В прошлом году чикагскому оркестру и хору “Music of the Baroque” исполнилось пятьдесят лет. Из-за пандемии коронавируса праздничных мероприятий не было и целый ряд творческих проектов пришлось перенести. В сезоне 2021-22 годов мы услышим многое из того, что планировалось в прошлом сезоне.
Как всегда, программа исполняется дважды: один раз – в Театре музыки и танца “Харрис” (205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601), второй раз – в концертном зале ближайшего пригорода Чикаго Скоки (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076). Посмотрим, что нас ждет впереди.
19 сентября, 3.00 pm, North Shore Center; 20 сентября, 7.30 pm, Harris Theater. Первый концерт сезона называется “Барочные фейерверки”. В программе: “Spectacle of Light” С.Гарроп, Вторая оркестровая сюита из цикла “Музыка на воде”, Первый концерт a due cori для четырех гобоев и двух фаготов и “Музыка для королевских фейерверков” Г.Ф.Генделя, Первый концерт для трех труб Г.Ф.Телемана. Солисты: Барбара Батлер, труба; Тейдж Ларсен, труба; Чаннинг Филбрик, труба. За дирижерским пультом – музыкальный руководитель “Music of the Baroque”, дама-командор ордена Британской империи Джейн Гловер. Такой почетный титул она получила в январе 2021 года.
Концерт барочной музыки начнется с музыки новой – мировой премьеры пьесы “Spectacle of Light” чикагского композитора Стейси Гарроп. Впервые в истории оркестр поручил композитору написать новое произведение по мотивам барочной музыки. Что касается сочинений господ Генделя и Телемана, то они как нельзя лучше характеризуют возвращение в полном объеме симфонической музыки к зрителям!
17 октября, 3.00 pm, North Shore Center; 18 октября, 7.30 pm, Harris Theater. “Вивальди и друзья”. В программе: Concerto Grosso фа мажор А.Корелли, Концерт до мажор для фагота и Концерт для трех скрипок А.Вивальди, Первая сюита для оркестра до мажор И.С.Баха, Концерт для гобоя ре минор Т.Альбинони. Дирижер – специалист по старинной музыке, основатель и руководитель барочного ансамбля Шотландии Dunedin Consort Джон Батт. Солисты: Кэтлин Брауер, скрипка; Кевин Кейс, скрипка; Шарон Полифрон, скрипка; Энн Бах, гобой; Уильям Бахман, фагот.
Кончерто гроссо в переводе с итальянского (“concerti grossi”) означает “большие концерты”. Основоположником жанра считается итальянский скрипач и композитор Арканджело Корелли. Именно он придумал, чтобы солировал не один, а группа однородных инструментов (чаще всего – скрипки, но бывают альты и виолончели) или несколько разных инструментов (например, скрипка и альт, альт и виолончель…).
28 ноября, 7.30 pm, North Shore Center; 29 ноября, 7.30 pm, Harris Theater. “Мессия в День благодарения”. Впервые после декабря 2019 года в концерте участвует хор “Music of the Baroque” В программе: Мессия Г.Ф.Генделя. Дирижер – Николас Кремер. Солисты: Шерезад Пантаки, сопрано; Эллисон Макхарди, меццо-сопрано; Мэтью Брук, бас-баритон; Ричард Крофт, тенор.
16-19 декабря. Праздничные вечера барочной музыки (Holiday Brass & Choral Concerts). В программе: произведения композиторов эпохи Средневековья и начала XVIII века. За дирижерским пультом – дирижер Монреальского симфонического хора и Carmel Bach Festival Chorale Эндрю Мегилл. Программа будет исполнена четыре раза:
- 16 декабря, 8.00 pm, Grace Lutheran Church, 7300 W.Division St, River Forest, IL 60305;
- 17 декабря, 8.00 pm, St. Michael’s Church, 1633 North Cleveland Ave, Chicago, IL 60614;
- 18 декабря, 2.00 pm, Faith, Hope, & Charity Church, 191 Linden St, Winnetka, IL 60093;
- 19 декабря, 2.00 pm, Alice Millar Chapel, 1870 Sheridan Rd, Evanston, IL 60208.
27 февраля, 7.30 pm, North Shore Center; 28 февраля, 7.30 pm, Harris Theater. Программа из произведений В.А.Моцарта. Родившийся в Чикаго концертмейстер группы кларнетов Нью-Йоркского филармонического оркестра Энтони Макгилл исполнит Концерт для кларнета с оркестром. В программе также: Сороковая симфония и увертюра к опере “Луций Сулла”. Дирижер – Джейн Гловер.
20 марта, 7.30 pm, North Shore Center; 21 марта, 7.30 pm, Harris Theater. Программа “Классические героини” в какой-то степени продолжает последний предпандемийный концерт оркестра “Дивы-соперницы у Генделя и Моцарта”. Сопрано Аманда Форсайт исполнит арии из опер Г.Ф.Генделя, Й.Гайдна, Г.Перселла. Дирижер – Николас Кремер.
10 апреля, 7.30 pm, North Shore Center; 11 апреля, 7.30 pm, Harris Theater. Одно из главных событий сезона – исполнение Пасхальной оратории И.С.Баха. Солисты – Джулия Ван Дорен, Элизабет Дешонг, Джеймс Гилчрист, Майкл Сумуэл. Дирижер – Джейн Гловер. Величественная Пасхальная оратория – единственная сохранившаяся кантата Баха для тенора (партия Джеймса Гилчриста). Премьера оратории состоялась в пасхальный вечер 1725 года.
8 мая, 7.30 pm, North Shore Center; 9 мая, 7.30 pm, Harris Theater. Финальный концерт сезона объединяет имена братьев Гайдн. В программе: Двадцать шестая симфония Михаэля Гайдна (1737-1806) и оратория “Сотворение мира” его старшего брата Йозефа. Дирижер – Джейн Гловер.
В жизни братья Гайдн дружили, в творчестве – соперничали между собой. Пока Йозеф путешествовал по модным музыкальным кругам и играл князьям Эстерхази, Михаэль открыл магазин в Зальцбурге и подружился с семьей Моцарта. Сегодня Йозефа считают великим композитором, а произведения Михаэля почти не исполняются. Правильно ли это? Послушаем и сравним их музыку. Правда, произведения неравные: одна из симфоний и торжественная оратория. Йозеф Гайдн признавался, что “никогда не был так благочестив, как во время работы над “Сотворением мира”. Я ежедневно падал на колени и просил Бога, чтобы он дал мне силы для счастливого выполнения этого труда”. Первое исполнение оратории состоялось 30 апреля 1798 года в Вене во дворце мецената князя Йозефа Шварценберга. Он был одним из тех, кто заплатил гонорар композитору. Биограф Гайдна пишет: “Дворец был расположен на площади мучного рынка. Чтобы обеспечить удобный для гостей подъезд ко дворцу, торговцы мукой и бобами вынуждены были убрать свои лотки. За это князь выплатил им десять гульденов и пятьдесят крейцеров компенсации. Для регулирования движения перед началом концерта на площадь были направлены двадцать четыре полицейских – конных и пеших”. Первое публичное исполнение оратории состоялось год спустя, в день именин Гайдна, 19 марта 1799 года в Венском императорском придворном театре. Желающих послушать ораторию оказалось так много, что перед входом возникла давка, в которой едва не погиб ребенок. “Сотворение мира” стало первой в истории светской ораторией, написанной на немецком языке. Это оказалось настолько непривычным для венцев, что сразу же был сделан итальянский перевод. Именно с “Сотворения мира” 24 марта 1802 года в Петербурге открылось Филармоническое общество. (Источник – А.Кенигсберг.) Последний раз на Среднем Западе оратория исполнялась в 2017 году на Музыкальном фестивале Равиния. Чикагским симфоническим оркестром дирижировал Джеймс Ливайн.
Nota bene! Вся информация и билеты на концерты оркестра и хора “Music of the Baroque” – на сайте www.baroque.org.