На презентации нового музыкального проекта Татьяны Меламед, Алекса Кофмана и гостя из Беларусии – Сергея Долгушева «Музыка наших корней» зал был переполнен. Слушателям удалось почувствовать дух и силу фольклорной музыки в магическом звучании старинных инструментов в сочетании с оригинальными аранжировками и виртуозным исполнением музыкантов. Публика получила неиссякаемый заряд энергии исходящий от истинных корней Восточной Европы.
Обильные снегопады и ударивший затем крепкий мороз не помешали фанатам, меломанам и просто любителям хорошей музыки отправиться в пятничный вечер 25-го января – да это Татьянин день! – в Good Men Club, расположенный на самом севере чикагского мегаполиса.
На сцене замечательное трио: великолепная Татьяна Меламед, певица и пианистка; скрипач-виртуоз Алекс Кофман и одаренный мультиинструменталист Сергей Долгушев с премьерой нового креативного проекта “Музыка наших корней”.
Исполнители поставили перед собой благородную задачу: показать как за сотни лет совместного существования тесно переплелись и обогатили друг друга фольклорные мелодии жителей Восточной Европы.
Зрителям ярко и артистично были представлены инструментальные композиции и песни на идиш, белорусском, украинском, польском и балканских языках, которые как живописные притоки вплетались в святую и полноводную реку под названием Искусство.
Концерт начался с исполненной Татьяной традиционной шаббатной песни “Шалом алейхем” – ее поют евреи в пятницу вечером после молитвы, – напевной и трогательной. А следующая живая и веселая белорусская песня в исполнении Сергея зажгла и согрела зрителей.
Весь вечер проходил с участием, как бы с аккомпанементом публики, которая тихонько подпевала, как удаленное эхо повторяла многоголосье вокалистов и рукоплескала танцевальным мелодиям. Ну как было усидеть на месте при звуках огненно-зажигательной композиции, перепевающей греческие и клейзмерские мотивы? Они захватили и увлекли всех, создавая приподнятое чувство сопричастности.
Сергей рассказал, что в Беларуси приняты такие спевы, или спевки, когда собираются несколько сотен человек и поют а капелла, без “флейт и труб”, в свое удовольствие. Сергей – создатель и руководитель общественной инициативы “Спеўны сход”, цель которой – не только знакомить людей с белорусской народной песней и музыкальной культурой других народов, но и петь вместе, участвовать в масштабных музыкальных фестивалях.
Сам Сергей это человек-оркестр, играющий на таких экзотических и уникальных музыкальных инструментах, как колёсная лира, сопилки, жалейки, народные дудки и окарины, не считая, конечно, “прозаической” гитары.
У него сильный и красивый баритон. Он окончил Белорусскую государственную академию музыки по классу сольного пения, был солистом Белорусской государственной филармонии. Он не только музыкант и певец, он этнограф, собирающий и популяризирующий белорусский песенный фольклор.
В 2018 году Сергей Долгушев получил стипендию Министра культуры и национального наследия Республики Польша “GaudePolonia”. Работал в Варшаве, участвовал в организации совместных польско-белорусских экспедиций по изучению песенного творчества Полесья, сотрудничал с польскими фолк-коллективами, издателями, этнографами.
Татьяна Меламед, Алекс Кофман и Сергей Долгушев составили блестящий ансамбль, убедительно продемонстрировавший высокое мастерство, безупречную технику, профессионализм музыкантов, вдохновенно призывающих всех что-то делать вместе, как поется в белорусской песне “Мы разом”.
Душой этого коллектива является любимица публики Татьяна Меламед. Она окончила музыкальное училище как джазовый пианист и Одесскую государственную консерваторию по классу классического фортепиано.
У нее глубокий чувственный голос с большим звуковым диапазоном и блестящая языковая одаренность, позволяющие легко переходить от одного музыкального жанра и языка к другим, являя полное перевоплощение в движениях, пластике, звучании голоса, костюмах.
Каждая ее песня это маленькая театральная миниатюра, самобытный уголок жизни со своей аурой. То это клейзмерские лирические напевы, то тревожная сефардская песня, то мелодия быстрая и зажигательная, как сам цыганский табор. Меня тронула пронзительная песня на ладино (напоминает испанский) с печальными словами: “Когда мама родила тебя на свет, она не дала тебе сердца, чтобы любить. Прощай, мой друг!”
Коль речь сегодня идет о наших корнях, полагаю, что неординарный талант Татьяны вырос, окреп и развился благодаря ее семейным музыкальным корням, семейным традициям и ее маме, известной в нашей общине пианистке Людмиле Ясинецкой. А теперь уже и сын Лёва сопровождает Татьяну в гастрольных поездках в качестве верного и понимающего аккомпаниатора. Она вспоминает:
– Я росла в доме, где всегда звучала музыка. Моя мама – профессиональная пианистка; старший брат играет на кларнете и фортепиано; младший окончил консерваторию по классу фортепиано и по классу скрипки; младшая сестра Клара окончила известную музыкальную школу имени Столярского и Одесскую консерваторию, пишет музыку, дает сольные концерты. Думаю, было вполне закономерным, что я стала музыкантом. Не знаю, продолжит ли мой сын семейную музыкальную традицию. Пока он учится в обычной школе, играет на фортепиано, бас– и акустической гитарах; он схватывает с полоборота, сам подбирает, сочиняет. Любит и чувствует джаз, играет песни “Битлз”. Мы с ним музицируем в четыре руки…
Близким Татьяне по духу является ее многолетний и постоянный партнер, коллега и единомышленник Алекс Кофман:
– Алик высокий профессионал, он как никто другой понимает и чувствует мою музыку. Мы составляем одно музыкальное целое: на сцене у нас полный контакт и понимание с полуслова и полужеста…
В руках Алекса Кофмана скрипка может петь нежнейшим райским голосом, плакать горькими, печальными слезами и уже через мгновение отчаянно реветь, как попавший в капкан раненный зверь.
Я назвала бы его королем клейзмера, потому что когда он выходит на сцену в белой рубашке, черной жилетке и шляпе набекрень, то под звуки чарующих еврейских мелодий мы мысленно переносимся в местечко наших предков с его тесными домиками, кривыми улочками и парящими в облаках шагаловскими персонажами.
Алекс тоже помнит о своих семейных музыкальных корнях. Его дед, рабай и кантор небольшого местечка, был образованным человеком, собирал пластинки с клейзмерскими песнями. Видимо, еще он был хорошим наставником, потому что по вечерам говорил внуку:
– Хватит гулять. Давай воспитывать твою душу. Слушай – это наша музыка.
И мальчик с детства впитал клейзмерские мелодии и ритмы, которые начал исполнять лишь десятилетия спустя, импровизируя, создавая современные аранжировки и инструментальные композиции.
Алекс окончил Минскую государственную консерваторию по классу скрипки, работал на Белорусском радио и телевидении.
Переехав в Чикаго, по счастливой случайности попал на выступление ансамбля Maxwell Street Klezmer Band. У них не было аранжировки и даже нот, но был молодой задор, энтузиазм, и это определило направление его дальнейшей музыкальной карьеры.
Уже без малого 30 лет Алекс Кофман возглавляет этот талантливый музыкальный коллектив (как музыкальный директор, композитор и лидирующий скрипач), который с неизменным успехом выступал на сценах Америки, Германии и Литвы, в нью-йоркском Карнеги-холле.
С годами Алекс сам стал преподавателем и четко сформулировал свои ориентиры:
– Музыка – это мысли, чувства, юмор. Дух нации. Биение истории… Тогда в Чикаго никто не знал о культуре клейзмера. Я пришел вовремя. И начал с ними работать. Мы раскрывали людям глаза, пробуждали национальную гордость. Эта народная музыка была уничтожена во время Холокоста, а новое поколение быстро американизировалось. Возрождение началось в конце 70-х в Европе и в 80-е докатилось до Америки…
У Алекса огромный музыкальный репертуар. В этот вечер он с блеском исполнял инструментальные произведения, его волшебная скрипка звучала во всех песнях, а сам он пел дуэтом и в трио, играл на бонгах и с Татьяной в четыре руки на фортепиано. Как заправский артист, встал на колено, изображая старика. И удивительно органично исполнял джаз на своей скрипке, будто именно для этого и созданной.
Звездный дуэт Тани и Алекса давно пользуется успехом и популярностью в нашей общине, благодаря их многогранности, музыкальности и артистизму. Им подвластно все: от песен военных лет и русского романса до французского шансона, аргентинского и польского танго, собственных импровизаций. У них множество креативных музыкальных программ, не похожих одна на другую.
Отменная акустика и прекрасный звукорежиссер Виктор Джаноев, он же основатель и владелец клуба Good Men Club, позволили музыкантам раскрыть свои таланты и возможности. В тот вечер зал был переполнен, благодарные зрители получили мощный заряд энергии, исходящий от наших истинных корней.
С нетерпением ждем новых встреч с этим замечательным трио: Татьяной Меламед, Алексом Кофманом и Сергеем Долгушевым.
Удачи вам!
Наталия Шур