Объявлен новый (2020-21 годов) сезон в Театре музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance). Он представляется на редкость интересным. В течение сезона в театре пройдут тридцать шесть представлений, включая международную премьеру, премьеру в Северной Америке, симфонические концерты, балетные спектакли и дебюты в Чикаго артистов из одиннадцати стран мира. Обо всем по порядку.
После прошлогоднего триумфального успеха “Жизели” Акрама Хана мы увидим новую работу этого замечательного хореографа и Английского национального балета (АНБ). 18-20 марта 2021 года в Чикаго состоится эксклюзивная североамериканская презентация (международная премьера) его балета “Creature” – первого после “Жизели” и третьего, созданного для АНБ (совместная постановка с Opera Ballet Vlaanderen). Копродюсером постановки выступает лондонский театр Sadler’s Wells, партнер постановки – театр “Харрис”. В балете “Creature” участвует Чикагский филармонический оркестр (Chicago Philharmonic, не путайте с Чикагским симфоническим!).
“Creature” – это история о подавлении, одиночестве и выживании человека, вдохновленная, с одной стороны, классиком экспрессионизма Георгом Бюхнером и его романом “Войцек”, с другой – тенями героев “Франкенштейна” Мэри Шелли. В блестящей творческой команде Хана – лауреат премии “Оскар” Тим Йип, композитор и звукорежиссер Винченцо Ламанья, драматург Рут Литтл. Акрам Хан говорит: “Образ изгоя и чужака остается главной темой моего творчества. В балете “Creature” я продолжаю изучать психологические состояния человека, связанные с чувством тревоги, боли, ярости, потери”.
6 и 7 ноября Акрам Хан покажет свой моноспектакль “XENOS” – его последнюю работу в качестве танцора. Балет о солдате Первой мировой войны раскрывает красоту и одновременно ужас человеческого существования. Балансируя между классическим балетом и современным танцем, спектакль показывает место человека между Востоком и Западом, прошлым и настоящим, мифологией и новейшими технологиями, перед которыми он до сих пор пребывает в удивлении и смятении. В спектакле участвует квинтет музыкантов в составе: Б.С.Манджунат, перкуссин; Адития Пракаш, вокал; Нина Харриес, контрабас; Кларис Рарити, скрипка; Тамар Осборн, саксофон.
Впервые с 2012 года на гастроли в Чикаго приезжает Балетная труппа Парижской оперы (Paris Opera Ballet, 4-6 февраля 2021 года). Мы увидим балет “Парк” (“Le Parc”) – радикальный и одновременно чувственный спектакль Ажелена Прельжокажа 1994 года на музыку В.А.Моцарта и сербского композитора Горана Вейводы. Действие балета происходит в Версале времен Людовика XIV. “Парк” – первый опыт сотрудничества прославленного балетмейстера с всемирно известной балетной труппой.
Знаменитый Симфонический оркестр академии Санта-Чечилия (The Orchestra dell’Accademia Nazionale di Santa Cecilia Roma) под управлением музыкального руководителя сэра Антонио Паппано даст в Чикаго единственный концерт 15 апреля 2021 года (дебют в театре). Солист – Максим Венгеров (это его первое за пять лет появление в Чикаго).
Оркестр академии Санта-Чечилия был первым оркестром Италии, который исполнял исключительно симфоническую музыку. Оркестр был основан в 1908 году. В разные годы им руководили выдающиеся музыканты XX века Густав Малер, Клод Дебюсси, Камиль Сен-Санс, Рихард Штраус, Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн, Клаудио Аббадо. С 2005 года за дирижерским пультом оркестра стоит многолетний художественный руководитель лондонского театра Ковент-Гарден сэр Антонио Паппано.
Впервые в Чикаго – крупнейшая оперная компания Африки и крупнейшая некоммерческая организация исполнительского искусства в Южной Африке Опера Кейптауна (Cape Town Opera) со спектаклем “Трилогия о Манделе” (26 и 27 февраля 2021 года), посвященном жизни и деятельности первого демократически избранного президента ЮАР Нельсона Манделы. В опере обыгрываются темы традиционных африканских песен, джаза и современной музыки.
В серии сольных вокальных вечеров – концерты крупнейших звезд современной оперной сцены: мексиканского тенора Хавьера Камарены (10 апреля 2021 года, это второе выступление певца в театре “Харрис”) и американских див Патрисии Расетт (8 декабря) и Джойс Ди Донато (17 февраля 2021 года).
В основе вечера трехкратного лауреата премии “Грэмми” Джойс Ди Донато – арии из опер и песни в диапазоне от барочной музыки до джаза из альбома “Songplay”. В январе 2020 года за этот альбом Ди Донато получила третью премию “Грэмми” в номинации “The Best Classical Solo Vocal Album”. Название альбома стало названием концерта. За роялем – Крейг Терри.
Патрисия Расетт (впервые на большой сцене театра) исполнит песни из репертуара Эдит Пиаф. Песни Пиаф о любви, печали и потерях сделали ее национальной певицей Франции. Расетт говорит: “Я постоянно возвращаюсь к песням Пиаф. Интуитивный характер, драйв ее выступлений с годами сливался со всеми аспектами моей собственной художественной идентичности. Попытка подражать Пиаф не является целью – просто так сделано. Этот вечер – мой шанс высказать свое мнение о песнях, которые приоткрывают окна в душу ее трагической и триумфальной жизни”. Концерт называется “Я ни о чем не жалею” (“Edith Piaf: No Regrets”). За роялем – Крейг Терри.
Мексиканский тенор Хавьер Камарена возвращается в Чикаго впервые после своего “сенсационного”, по мнению газеты Chicago Tribune, дебюта в театре “Харрис” в 2016 году. Певец считается специалистом по операм Моцарта и белькантовому репертуару, он блестяще берет высокие ноты, безупречен в колоратурном пении. Если прибавить к этому актерское наполнение образов, то получается картина просто идеального певца. Фотография Камарены украшала обложку юбилейного – в честь восьмидесятилетия со дня создания – журнала Opera News в январе этого года. В прошлом сезоне он исполнил партию Эрнесто в “Дон Паскуале” Г.Доницетти и стал вторым певцом в истории Метрополитен-оперы, спевшим на бис в середине спектакля. Публика всякий раз устраивала ему овацию, требуя повторить арию “E se fia che ad altro oggetto”, и певец триумфально повторял ее. Бисы Камарена повторил и в опере “Дочь полка” Г.Доницетти в мадридском театре Реал… Много лет партнером Камарены является пианист Анхель Родригес. Они выступают с сольными концертами по всему миру. Недавно, например, певец и пианист приняли участие в гастрольном туре по городам Испании и дебютировали с концертом в Лос-Анджелесской опере. В предстоящем концерте Камарена исполнит популярные арии из опер Ш.Гуно, Г.Доницетти, Дж.Верди, В.Беллини, песни Э.Лало и Ф.фон Флотова.
В популярной серии “MIX at SIX” представлены артисты из разных стран, выступающие в разных музыкальных стилях и направлениях. Концерты этой серии начинаются в 6 часов вечера и длятся без перерыва один час. В новом сезоне, помимо пяти концертов на главной сцене, пройдут два летних концерта на крыше театра. Мы услышим музыкантов из Нового Орлеана Дуэйна Допси и группы The Zydeco Hellraisers (19 августа), а также чилийской джазовой гитаристки Камилы Мезы и The Nectar Orchestra (2 сентября). В рамках серии выступят компания из Франции Herve KOUBI с программой “The Barbarian Nights or the First Dawns of the World” (10 ноября); американский композитор гаитянского происхождения Натали Йоахим с квартетом Spektral (2 декабря); “Chicago Dances” – созданная для театра “Харрис” танцевальная композиция чикагского хореографа Бена Уорделла и ансамбля The Cambrians (21 января 2021 года); певец и композитор из Сан-Франциско Меклит с музыкой в стиле джаза, фолка и народных мелодий его родной Эфиопии (27 апреля 2021 года); программа танцевального ансамбля Чикагской академии искусства (The Chicago Academy for the Arts, 6 мая 2021 года).
Десятый сезон подряд резидентом театра ”Харрис” является Камерное музыкальное общество Линкольн-центра (Chamber Music Society of Lincoln Center). Художественные руководители Общества – семейная пара Дэвид Финкель (виолончель) и Ву Хан (фортепиано). В юбилейном сезоне запланированы четыре концерта, в том числе один – в составе Family Series. Один из концертов называется “The Chamber Music Society of Lincoln Center in Albert and Wolfgang” (17 октября). Нас ждет вечер видеоинсталляций и музыки, раскрывающий связи между двумя гениями цивилизации – Вольфгангом Амадеем Моцартом и… Альбертом Эйнштейном. Четыре других концерта – “Испанские влияния” (15 октября), “Из Праги в Вену” (16 декабря), “Великие сонаты” (3 марта 2021 года), “Эффект Брамса” (28 апреля 2021 года). В заключительном концерте сезона впервые в Чикаго выступит The Percussion Collective (24 марта 2021 года). В программе: “Секстет” нью-йоркского композитора Стива Райха и пьеса американского композитора и мультиинструменталиста, лауреата премии “Эмми” Гарта Нойстадтера “Seaborne” – произведение, раскрывающее красоту и хрупкость океанов нашей планеты.
Family Series – серия концертов выходного дня. Эти концерты предназначены для детей в возрасте от четырех до двенадцати лет и начинаются в субботу в 2 часа дня. В серии намечены спектакль чикагского ансамбля Manual Cinema и кукольного театра The Magic City (17 апреля 2021 года) и вечер Оперы Кейптауна “Freedom In Our Time” (27 февраля 2021 года) – программа, представляющая молодой аудитории жизнь и деятельность Нельсона Манделы.
Концерты серии Beyond the Aria будут объявлены летом.
В театре “Харрис” пройдут также выступления чикагских танцевальных трупп Giordano Dance Chicago и Hubbard Street Dance Chicago.
Новый сезон начнется 19 августа 2020 года и продлится до 6 мая 2021 года.
Новый сезон театра “Харрис” был целиком спланирован президентом и исполнительным директором Патрисией Барретто. Она умерла 3 марта в возрасте сорока пяти лет. В этот вечер я был в театре на последнем концерте Бетховенского цикла Революционно-романтического оркестра под управлением сэра Джона Гардинера. Вечер начался с проникновенных слов сэра Джона и минуты молчания. Потом зазвучали первые такты Шестой (“Пасторальной”) симфонии Бетховена. Это было душераздирающее исполнение и душераздирающий концерт. Невозможно было поверить, что Патрисии Барретто больше нет. Молодая, харизматичная, энергичная, она излучала обаяние, любовь, жизнь. Она любила искусство, она стремилась привезти и показать в Чикаго все лучшее, что было в мировом театре. Три года она возглавляла театр “Харрис”, и за это время только благодаря ее энтузиазму мы увидели “Жизель” Акрама Хана и Английского национального балета, Гамбургский балет Джона Ноймайера, Opera Atelier, оперы Монтеверди с хором и оркестром Гардинера, Американский балетный театр с последним балетом Ратманского, спектакль ”Layla and Majnun” труппы Марка Морриса, Штутгартский балет с работами израильских балетмейстеров… Только благодаря ее настойчивости совсем недавно в Чикаго прошел Бетховенский цикл Гардинера. (В своем прощальном слове это подтвердил сэр Джон.) Только благодаря ее энергии мы скоро увидим все те концерты и спектакли, о которых я сказал выше. Все это сделала для нас Патрисия…
Мое интервью с ней год назад вышло под заголовком “Я – счастливый человек”. Вот такой – счастливой – я ее и запомню.
Благодаря Патрисии Барретто скоро мы встретимся с еще одним замечательным балетным коллективом из Европы. 1-3 мая 2020 года впервые в Чикаго состоятся гастроли Танцевального театра Пины Бауш (Tanztheater Wuppertal Pina Bausch). Мы увидим спектакль “Palermo Palermo” – один из сорока шести, созданных Пиной Бауш с 1973 до 2009 годов. В балете представлены лучшие танцоры труппы. Их опыт, как пишет балетный критик New York Times, “дополнен художественным воображением хореографа и повседневной реальностью, преобразованной в незнакомом контексте”. О Танцевальном театре Пины Бауш и предстоящих спектаклях – в ближайших выпусках Балетного обозрения.
Nota bene! Билеты на все спектакли и концерты Театра музыки и танца “Харрис” сезонов 2019-20 и 2020-21 годов – по телефону 312-334-7777, на сайте www.harristheaterchicago.org или в кассе театра по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601.