С 7 по 16 марта в городах США и Канады состоятся показы спектакля “Мой внук Вениамин” по пьесе Людмилы Улицкой. Режиссер — Марфа Горвиц. В ролях: Лия Ахеджакова, Александра Ислентьева, Ольга Грудяева, Егор Трухин. Гастроли проходят в рамках Международного фестиваля искусств “Вишневый сад” (Cherry Orchard Festival).
Действие спектакля происходит в Москве в 1983 году. В одной квартире живут двоюродные сестры: портниха Эсфирь Львовна и акушерка Елизавета Яковлевна. Автор пьесы Людмила Улицкая пишет про Эсфирь так: “Жестоковыйный народ” — сказано про ее породу. Темперамент полководца, вдохновение, артистизм. Убеждена, что ей дано нечто, в чем отказано всем остальным. Самопожертвованию ее нет границ. Деспотизму — тоже… Она — последняя местечковая еврейка”.
У Елизаветы Яковлевны характер другой: “Бездетная акушерка. Кто не понимает — объясню: это умирающий от жажды разносчик воды. Жертва ее отвергнута. Когда такой человек обижен и оскорблен, он становится Каином. Когда смирен и тих — Елизаветой Яковлевной”.
У Эсфири есть сын Лева. Ему тридцать четыре года, он — талантливый ученый, но с личной жизнью не сложилось. Живет один. (В спектакле он так и не появится, хотя весь сюжет крутится вокруг него.) Эсфирь долго переживала, что сыну пора жениться, а у него никого нет, а потом решила сама взяться за дело и привезти сыну невестку. Откуда? Из Бобруйска, где, как она думает, еще остались хорошие девушки из приличных еврейских семей. И такая девушка находится — скромная, милая Соня. “Находка для Левы”, — решает Эсфирь и начинает действовать…
В пьесе и спектакле поднимаются сразу несколько тем. Кому-то больше придется по душе трогательная история о материнской любви, ее желании счастья для своего сына, желании иметь внуков; кто-то отметит классический конфликт поколений, на этот раз — матерей и детей. Есть здесь воспоминания о прошлом, остроумные диалоги интеллигентных московских старушек и, конечно, вечная еврейская тема — как же без нее?
В главной роли блистает единственная и неповторимая Лия Ахеджакова. Она купается в своей роли, находя неисчерпаемые краски в характере своей героини. В интервью изданию Медуза Ахеджакова рассказала подробности создания спектакля: “То, что пьесу написала Улицкая, — уже аргумент в пользу текста. Мне сейчас был важен именно этот выбор. Я же должна искать роль, которая бы мне соответствовала, чтобы меня в ней что-то грело, слезы вызывало, а не просто два прихлопа, три притопа. Кроме того, я не отношусь к антрепризе как к чистому заработку денег. Поскольку я не очень востребована в театре, для меня антреприза — возможность что-то сыграть, что мне дорого, на что у меня сердце откликается… Я давно носилась с этой пьесой, лет пять, предлагала ее ставить в “Современнике”, но не получилось. Я пыталась в кино это осуществить, тоже ничего не вышло, не нашлись деньги. Мне оставалось единственное — частный проект. Вместе с моим продюсером мы искали постановщика, говорили со многими молодыми режиссерами. Нашли Марфу Горвиц… Я боялась, что коллектив не сойдется. Но всем, кто занят в этом спектакле, очень легко, потому что мы одного поля ягоды. Марфа — человек, очень мне близкий по мировоззрению. Художник спектакля Вера Мартынова… из гнезда Дмитрия Крымова. Она показала эти крохотные кухоньки, куда ни зайди, одинаковые по всей стране, и железный занавес. Конец восьмидесятых… Улицкой нравится спектакль, хотя мы были вынуждены отсечь несколько линий. Она еще раньше говорила, что пьеса бытовая и мне будет очень трудно. Сейчас, я думаю, она эту тему иначе бы освещала. Мы проскочили период надежды и веры, все погублено, все не случилось, все пошло по спирали. Наверное, сейчас подобный сюжет мы получили бы совершенно в другом виде. Еще более тревожном. Но мне кажется, Улицкая — не пессимист и истерик, у нее здоровый, умный взгляд на наше общество, на будущее страны”.
В 2015 году Лия Ахеджакова была удостоена почетного приза премии “Ника” в номинации “Честь и достоинство”. Именно эти слова характеризуют несгибаемый характер мужественной Лии Меджидовны. После начала широкомасштабного вторжения России в Украину Ахеджакова стала символом морального протеста. Зигующая российская власть не простила актрисе ее ясную антивоенную позицию. Спектакли с ее участием срывались, отменялись, на нее набрасывались доносчики всех мастей, актрису клеймили в z-каналах и на телевидении. В этом позорном параде поучаствовал и Московский театр “Современник”, в котором Ахеджакова проработала больше сорока пяти лет. Последней каплей стало закрытие спектакля “Игра в джин” с ее участием. 10 марта 2023 года актриса ушла из театра и сейчас играет только в антрепризных спектаклях.
У лауреата премии “Золотая маска” Марфы Горвиц два образования — актерское и режиссерское: Московская международная киношкола, Высшее театральное училище имени Щепкина, режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС (курс С.Женовача). Актерское образование помогло, когда в одном из спектаклей ей пришлось заменить заболевшую актрису и сыграть роль Сони. Из интервью Марфы Горвиц: “Дни создания спектакля были безумными и прекрасными… Лия открыта для диалога, в ней нет возраста. Мы работали на равных. У нас сложился прекрасный коллектив. Конечно, были трения, разница в восприятии, в понимании того, что такое хорошо, а что такое плохо. Но у Лии потрясающий актерский характер. Она идет за режиссером, доверяет… Когда мне позвонил продюсер Ефим Спектор, я уже читала эту пьесу и собиралась ее ставить… Можно сказать, что Эсфирь Львовна — это памятник поколению, в котором есть нечто такое, что сейчас трудно представить. Я сама принадлежу к инфантильному поколению. Интересно, какими мы будем в старости? А у Эсфирь Львовны всегда порядок: чтобы не происходило, но суп должен вариться, белье должно быть выглаженным, в доме должно быть убрано. Эти простые вещи держат лодку жизни на плаву — нельзя ни отчаиваться, ни впадать в истерику, есть некая внутренняя сила, которая ведет по жизни, потому что есть большая цель, большая задача. Такова Эсфирь Львовна — герой нашего времени. А дальше начинаются комические несоответствия: сын сбежал, не та невестка, все не то, хрущевская кухня мала для ее наполеоновских планов и т.д. Эсфирь Львовна по-прежнему властная, уверенная, она вызывает потрясающие противоречивые чувства — от восторга до ненависти.
Она считает, что может распоряжаться чужими судьбами, что все умеет. Здесь можно с ней спорить, но все равно такие люди вызывают у меня колоссальное уважение, даже восторг. Это люди, которые не пропадут. Я сама могу только учиться у них этому. Улицкая создала объемную, противоречивую фигуру, не вызывающую однозначного восторга. Эфирь Львовна — эгоистка, но это оборотная сторона медали любой сильной личности. Она — тиран, а у таких матерей вырастают, как правило, инфантильные дети. Улицкая гениально придумала так, что Лева ни разу не появляется на сцене, но мы все время его чувствуем, ощущаем его присутствие. Но при этом он — некий фантом. Эсфирь Львовна — маленький воин с большими планами, запихнутый жизнью в пятиметровую хрущевскую кухню. Ее намерения мощны, при этом она очень прагматичный человек, не фантазерка, но отчасти и сентиментальна, и романтична. У нее есть миссия — продолжить род. Она не может не выполнить наказа, данного ей предками. Есть здесь библейская тема миссии, предназначения”.
Пьеса “Мой внук Вениамин” написана Людмилой Улицкой в 1988 году. Спектаклей по пьесе было много, они с большим успехом шли в театрах России. Вспомним инсценировку Марка Розовского “Вениамин” (“Незабудки”) в Театре-студии у Никитских ворот и спектакль Нины Дворжецкой в Российском молодежном театре (РАМТ, актриса исполнила в нем роль Эсфири). При этом сама Улицкая рассказывает, что писала пьесу с мечтой о том, что главную роль сыграет Лия Ахеджакова. Понадобилось двадцать семь лет, чтобы пьеса нашла свою Актрису.
Премьера спектакля состоялась в Москве в сентябре 2015 года. За это время спектакль был сыгран во многих странах Европы, в Израиле, Канаде, США. Новые гастроли пройдут в разгар организованной в России широкомасштабной травли Людмилы Улицкой. Вот лишь новости последних недель. Из книжных магазинов исчезли ее произведения. Библиотеки отказываются выдавать ее книги. Издательство АСТ лишает ее гонорара. Депутаты грозят рейдами. Театр “Современник” (опять “Современник”!) отменил показы спектакля “Потанцуем” по пьесе Улицкой. В Пермском ТЮЗе заменили спектакль “Еврейское счастье” по “Моему внуку Вениамину” на другой…
Травлю Улицкая переживает спокойно. (Вспомним слова Ахеджаковой, что у Улицкой — “здоровый, умный взгляд на наше общество”.) В недавней беседе с журналистами телеканала Дождь Екатериной Котрикадзе и Тихоном Дзядко писательница сказала: “Травля заставляет нейтрального человека высказать свою позицию. Когда идет борьба, очень трудно быть в стороне. В этом есть положительный момент”.
Одну из ролей в спектакле исполняет Егор Трухин. Его режиссерскую работу — спектакль “Я здесь” с Анатолием Белым — мы увидели в прошлом году.
Nota bene! Спектакль “Мой внук Вениамин” пройдет 7 марта в 8.00 pm в Торонто (The John Bassett Theatre, 255 Front St W, Toronto, ON M5V 2W6, Canada), 9 марта в 7.00 pm в Нью-Йорке (Claire Tow Theater, Whitman Hall Brooklyn, 2900 Bedford Ave, Brooklyn, NY 11210), 12 марта в 8.00 pm в Чикаго (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd, Skokie, IL 60077), 14 марта в 8.00 pm в Майами (Lauderhill PAC, 3800 NW 11th Pl, Lauderhill, FL 33311), 16 марта в 7.00 pm в Бостоне (John Hancock hall, 180 Berkeley St, Boston, MA 02116). Подробная информация и билеты — на сайте Международного фестиваля искусств “Вишневый сад” www.cherryorchardfestival.org.