Лето в Чикаго проходит без живой музыки. По самым оптимистичным прогнозам мы встретимся с Чикагским симфоническим оркестром (далее — ЧСО) 17 сентября на ежегодном бесплатном концерте в парке “Милленниум”. В программе: Третья увертюра к опере “Леонора” Л.ван Бетховена и “Шехеразада” Н.Римского-Корсакова. Концерты открытия юбилейного, сто тридцатого сезона запланированы на 18-20 сентября. В программе: Концерт для флейты и арфы В.А.Моцарта, солисты — концертмейстеры групп флейт Стефан Рагнар Хоскулдссон и арф Сара Буллен; Девятая симфония Ф.Шуберта. Всеми первыми концертами нового сезона ЧСО (17 сентября — 3 октября) дирижирует музыкальный руководитель Риккардо Мути.
В начале июня маэстро выступил с Венским филармоническим оркестром в зале Музикферайн. Прозвучала музыка Чимарозы, Моцарта и Шуберта. 21 июня Риккардо Мути открыл юбилейный, Тридцатый оперный фестиваль в итальянском городе Равенна (Ravenna Festival). Концерт открытия прошел на открытом воздухе, в крепости XV века Рокка Бранкалеоне (Rocca Brancaleone). Маэстро дирижировал Молодежным оркестром Луиджи Керубини численностью в шестьдесят человек. Риккардо Мути основал этот оркестр в 2004 году.
В маленькой Равенне находятся восемь памятников мирового значения. Город стал местом последнего упокоения Данте Алигьери. В знак признания огромной роли Равенны в мировой культуре на концерте 21 июня присутствовали президент Сената Италии, министр культуры Италии, глава Центра всемирного наследия ЮНЕСКО.
5 июля в Равенне состоялся еще один концерт, которым дирижировал Риккардо Мути. Это был концерт серии “Пути дружбы”. Первый подобный концерт состоялся в 1997 году в разрушенном войной Сараево и с тех пор проходит ежегодно в разных, часто самых горячих точках мира. В разные годы концерты проходили в Бейруте и Босре (город на юге Сирии). Двадцать четвертый концерт “Пути дружбы” был посвящен памяти Халеда аль Асаада — ученого-археолога, хранителя раскопок Пальмиры, жестоко убитого боевиками ИГИЛ пять лет назад, и Хеврин Халаф — сирийской общественной деятельницы курдского происхождения, казненной исламистами во время военной операции турецкой армии недалеко от Ракки. Прозвучала Третья симфония Л.ван Бетховена. В составе Молодежного оркестра Луиджи Керубини было девять сирийских музыкантов. Они работают в европейских оркестрах и приехали в Италию специально для этого выступления.
В интервью телекомпании Еuronews Риккардо Мути сказал: “Музыка, как замечал блаженный Августин, лечит душу. Гармония врачует раны, видимые и невидимые. Музыкой мы так выражаем благодарность и любовь ко всему сущему. Я — итальянец, кто-то — немец, он — француз, а кто-то — сириец. Сегодня это ничего не значит. Мы — как мозаика, и если кто-то вынимает хотя бы один кусочек, рушится вся гармония. То же самое можно сказать и о странах. Мы объединяемся в музыке, чтобы передать наше послание миру. Я охотно принимаю приглашения выступить просто так, на дружеских основаниях, чтобы поддержать тех, кому сложно. Так я попал в Сараево в 1997 году. Мы собирали музыкантов и хористов по всей стране, просили приехать. Это не носило никакого коммерческого характера, просто жест дружбы, солидарности, проявление сочувствия. Точно так же сегодня мы работаем с музыкантами из Сирии”.
Находясь в Равенне, Риккардо Мути дал развернутое интервью агентству Associated Press. Немалую часть времени маэстро посвятил ЧСО и Чикаго. Он сказал, что надеется заново “открыть” в городе классическую музыку. Мути предложил, чтобы концерты ЧСО проходили в парке “Милленниум”. Количество зрителей можно ограничить двумя тысячами вместо тридцати. Можно тестировать музыкантов перед выходом на сцену. Можно придумать репертуар, который бы ограничивал количество музыкантов на сцене… Маэстро Мути убежден: со всеми этими и другими предосторожностями музыка может и должна звучать в Чикаго! Семидесятивосьмилетний дирижер сказал, что коронавирус “разрушил музыку”, а закрытые залы лишают мир духовной пищи. Дирижер отметил, что даже во время мировых войн театры оставались открытыми. “Вирус разрушительнее бомб, — сказал Риккардо Мути. — Из Равенны я посылаю сигнал солидарности всему культурному миру. Вы можете перезапустить концерты, и вы должны — со всеми нормами предосторожности — сделать это. Вы платите высокую цену за отсутствие культуры.”
Дирижер высказался также о межрасовых проблемах современного общества: “Я мечтаю, чтобы в оркестрах, хорах, концертных залах было намного больше афроамериканцев. В том, что их мало, — наша вина. Мы создавали ощущение, что наша музыкальная культура — это культура элиты, культура высших, “утонченных” людей. Это не так. Мы должны открыть свои объятия для всех, как мы это делали и будем делать в Чикаго”.
Напомню, что весной ЧСО под управлением Риккардо Мути собирался впервые исполнить Третью симфонию Флоренс Прайс и сочинение “Мать и ребенок” Уильяма Гранта Стилла — двух афроамериканских композиторов, чьи произведения редко можно услышать в симфонических залах. Перед началом сезона маэстро Мути сказал: “Мне говорили о Симфонии Прайс еще во время первого приезда в Чикаго. Она написана искренне… Современная музыка не обязательно должна быть сложной для восприятия. Музыка Прайс идет от сердца. То же самое я могу сказать о музыке Стилла”. К сожалению, из-за пандемии коронавируса премьеру пришлось отложить.
В 1991 году Риккардо Мути провел в Филадельфии концерт в честь Мартина Лютера Кинга. Вспоминая тот день, дирижер сказал: “Я первый и единственный раз увидел, что зал на девяносто процентов заполнен афроамериканцами”.
В Чикаго маэстро постоянно работает с афроамериканской общественностью, привлекая их на репетиции и концерты ЧСО. С 2016 года количество афроамериканцев в Симфоническом центре увеличилось до трех тысяч человек.
Пока “живых” концертов нет, мы вспоминаем лучшие записи ЧСО, сделанные в разные годы с разными дирижерами. По вторникам в 8.00 pm по чикагскому радио, на волне классической музыки WFMT-FM (98.7) продолжается серия концертов под общим названием “From the CSO’s Archives: Maestro’s Choice”. Маэстро Риккардо Мути, который сам отобрал записи для радиотрансляций, говорит: “В отсутствие музыки в больших залах благодаря этим концертам я надеюсь, что люди останутся связанными духовно с великолепными музыкантами ЧСО”. Интереснейшие концерты прошли в апреле-июне. Вот что нас ждет в ближайшие две недели.
21 июля. В программе: Увертюра к опере “Сицилийская вечерня” (запись с концертов июня 2017 года, входит в диск лейбла CSO Resound) и Реквием Дж.Верди (запись с концертов января 2009 года, входит в диск лейбла CSO Resound). Солисты: Барбара Фриттоли, сопрано; Ольга Бородина, меццо-сопрано; Марио Зеффири, тенор; Ильдар Абдразаков, бас. ЧСО под управлением Риккардо Мути. Чикагский симфонический хор. Хормейстер — Дуайн Вулф.
Концерты ЧСО с Реквиемом Верди в Чикагском симфоническом центре 15-17 января 2009 года стали выдающимся явлением культурной жизни не только Чикаго, но и всей страны. Мне посчастливилось побывать на одном из этих концертов. Для дебюта с ЧСО в качестве нового музыкального руководителя Риккардо Мути собрал блестящий состав исполнителей: Бородина, Фриттоли, Зеффири, Абдразаков. Каждый из них в полной мере проникся идеями дирижера и идеально соответствовал его замыслу. Спустя год Реквием стал первым совместным диском Риккардо Мути и ЧСО. Это третья запись Реквиема в дискографии Мути и ЧСО. До этого ЧСО дважды записывал Реквием: в 1977 году с сэром Георгом Шолти (среди солистов выделялась Леонтин Прайс) и в 1993 году с Даниэлем Баренбоймом (в записи участвовали Пласидо Доминго и Ферручо Фурланетто). Что касается Мути, то он записывал вердиевский шедевр в 1979 и 1987 годах. На состоявшейся 13 февраля 2011 года в Лос-Анджелесе 53-й церемонии вручения музыкальных премий “Грэмми” диск с записью Реквиема победил в двух категориях: “Лучший альбом классической музыки” и “Лучшее хоровое исполнение”. “Это была идея Мути — пригласить нас в Чикаго. Мы много лет сотрудничаем и дружим, и все, что делает Мути, — это как минимум претензия на то, что будет нечто незабываемое! — говорила Ольга Бородина в интервью российским газетам. — Мы счастливы сотрудничать с Риккардо и дорожим близкой дружбой с ним. Над Реквиемом мы трудились в поте лица каждый день. Маэстро Мути очень любит репетировать подолгу, утром и вечером. Я себя чувствовала плохо, за две недели до этого перенесла очень тяжелую операцию, была чуть ли не при смерти. К тому же в течение нескольких дней после перелета из России в Чикаго мы долго адаптировались к смене часовых поясов. Может быть, все это как-то сыграло свою роль. Во всяком случае, для меня это была очень непростая запись.”
28 июля. На место Риккардо Мути за дирижерский пульт ЧСО “встает” Пьер Булез. В программе: Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор И.С.Баха/А.Шенберга (запись с концертов декабря 1991 года), Первая рапсодия для кларнета с оркестром К.Дебюсси (солист — Лэрри Комбс, запись с концертов ноября 1994 года), “Вознесение”: четыре симфонические медитации О.Мессиана (запись с концертов ноября 1996 года), песня Г.Малера “Ich bin der Welt abhanden gekommen” из цикла “Rückert Lieder” (солист – Жозе Ван Дам, бас-баритон, запись с концертов ноября 1996 года), пьеса “Эскиз письма” для виолончели соло и семи виолончелей П.Булеза (солист — Джон Шарп, запись с концертов сентября 1994 года), Глаголическая месса Л.Яначека (солисты — Эльжбета Шмытка, сопрано; Нэнси Молтсби, меццо-сопрано; Стюарт Нил, тенор; Натан Берг, бас-баритон; Дэвид Шрадер, орган, запись с концертов ноября 2000 года). ЧСО под управлением Пьера Булеза. Чикагский симфонический хор. Хормейстер — Дуайн Вулф.
В этой программе мы услышим потрясающий звук кларнета многолетнего (с 1978 до 2008 года) концертмейстера группы кларнетов ЧСО Лэрри Комбса и замечательный голос бельгийского бас-баритона Жозе Ван Дама.
Записи всех концертов доступны на сайте www.wfmt.com/programs/maestros-choice. Все видеоматериалы ЧСО — на YouTube-канале: www.youtube.com/user/csowebmaster/featured. Много видеоматериалов и фрагментов концертов — на YouTube-канале Риккардо Мути: www.youtube.com/user/riccardomutichannel. Все подробности о ЧСО — на официальном сайте cso.org/home/ и специально созданной странице “CSO From Home” csosoundsandstories.org/category/cso-from-home.
Концерты серии “CSO From Home” пройдут до 15 сентября. О программах августа-сентября я расскажу в ближайших выпусках Музыкального обозрения.