestern University) Джессики Тебус “Свечи на день рождения” — девятая (!) постановка в Northlight Theatre. Большой популярностью пользовались ее спектакли “Into the Breeches!”, “The Book of Will”, “Dr. Jekyll and Mr. Hyde”, “Inherit the Wind”, “Red Herring”. Ставила Тебус и в других театрах Чикаго: в Steppenwolf — “Sex with Strangers”, “Intimate Apparel”, “When the Messenger is Hot”; в Lookingglass Theatre — “В саду: история любви по Дарвину” (“In The Garden: A Darwinian Love Story”, в сезоне 2013-14 годов состоялась мировая премьера этого спектакля по пьесе Сары Гмиттер о любви и семейной жизни Чарльза Дарвина и его жены — двоюродной сестры Эммы Вэджвуд), в Шекспировском — “The Feast: an intimate Tempest”; в обанкротившемся недавно Windy City Playhouse — “Вторая глава” (“Chapter Two”) по пьесе патриарха американской драматургии Нила Саймона (это было в инаугурационном сезоне 2015-16 годов). Последние три года подряд Тебус была режиссером спектакля “Рождественская сказка” в Goodman Theatre.
“Свечи на День рождения” — первый спектакль юбилейного, пятидесятого сезона Northlight Theatre.
Nota bene! Спектакль “Свечи на День рождения” идет до 8 октября. Абонементы и одиночные билеты на этот и другие спектакли сезона 2023-24 годов — по телефону 847-673-6300, на сайте www.northlight.org или в кассе театра по адресу: 9501 Skokie Blvd, Skokie, IL 60077.