Театры всего мира продолжают проводить онлайн-трансляции своих спектаклей. Кто-то делает это на платформах YouTube и/или Facebook, кто-то – на официальных сайтах. У кого-то качество трансляций оставляет желать лучшего, а кто-то делает это на высочайшем профессиональном уровне. Ко второй категории относится лондонский Королевский национальный театр (The Royal National Theatre, www.nationaltheatre.org.uk).
Кинотрансляции спектаклей театра начались задолго до того, как мир узнал зловещее слово “коронавирус”. День рождения программы “National Theatre Live (NT Live)” – 25 июня 2009 года. В этот день одновременно в двухстах кинотеатрах по всему миру в прямом эфире был показан спектакль “Федра” в постановке тогдашнего художественного руководителя театра Николаса Хайтнера c блистательной Хелен Миррен в главной роли. Чикаго присоединился к программе Национального театра 13 июля 2009 года, когда “Федру” показали в помещении Steppenwolf Theatre. Благодаря успешным гастролям спектакля “Август: графство Осейдж” в помещении Национального театра у чикагских актеров завязались дружеские отношения с английскими коллегами по цеху. Благодаря этим контактам именно “Степному волку” предоставили исключительное право показа в Чикаго “Федры” на большом экране.
Вторым, показанным в кино спектаклем Национального театра тоже стала классика – “Вишневый сад” А.Чехова с Зое Уонамейкер в роли Раневской. Дальше – больше. Помню, как меня поразил спектакль “Кухня” (“The Kitchen”) по пьесе Арнольда Вескера в постановке Бижана Шейбани. Никогда не забуду сценографию: вся сцена представляла собой кухню огромного ресторана на Вест-Энде в Лондоне пятидесятых. Повара и официанты – англичане, ирландцы, итальянцы, немцы, французы, евреи – разговаривают, обсуждают, спорят и выдают аргументированные “рецепты”. Не только кулинарные, но и политические, любовные, экономические, спортивные, культурные. На кухне обсуждаются все темы и принимаются любые решения… (Драматург Вескер известен крылатым выражением “Chips with Everything” – это название картины 1962 года по его сценарию.)
С каждым годом расширялось количество спектаклей Национального театра и мест, где их можно было показать. В Чикаго и пригородах к серии “NT Live” присоединились сначала Music Box, потом “Renaissance Place” (кинотеатр в Хайленд-парке), Центр кино имени Сискеля, “Century 12 Evanston/CinéArts 6” (кинотеатр в Эванстоне), Северо-Западный университет… В серии стали показывать не только спектакли Национального, но и других британских театров: Young Vic Theatre, Donmar Warehouse, Old Vic Theatre, театры Гарольда Пинтера и Ноэля Кауарда, Playhouse Theatre, зал “Барбикан”…
В феврале 2013 года мне довелось побывать в Национальном театре и встретиться с человеком, который стоял у истоков создания серии “NT Live”. Но вначале – несколько слов о самом театре.
Королевский национальный театр занимает почти целый квартал в двух шагах от Темзы, в центральном районе Лондона South Bank. В комплексе – три зала. Малая сцена (Cottesloe studio) рассчитана на четыреста мест и предназначена, в основном, для экспериментальных постановок. При необходимости сцена раздвигается и превращается в открытую площадку. Второй зал (Lyttelton theatre) рассчитан на восемьсот девяносто мест. В зале великолепно технически оснащенная сцена. Большинство спектаклей, показанных в кинотеатрах, сделаны именно с учетом особенностей этой сцены. Главная сцена (Olivier theatre) рассчитана на тысячу сто пятьдесят человек и названа в честь первого директора театра, легендарного сэра Лоуренса Оливье.
Национальный театр открылся в октябре 1963 года “Гамлетом” в постановке Оливье с Питером О’Тулом в главной роли. До марта 1976 года спектакли театра игрались на сцене The Old Vic Theatre. Там Оливье играл Отелло (1964 год, постановка Джона Декстера) и Шейлока (1970 год), Альберт Финни – Дона Педро в “Много шума из ничего” в постановке Ф.Дзефирелли (1965 год) и Гамлета (1975, постановка Питера Холла), Энтони Хопкинс – Одри в “Как вам это понравится” (1967 год) и Макбета (1972), Джон Гилгуд – Просперо в “Буре” (1974 год, постановка Питера Холла). В 1976 году театр получил, наконец, свое здание в районе South Bank, где и располагается до сих пор. Позднее его соседями стали галерея современного искусства TATE Modern, Британский институт кино, множество пабов и ресторанов.
Три сцены театра видели величайших актеров XX века. Большинство шекспировских пьес ставились на сцене Olivier theatre. “Гамлет” (1978) и “Макбет” (1980) с А.Финни, “Отелло” (1980) с П.Скофилдом, “Антоний и Клеопатра” с Э.Хопкинсом и Дж.Денч (все спектакли в постановке П.Холла)… В марте 1989 года новый главный режиссер театра Ричард Эйр поставил свой первый шекспировский спектакль – “Гамлет” с Дэниэлем Дэй-Льюисом в главной роли. 5 сентября того же года нынешний трехкратный оскаровский лауреат Дэй-Льюис после первого акта покинул сцену, чтобы навсегда уйти из Национального театра. На этой сцене оглушительный успех ждал Яна Маккеллена в “Ричарде III” (постановка Ричарда Эйра). В своей скандальной постановке “Сна в летнюю ночь” в 1992 году Робер Лепаж покрыл сцену театра таким количеством грязи, что зрителям первых рядов выдавали специальные пластиковые плащи, чтобы они не запачкались. Тревор Нанн – еще один легендарный режиссер Национального театра – в 1999 году поставил спектакль “Троил и Крессида” с черными актерами в ролях троянцев и белыми – в ролях греков.
Первым спектаклем сэра Николаса Хайтнера в качестве художественного руководителя театра стал “Генрих V” (2003 год). Все действующие лица были одеты в современные костюмы. Во время репетиций спектакля Дж.Буш и Т.Блейр объявили о начале войны против Саддама Хуссейна, и аргументы в пользу ведения Генрихом (эту роль играл Адриан Лестер) войны во Франции были прочитаны в совершенно другом, актуальном ключе.
История театра, известного как хранителя классического наследия, поражает размахом и широтой современных постановок. Оригинальнейшие “Франкенштейн” и “Кухня” – лишнее тому подтверждение. В Национальном театре ищут и находят новую драматургию, сочетая лучшие традиции британской сцены и новые веяния мирового театра. Национальный театр является первопроходцем самых смелых художественных и продюсерских идей. Одной из этих идей и стала инициатива театра по показу лучших спектаклей в кино. Об этом я поговорил в Лондоне c продюсером Национального театра Эммой Кейт. Перед вами – фрагменты нашей беседы.
– Какова главная цель показов спектаклей в кино?
– Главной целью была популяризация театра в английской глубинке. Не все могут лично приехать в Лондон и побывать в театре – вот для них мы и придумали кинопоказы. Привлечь жителей маленьких городков и деревень, заставить их ждать новых спектаклей и ходить на них в кино – такова была наша задача.
– Кто впервые озвучил эту идею?
– Николас Хайтнер и директор отдела кадров Лиза Бергер. У Хайтнера был опыт постановки спектакля в Метрополитен-опере, который впоследствии был показан на экранах мира в рамках проекта “Метрополитен-опера в кино”. После одобрения со стороны исполнительного директора театра Ника Старра эта идея стала постепенно воплощаться в жизнь. Театр в кино – почему бы нет? Вскоре проект возглавил Дэвид Себел.
Эмма Кейт работала в связке с исполнительным продюсером проекта (Head of digital), выпускником Northwestern University, бывшим актером Дэвидом Себелом. Он успел поработать с Джимом Хенсоном на кукольном фестивале в Нью-Йорке, попробовать свои силы помощником повара в Rose Bakery в Париже, получить диплом мастера на факультете бизнеса Кембриджского университета. После всего вышеперечисленного Себел понял, чего он хочет, – он хочет работать в театре. Но в каком качестве? Этого Себел пока не знал, и об этом он спросил у Николаса Хайтнера во время их первой встречи. Тот и предложил ему заняться организацией кинотрансляций спектаклей театра. Одной из первых в команде Себела оказалась Эмма Кейт.
– Мы изменили представление о стандартном кинотеатре, где камера размещается сзади, не всегда хорошие свет и звук… Для наших трансляций такое невозможно. Мы стремимся к тому, чтобы все элементы представления были на самом высоком уровне.
– Одно дело – играть в обычном зале, и совсем другое – понимать, что тебя в этот момент видят на всех континентах сотни тысяч людей. Как себя чувствуют актеры во время съемки? И меняется ли что-то в спектакле, когда его снимают для кино?
– Наш подход состоит в том, что актеры ничего не должны делать специально на камеру. Все должно быть точно так же, как в обычный день. На съемке работают одновременно до шести камер, но мы отключаем свет, и актеры не знают, какая камера работает. Мы стараемся донести до зрителя мельчайшие детали постановки. Зритель должен почувствовать, что он не в кино, а в театре. В этом большая разница. Конечно, кое-что приходится изменять. Для съемки в HD мы делаем актерам немного другой, более яркий грим. У актеров есть маленькие микрофоны. Когда мы записываем спектакль, мы немного меняем свет. Но, опять же, это только помогает зрителям во всем мире понять, что происходит на сцене.
– Могли ли вы предположить, что кинопоказы окажутся столь успешными?
– Мы надеялись. Мы хотели охватить как можно большее количество людей, но не ожидали, что их будет так много. Мы хотели показывать спектакли в других странах, но не думали, что их будет такое количество.
– Кто определяет, какие спектакли следует показывать в кинотеатрах, а какие – оставить только для зрителей театра?
– В основном, это прерогатива руководителей. В качестве принципа отбора лежит желание продемонстрировать широту жанров, стилей и направлений театра: от греческой трагедии и шекспировских пьес до актуальной современной драматургии.
– Заядлые театралы говорят, что живое присутствие в театральном зале несравнимо с кино. Что бы вы ответили этим людям?
– Без сомнения, эта точка зрения имеет право на существование. Никто не говорит, что поход на спектакль в кинотеатр заменит обычный театр. Наоборот, возможно, после похода в кино на наши спектакли люди заинтересуются репертуаром местного театра, и, может быть, впервые придут в него. А для людей, посещающих театры часто, наши показы интересны прежде всего открытием новой драматургии. Национальный театр помогает местным театрам расширить свою аудиторию. Когда мы только начинали, скептиков было значительно больше. Наш успех доказал живучесть этого проекта.
– Как вы представляете вашу аудиторию?
– Она различна в зависимости от каждого спектакля. Кто-то приходит на пьесу Шекспира, кто-то выбирает современную постановку. Отличительная черта нашего театра – высочайший уровень актеров. Даже если пьеса неизвестна широкому зрителю, его привлекут актерские имена и он пойдет на спектакль в ожидании открытий.
После окончания интервью пресс-секретарь Национального театра Мэри Паркер устроила мне небольшую экскурсию по зданию. На главной сцене Olivier theatre шли репетиции нового спектакля, но на несколько мгновений Мэри разрешила мне заглянуть в легендарный зал.
Национальный театр – театр репертуарный, спектакли идут довольно долго. Билеты в партер стоят, конечно, дорого, но театр всегда думает о малоимущих. Есть система скидок, возможность купить билеты подешевле. Еще одна отличительная особенность лондонских театров – экскурсии за кулисы. Национальный театр организует экскурсии шесть раз каждый день, а в некоторые субботы в театре устраивается Костюмный тур. За два часа экскурсии любителям театра предоставляется уникальная возможность увидеть костюмы, в которых блистали лучшие актеры британской сцены (многие из них упомянуты в этой статье).
Я посмотрел в Национальном театре два спектакля по пьесе одного драматурга – лауреата премий Лоуренса Оливье и “Тони”, классика английской литературы Алана Беннетта. В основе спектакля “Палочки для коктейля” (“Cocktail Sticks”) – детские воспоминания драматурга, а спектакль “Люди” (“People”) был построен как замечательный образец традиционного в лучшем значении этого слова театра.
…Мне понравился Национальный театр. Понравился своими прекрасными актерами, интересными спектаклями, уютным залом, доброжелательной атмосферой. Вернувшись в Чикаго, я продолжил смотреть спектакли театра. Уже в кино…
В марте 2020 года серия “National Theatre Live” поменяла свое название на “National Theatre at Home”. Театр стал показывать спектакли бесплатно на платформе YouTube (www.youtube.com/user/ntdiscovertheatre). С огромным успехом прошли такие прославленные постановки, как “Один слуга, два господина” (“One Man Two Guvnors”) в постановке Н.Хайтнера, “Антоний и Клеопатра” (“Antony & Cleopatra”) в постановке С.Годвина, “Трамвай “Желание” (“A Streetcar Named Desire”) в постановке Б.Эндрюса. Безусловным лидером “проката” стал “Франкенштейн” (“Frankenstein”) по мотивам романа Мэри Шелли в постановке Дэнни Бойла. Его посмотрели более двух миллионов зрителей. Впервые на сцене Национального театра сыграли любимые актеры миллионов зрителей Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер. В один вечер Камбербэтч играл студента Виктора Франкенштейна, Миллер – созданное им Чудовище; на следующий день актеры менялись ролями.
Каждый спектакль серии “National Theatre at Home” демонстрируется в течение недели. Первый спектакль июньской афиши – “Кориолан” (“Coriolanus”) по пьесе У.Шекспира лондонского театра Donmar Warehouse. Режиссер – художественный руководитель театра Джози Рурк. В главных ролях: Том Хиддлстон – Кориолан, Марк Гэттис – Агриппа, Дебора Финдли – Волумния, Хэдли Фрейзер – Тулл Авфидий, Эллиот Леви – Юний Брут. Запись 2014 года.
Рурк славится изобретательностью приемов. В его постановке в том же театре Donmar мы видели драму Бернарда Шоу “Святая Иоанна” (“Saint Joan”) с Джеммой Артертон в главной роли. “Кориолан” поставлен аскетичнее. Мрачная шекспировская драма разыгрывается блистательным созвездием британских актеров во главе с Томом Хиддлстоном. За главную роль он получил премию газеты Evening Standard и номинацию на премию имени Оливье. Это третья, после “Отелло” (2007 год) и “Иванова” (2008 год), работа актера в театре. В кино мы видели Хиддлстона в фильмах “Тор” (“Thor”, 2011), “Полночь в Париже” (“Midnight in Paris”, 2011), сериале Би-Би-Си “Пустая корона” (“The Hollow Crown”, 2012). Мне актер запомнился страдающим от депрессии рок-музыкантом Адамом в фильме Джима Джармуша “Выживут только любовники” (“Only Lovers Alive”, 2013) – оригинальной истории о двух бессмертных вампирах-любовниках. Их страсть длится столетия, они сходятся, расходятся и снова сходятся… Дуэт Хиддлстона и Тильды Свинтон был прекрасен!
Спектакль “Кориолан” в свободном доступе с 11.00 am 4 июня по 11.00 am 11 июня.
Благодаря компании Theatre HD все спектакли серии “NT Live” мы имеем возможность увидеть с русскими или украинскими субтитрами. Подключайтесь по ссылке
moscow.theatrehd.com/ru/play.