Международный фестиваль театров кукол в Чикаго

The Chicago International Puppet Theater Festival

Сцена из спектакля “Аджаак на Черепашьем острове”. Фото - Тео Коте
Сцена из спектакля “Аджаак на Черепашьем острове”. Фото - Тео Коте

2019 год в культурной жизни Чикаго начинается с театрального фестиваля. С 17 по 27 января в Чикаго пройдет третий Международный фестиваль театров кукол (The Chicago International Puppet Theater Festival). В нем примут участие тринадцать театров из одиннадцати стран мира, шесть американских кукольных коллективов и пять театров из Чикаго. В программе фестиваля: театры марионеток в натуральный рост и крошечных кукол, театр курума-нинге, театры кукольной пантомимы и анимации, песочных картинок и объектов, постановки с элементами драматического и кукольного театров, многие-многие другие. Перед вами – краткий путеводитель по фестивалю.

На фестивале состоится премьера спектакля “Аджаак на Черепашьем острове” (“Ajijaak on Turtle Island”) по пьесе Хезера Хенсона. Это – сказка об индейцах, одинаково познавательная как для детей, так и для взрослых. В оформлении сцены используются элементы быта индейских племен оджибве, лакоты и чероки. Спектакль создан совместно с American Indian Center. 17-20 января, Studebaker Theater.

Фестиваль установил партнерские отношения с Международным фестивалем театров марионеток (Festival mondial des théâtres de marionnettes, the World Puppetry Festival) в городе Шарлевиль-Мезьер (Charleville-Mézières, Франция). Осенью 2019 года американские театры примут участие в фестивале во Франции, а в январе в Чикаго выступят три французские компании.

Спектакль — “дикую галлюцинацию” “Chambre Noire” о феминистке Валери Соланас, стрелявшей в 1968 году в Энди Уорхола, представляет труппа “Plexus Polaire” (Франция-Норвегия). После трех выстрелов в упор Соланас вышла на улицу, подошла к полицейскому и сказала: “Я стреляла в Энди Уорхола”. Уорхол перенес клиническую смерть, пятичасовую операцию и остался жив. 18-19 января, Dance Center at Columbia College.

Сцена из спектакля “Chambre Noire”. Фото - Бенуа Шапп
Сцена из спектакля “Chambre Noire”. Фото — Бенуа Шапп

Compagnie Non Nova показывает спектакль “L’après-midi d’un foehn Version 1”, в котором хрупкий пластиковый пакет для покупок превращается в нечто волшебное. 23-27 января, The Yard at Chicago Shakespeare.

Сцена из спектакля “L’après-midi d’un foehn Version 1”. Фото - Compagnie Non Nova
Сцена из спектакля “L’après-midi d’un foehn Version 1”. Фото — Compagnie Non
Nova

Еще один спектакль из Франции привезла компания La Pendue. Он называется “Tria Fata” и рассказывает о женщине-кукловоде, мужчине-музыканте и воображаемом ткацком станке, который руководит их судьбами. 21-23 января, Chopin Theatre.

Сцена из спектакля “Tria Fata”. Фото - Томас Вимр
Сцена из спектакля “Tria Fata”. Фото — Томас Вимр

Среди гостей фестиваля – артисты и театры из Аргентины, Бельгии, Чили, Израиля, Италии, Японии, Мексики, Норвегии, Пуэрто-Рико, Испании.

Shank’s Mare” (Япония-США) – совместный проект американского артиста-кукольника Тома Ли и японского мастера кукольного театра в пятом поколении Корю Нисикавы. С помощью традиционного японского стиля курума-нинге (“kuruma ningyo” – кукольный театр на колясках) спектакль рассказывает историю о странствующем астрономе и обреченном самурае. В интервью журналисту Наталье Корнеевой Корю Нисикава рассказал о своем театре: “Существует много способов управления куклой: на руке, на нитках, с помощью палочек. Обычно движению куклы помогают три артиста. Один работает с правой рукой и головой, второй – с левой, третий управляет ногами. Так не совсем удобно. Мы подумали, что это можно усовершенствовать, и создали тележку, которая заменяет трех актеров одним. Назвали ее курума-нинге. “Курума” в переводе означает “коляска”, “нинге” – “кукла”. Высота коляски – 1.2 метра. У коляски три колеса: большое сзади, два маленьких – спереди. Тележка двигается, а за счет того, что большое колесо размещено сзади, – крутится. Пальцами ног полагается зажимать специальные приспособления на ногах у куклы, тогда передается ощущение движения… Главное – не слова, а то, что запоминает тело. С возрастом голова хуже работает, что-то можно забыть, а движения не забудешь никогда”.

Сцена из спектакля “Shank’s Mare”. Фото - Аюми Сакамото
Сцена из спектакля “Shank’s Mare”. Фото — Аюми Сакамото

Куклы для труппы Нисикавы делает мастер с острова Токусима. Эти куклы живут по сто лет и больше. В коллекции труппы есть кукла, которой сто пятьдесят лет.
17-19 января, Art Institute of Chicago.

JoJo” (Испания) – спектакль режиссера Борхи Ютукепинтаса и художника Борхи Гонсалеса об орангутанге заставляет задуматься о современной экологической модели общества. В своей работе Гонсалес смешивает кукольные сцены с песочными картинками, которые он делает своими руками. 17-19 января, Институт Сервантеса.

Сцена из спектакля “JoJo”. Фото – Хавьер Воллс
Сцена из спектакля “JoJo”. Фото – Хавьер Воллс

Manufacturing Mischief” (Мексика) – едкая сатира Педро Рейеса и труппы The Tank на нынешний политический климат США. Среди кукол-марионеток – Ноам Хомский, Стив Джобс, Айн Рэнд, Карл Маркс, Илон Маск, Дональд Трамп.

18-20 января, Reva and David Logan Center for the Arts.

Paper Cut” (Израиль) – спектакль Яэль Расули об одинокой секретарше, которая использует фотографии из старых журналов (название – “Бумажные вырезки”), чтобы сбежать в мир иллюзий и надежд. Анна Константинова в “Петербургском театральном журнале” говорит об этом представлении как о театре объектов: “Героиня проводит солидную часть своей жизни, работая с бумагами в офисе, – классическая секретарша в очках, с уложенными в старомодную прическу волосами, ярко накрашенными губами и богатым нереализованным воображением. Визуальный сюжет мастерски сочетает манипуляции рутинные (например, заклеивание конвертов со служебными письмами) и фантазийные (такие, как имитация эпизода черно-белого кино с помощью вырезанной из журнала парочки в машине, за окнами которой “вручную” мельтешит фотопейзаж), в ход пущены подручный канцелярский материал, вырезки из черно-белых киножурналов и впечатляющий вокал (исполнительница когда-то собиралась стать оперной певицей, а теперь концертирует как джазовая). На глазах у зрителей создается сентиментально-ироничный образ романтической мечты, “ностальгическая мелодрама”, где бумажные влюбленные путешествуют, стоя на фоне перелистываемого календаря с видами европейских столиц, коварная соперница угрожает парочке зажигалкой и т.д. Владение материалом и жанром здесь виртуозное, без единой помарки, что в результате дает чистое зрительское удовольствие”. 18-20 января, Chopin Theatre.

Сцена из спектакля “Paper Cut”. Фото - Бояз Зиппор
Сцена из спектакля “Paper Cut”. Фото — Бояз Зиппор

Pulcinella” (Италия) – представление Гаспаре Насуто с Пульчинелллой – итальянской куклой на перчатках, знакомой каждому по традиционному итальянскому искусству commedia dell’Arte. Подобно русскому Петрушке, Пульчинелла попадает в самые невероятные истории, с ним случаются разнообразные приключения, но во всех случаях он – добрый, отзывчивый и борется со злом.

Подобно японскому мастеру Корю Нисикавы, режиссер, сценарист, артист Гаспаре Насуто – кукольник в пятом поколении. Он работает с неаполитанскими “перчаточными” куклами Guarattelle, а голоса персонажей создает с помощью итальянского инструмента “pivetta”, в переводе на русский – “пищик”. Насуто говорит: “Я рассматриваю свое искусство как воспитательный театр, который помогает зрителю избавиться от определенных комплексов и запретов”.

Сцена из спектакля “Pulcinella”. Фото – courtesy of Gaspare Nasuto
Сцена из спектакля “Pulcinella”. Фото – courtesy of Gaspare Nasuto

18-27 января. Представление проходит в рамках программы Free Festival Neighborhood Tour (часть I) в шести местах: Experimental Station, Woodlawn; Garfield Park Conservatory; Marquette Park; Navy Pier; Segundo Ruiz Belvis Cultural Center, Hermosa; Sweet Water Foundation, Englewood/Washington Park.

Arde Brillante en los bosques de la noche” (Аргентина) – спектакль-памфлет аргентинского писателя и режиссера Мариано Пенсотти, революционное сочетание кукольного, театрального и киноискусств. Создатели представления говорят, что их идейной вдохновительницей была революционерка и феминистка, соратница большевиков Александра Коллонтай с ее свободными взглядами на секс и поведение человека в обществе. 23-27 января, Музей современного искусства.

Сцена из спектакля “Arde Brillante en los bosques de la noche”. Фото – Mariano Pensotti
Сцена из спектакля “Arde Brillante en los bosques de la noche”. Фото – Mariano
Pensotti

Pescador” (Чили) – спектакль без слов, посвященный отважной работе моряков. Вторая работа Силенсио Бланко, показанная в Чикаго. Чилийский актер участвовал в фестивале 2017 года, на котором состоялась североамериканская премьера его спектакля о молодом шахтере “Chiflón el Silencio del Carbón“. 25-26 января, Институт Сервантеса.

Компания Силенсио Бланко. Фото - Натали Аранчибиа
Компания Силенсио Бланко. Фото — Натали Аранчибиа

Axis: The importance of human sacrifice in the 21st century” (Бельгия) – совместный проект компаний Compagnie Gare Centrale и Une Compagnie, остроумная комедия о паре декадентских плутократов, отчаянно пытающихся держаться за свои привилегии.

25-27 января, Chopin Theatre.

Pinocchio. A musical fantasy for puppets and actors” (Италия) – спектакль одного из старейших итальянских театров кукол и марионеток Teatro del Drago. Как и следует из названия, нас ждет “музыкальная фантазия для кукол и актеров“.

25-27 января, Beverly Arts Center.

На фестиваль приедут театры из Нью-Йорка, Северной Каролины, Огайо и Пуэрто-Рико.

The Beginning of Nothing” (Пуэрто-Рико) – визуальное представление Пончили Креасьона, рассказанное с помощью музыки и световых эффектов.

18-27 января. Представление проходит в рамках программы Free Festival Neighborhood Tour (часть II).

Just Another Lynching” – драматическая история афроамериканца, которого линчевали на юге Америки в 1921 году. Автор спектакля – артист из города Чапел-Хилл (штат Северная Каролина) Джегетто (его настоящее имя – Тариш Пипкинс).

19-20 января, Links Hall.

How to Build a Flying Machine”. Спектакль MoonBull Studio (Цинциннати, штат Огайо) в постановке Джесси Муни-Баллок рассказывает историю поражений и побед братьев Райт – создателей первого в мире самолета. 23 января, Theater on the Lake.

Schweinehund”. Представление мастера кукол Энди Гокеля (Нью-Йорк) создано на основе реальной истории о гражданине Франции Пьере Силе, отправленном в концлагерь за гомосексуализм. 25-27 января, Chopin Theatre.

От гостей – к хозяевам. Чикагские мастера кукольного театра подготовили к фестивалю немало сюрпризов.

Tedium” по пьесе Микла Маера и “Other Sensations” – совместный проект The Neo-Futurist Theater и Theater Oobleck. Актеры исследуют абсурдные тексты, играя с кукольными фигурами на маленькой столешнице.

17-19 и 24-26 января, The Neo-Futurist Theater.

The Stranger and The Shadow” – совместный проект Adventure Stage Chicago и Rough House. Фэнтези о группе неудачников, борющихся за то, чтобы избавить общество от чудовищного существа, которое питается страхом. Актеры используют в спектакле кукол-марионеток в натуральную величину. 18-20 и 25-27 января, Adventure Stage Chicago.

Tabletop Tragedies” – спектакль труппы Cabinet of Curiosities по произведениям Фрэнка Могери и Сета Бокли. Короткие истории описаны в разных стилях кукольного театра.
24-26 января, Links Hall.

Atalanta” – представление Лесли Данциг и Джессики Тебус об основах циркового искусства, физического театра и театра кукол. Шоу предназначено для всех возрастов.
24-27 января, Reva and David Logan Center for the Arts.

Как и на прошлых фестивалях, поздно вечером по выходным работает популярнейшее кукольное кабаре “Nasty, Brutish & Short: A Puppet Cabaret”. Артисты разных стран, школ и направлений собираются после спектаклей, чтобы встретиться друг с другом, подурачиться, поэкспериментировать. Они исполняют скетчи, импровизируют и наслаждаются жизнью, а мы смотрим и радуемся вместе с ними…

18-19 и 25-26 января, Links Hall. Вход только для взрослых.

Международный фестиваль театров кукол проходит в Чикаго с 2015 года. В прошлом уже предпринимались попытки создания такого рода фестиваля. С 1986 по 1994 годы кукольные спектакли были частью Международного театрального фестиваля. В 2000 году Арт-институт Чикаго провел четырехдневный Международный фестиваль кукольных театров. Наконец, в 2001 году под эгидой департамента по делам культуры мэрии Чикаго состоялся десятидневный фестиваль “Puppetropolis”. К сожалению, все эти фестивали не имели продолжения, поэтому я очень рад, что новая попытка оказалась успешной и на карте Чикаго появился Международный фестиваль кукольных театров!

Четыре года назад перед Первым фестивалем его основатель и художественный руководитель Блэр Томас (Blair Thomas & Company) говорил: “Мне бы хотелось видеть Чикаго в качестве лидера возрождения древнего искусства кукольного театра. Наш город хорошо известен особым интересом публики к театру. Зрители не только посещают спектакли, но и поддерживают новые формы развития театрального искусства. Надеюсь, они не останутся в стороне и от кукольных театров”.

Действительность превзошла все ожидания. Инаугурационный фестиваль 2015 года прошел при переполненных залах с огромным успехом. На восьмидесяти трех спектаклях, в которых участвовали более пятидесяти артистов из разных стран мира, побывали более четырнадцати тысяч зрителей. Еще больший успех сопутствовал фестивалю 2017 года. Сто девять спектаклей, почти пятнадцать тысяч зрителей, гости из Гонконга, Австралии, Швеции, Польши. Мексики, Канады…

Блэр Томас любит кукольный театр с детства. В десять лет он создал в своем родном Джексонвилле (штат Алабама) первую кукольную труппу The Palace Puppeteers и на протяжении трех лет выступал с ней в церквах и школах. С 1989 до 1998 годы он был художественным руководителем чикагского Redmoon Theater, а в 2002 году основал собственную фирму “Blair Thomas & Co.”.

В настоящее время Блэр Томас преподает кукольное искусство в Школе при Художественном институте Чикаго (the School of the Art Institute of Chicago). Он участвовал в создании кукол для спектаклей Lookingglass Theatre “Mr. and Mrs. Pennyworth” и “The Steadfast Tin Soldier”, для новой постановки оперы “Волшебная флейта” в Лирик-опере Чикаго (симпатичный дракон – его рук дело).

В Америке многие считают Чикаго родиной современного кукольного театра. В самом деле, до 1912 года в английском языке даже не существовало такого термина – “кукловод”. В том году в историческом Fine Arts Building на Мичиган авеню (410 South Michigan Avenue) открылся Маленький театр (Little Theater of Chicago). Для спектакля “Сон в летнюю ночь” режиссер Эллен Ван Волкенбург хотела использовать кукол-марионеток. Тут-то и выяснилось, что никто из актеров не знает, что такое марионетка. Тогда кукольных артистов называли “шоуменами”, их работа была связана, в основном, с цирковыми аттракционами. Именно Ван Волкенбург впервые использовала слово “кукловод” применительно к театру кукол.

Сегодня Чикаго может похвастаться разнообразием передовых театральных форм, в том числе в кукольном театре. На фестивале 2019 года состоится специальный The Ellen Van Volkenburg Symposium, посвященный истории кукольного театра, а также две встречи со зрителями: “The Puppet’s Role in Contemporary Theater” (20 января) и “Puppetry: Staging the Historical and Political” (26 января). Обе встречи состоятся в помещении Музея современного искусства.

В рамках фестиваля, как и в прошлые годы, запланированы семинары, мастер-классы, беседы об истории кукол, секретах их изготовления и много других интересных мероприятий.

Всего за десять дней фестиваля на более чем двадцати пяти площадках Чикаго будут сыграны более восьмидесяти представлений. На эти дни город превратится в кукольную столицу мира! Не пропустите уникальную возможность увидеть все лучшее, что есть в кукольных театрах. Встретимся на фестивале, штаб-квартира которого находится в том самом Fine Arts Building на Мичиган авеню, где больше ста лет назад началась история кукольного театра в Америке.

Nota bene! Подробная информация и билеты на спектакли фестиваля – на сайте http://www.chicagopuppetfest.org/. Все новости о фестивале – на странице в Фейсбуке Facebook.com/ChicagoInternationalPuppetTheaterFestival.