Время между Днем благодарения и Новым годом в Америке традиционно считается сезоном праздников. Театры и концертные залы Чикаго и пригородов встречают его во всеоружии. Драматические спектакли, балеты, оперы, концерты… – глаза разбегаются. Вот лишь некоторые из наиболее интересных спектаклей, на которые можно и нужно сходить всей семьей в праздничные дни. (Начало обзора – в прошлом выпуске нашей газеты.)
Чикагская премьера спектакля “Изумительный мистер Лис” (“Fantastic Mr. Fox”, идет до 12 января 2019 года) ждет нас в Emerald City Theatre. Слоган спектакля звучит так: “Добро пожаловать на лисий пир!” Это – новая инсценировка знаменитой сказки английского писателя Роальда Даля о борьбе Лиса и его семьи со злыми и жестокими фермерами. Вся музыка в спектакле исполняется со сцены чикагскими музыкантами. В спектакле участвуют две актрисы, которые театральный критик Chicago Tribune Крис Джонс назвал “Hot New Faces”: Айса Арчинигас и Брианна Бакли. Режиссер – Жаклин Стоун. Спектакль идет в помещении Victory Gardens Theater (2433 North Lincoln Avenue, Chicago IL 60614), https://victorygardens.org/event/fantastic-mr-fox/, телефон – 773-871-3000.
Знаменитый мюзикл Алана Менкена, Ховарда Эшмана и Тима Райса “Красавица и Чудовище” (“Disney’s Beauty and the Beast”, идет до 27 января 2019 года) показывает в сезон праздников Drury Lane Theatre. Легенда о Красавице и Чудовище была известна давно. Вспомним сказку Сергея Аксакова “Аленький цветочек” о богатом купце, его дочке Настеньке и Чудовище, оказавшемся прекрасным принцем. Принц был заколдован: злая волшебница прокляла отца и украла Принца еще маленьким. Колдовство длилось тридцать лет, и только Настенька смогла расколдовать его. Поженились Принц с Настенькой и жили долго и счастливо. Французская версия сказки принадлежит перу писательницы XVIII века мадам Лепренс де Бомон. В 1946 году режиссер Жан Кокто превратил ее в романтическую кинопоэму и поэтический манифест модернизма. В своем фильме Кокто продемонстрировал поэтические чудеса, возможные только на экране: оживающие статуи и живые люди, превращающиеся в каменные изваяния; человеческие конечности, украшающие стены старинных замков, указующие путникам дорогу в столовую и освещающие путь в спальню; зеркала, проявляющие истинную суть негодяев и оповещающие героев о грозящих им опасностях; медленно, бестелесно возносящиеся в небеса под финальные музыкальные аккорды победившие препятствия возлюбленные… Фильм “Красавица и Чудовище” имел огромный успех у современников именно потому, что это была не просто волшебная, а поэтическая сказка. Одних очаровывали живые руки, растущие вместе с подсвечниками из стен замка Чудовища, или его потрясающе сложный грим (говорят, что перед каждой съемкой Жан Маре подвергался пятичасовой пытке превращения из молодого красавца в нечто ужасное, напоминающее и медведя, и циклопа, и собаку); других увлекало сказочно-романтическое действо, позволяющее на полтора часа уйти от всепобеждающего в те годы реализма (“бегство от действительности”) в таинственный мир грез. Прибегая к минимальному количеству трюков и умело пользуясь атрибутами классических сказок (замок, лес, оживающие светильники, волшебный конь, любовь, побеждающая колдовство), Жан Кокто создал на экране поистине феерический мир, где немалую роль сыграли реминисценции живописи: от Вермеера Дельфтского до Гюстава Доре. Мир, где торжествуют добро и любовь, красота и волшебство. В 1995 году композитор-минималист Филипп Гласс переложил диалоги из фильма Жана Кокто на музыку и создал оперу. История бродвейской постановки мюзикла “Красавица и Чудовище” началась в 1991 году, с выходом на экраны одноименного полнометражного анимационного фильма. Картина получила множество самых престижных наград, в том числе премию “Оскар” за лучшую песню (композиция “Beauty and the Beast” в исполнении Селин Дион). Одновременно с выходом на экраны анимационного фильма в знаменитых парках развлечений – Disney Land и Disney World – состоялись премьеры одноименного музыкального шоу. Невероятно красивое, волшебное зрелище c красочным фейерверком в финале стало визитной карточкой самых популярных парков мира и завоевало огромную популярность у посетителей всех возрастов. Премьера мюзикла на Бродвее состоялась 18 апреля 1994 год. Спектакль был номинирован на премию “Тони” в девяти категориях, а также удостоен десяти номинаций премии американских театральных критиков Drama Desk Award. Сыграть в спектакле считали за честь звезды первой величины. Например, в австралийской версии мюзикла роль Гастона сыграл Хью Джекман. Премьера мюзикла в Лондоне состоялась 29 апреля 1997 года. Постановка получила престижную театральную премию Лоуренса Оливье в номинации “Лучший мюзикл 1998 года”. В 2005 году компании “Stage Entertainment” и “Disney” представили новую версию мюзикла. Обновленный спектакль был показан в Чикаго в 2010, 2011 и 2015 годах. И вот – новая встреча с “Красавицей и Чудовищем”, но уже силами чикагского театра! Режиссер – Алан Суза. Drury Lane Theatre (100 Drury Lane, Oakbrook Terrace, IL 60181), http://drurylanetheatre.com/, телефон – 630-530-0111.
В честь двадцатилетней годовщины со дня переезда Шекспировского театра на территорию Navy Pier ирландский режиссер Джо Доулинг представляет новую версию спектакля “Сон в летнюю ночь” (“A Midsummer Night’s Dream”, идет до 27 января 2019 года) по комедии У.Шекспира. Премьера оригинальной версии состоялась в инаугурационном 1999 году. С этого спектакля началась новая история Шекспировского театра. О спектакле вспоминала в разговоре со мной художественный руководитель театра Барбара Гейнс, называя его настоящим праздником Живого театра. Сегодня он тоже смотрится замечательно: ярко, свежо, остроумно. Конечно, в первую очередь в этом заслуга режиссера Джо Доулинга. Он стал известен своими работами в драматических театрах Ирландии, постановками в театрах Лондона, Нью-Йорка, Вашингтона, Монреаля. В 1978 году в возрасте двадцати девяти лет Доулинг стал самым молодым художественным руководителем Abbey Theatre (Дублин, Ирландия), руководил Ирландской театральной компанией, театром Peacock. Является создателем лучшей в Ирландии Школы актерской игры (Gaiety School of Acting) и основателем молодежного театра Young Abbey. С 1995 до 2015 годов руководил Guthrie Theater в Миннеаполисе. В настоящее время – свободный художник. Chicago Shakespeare Theater (800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611), http://www.chicagoshakes.com/, телефон – 312-595-5600.
В Чикаго приходит самый долгоиграющий спектакль лондонского Вест-Энда – триллер “Женщина в черном” (“The Woman In Black”, идет до 17 февраля 2019 года) по готическому роману английской писательницы Сьюзен Хилл. За тридцать лет показов более восьми миллионов человек прожили одну из самых захватывающих историй, когда-либо поставленных на театральной сцене. В Чикаго режиссер Робин Херфорд впервые воссоздает свою оригинальную постановку. Мрачный изолированный дом среди болот и ветров на северо-востоке Англии; жуткие тайны, духи и видения, скрытые за закрытыми окнами; холодный и призрачный мир чистой театральности… Royal George Theatre (1641 North Halsted Street, Chicago, IL 60614), www.thewomaninblack.com, телефон – 312-988-9000.
Популярнейший мюзикл Джеффа Маркса и Роберта Лопеса ”Авеню Кью” (“Avenue Q”, идет до 31 марта 2019 года) вернулся на сцену Mercury Theater. Мюзикл “Авеню Кью” часто называют кукольным мюзиклом для взрослых. После премьеры о нем заговорили как о пародии на персонажей детского телешоу “Улица Сезам”, а создателей обвинили в неуважении к памяти легендарного американского кукольника Джима Хенсона, придумавшего лягушонка Кермита и еще многих персонажей “Улицы Сезам” и “Маппет-шоу”. Со временем страсти улеглись. Авторы шоу пригласили на одно из представлений вдову Хенсона с детьми, и те дружно заявили, что спектакль никого и ничего не оскорбляет и не порочит. “Авеню Кью” действительно напоминает сценическую адаптацию детского телешоу “Улица Сезам”, только здесь куклы-марионетки решают совсем недетские вопросы. Содержание мюзикла укладывается в несколько фраз. Недавний студент Принстон (намек на Принстонский университет?) отправляется покорять Нью-Йорк. В голове у него великие планы и мечты, в кармане – диплом бакалавра английской филологии и пустой кошелек. Единственное место в Нью-Йорке, где может позволить себе поселиться бедный студент, – улица под названием “Авеню Кью”. На этой улице Принстон находит друзей, работу, цель в жизни, любовь… В “Авеню Кью” используются куклы на одной или двух тростях, которыми управляет один актер-кукловод, и куклы с двумя кукловодами. Один озвучивает героя, контролирует его голову и правую руку, второй управляет левой рукой. Всех кукол объединяет отсутствие нижних конечностей, поэтому они все время находятся на руках у кукловодов, работающих с их ногами. Каждый кукловод отвечает за несколько персонажей. После премьеры в Нью-Йорке мюзикл показали в Лас-Вегасе, Лондоне, Швеции, Финляндии, Канаде, Израиле, на Филиппинах. Что касается названия мюзикла, то улицы с таким названием в Нью-Йорке нет. Зато есть два района, в которых улицы имеют буквенные названия. Это так называемый “Алфавитный город” – респектабельный квартал в дорогой части Манхеттена, сформированный четырьмя авеню с буквами от “A” до “D”, и район Бруклина Грейвсенд, в котором есть улицы, названные всеми буквами английского алфавита, за исключением “Q”. В 2004 году мюзикл “Авеню Кью” стал лауреатом трех главных премий “Тони”: за лучшие мюзикл, либретто и партитуру. Mercury Theater (3745 North Southport Avenue, Chicago, IL 60613), http://mercurytheaterchicago.com/, 773-325-1700.
На этом я заканчиваю свой затянувшийся театральный обзор. Как видите, вариантов, куда сходить в сезон праздников, предостаточно. А теперь – немного статистики.
В “большом” Чикаго более двухсот пятидесяти театров. По этому показателю город является лидером в США. В Чикаго активно работают пять театров, получивших премию “Тони” в категории “Лучший региональный театр Америки” – лучший результат среди всех театров Америки. Перечислю их: Steppenwolf Theatre (1985 год), Goodman Theatre (1992 год), Victory Gardens Theater (2001 год), Chicago Shakespeare Theatre (2008 год), Lookingglass Theatre (2011 год). Крупнейшая бродвейская компания за пределами Нью-Йорка тоже находится в Чикаго (“Бродвей в Чикаго”). Наибольшее количество мировых премьер среди всех городов США тоже выходит в Чикаго. В прошлом году их было больше ста! Ежегодно спектакли в Чикаго посещают пять миллионов человек, совместный бюджет всех театров составляет свыше двухсот пятидесяти миллионов долларов. Каждый год театры Чикаго выезжают на гастроли в другие регионы страны, на Бродвей, в Европу и по всему миру. Театры в Чикаго объединены в театральную организацию The League of Chicago Theatres.
2019 год в культурной жизни Чикаго начинается с театрального фестиваля! С 17 по 27 января в Чикаго пройдет третий Международный фестиваль театров кукол (The Chicago International Puppet Theater Festival). В нем примут участие тринадцать театров из одиннадцати стран мира, шесть американских кукольных коллективов и пять театров из Чикаго. В программе фестиваля: театры марионеток в натуральный рост и крошечных кукол, театр курума-нинге, театры кукольной пантомимы и анимации, песочных картинок и объектов, постановки с элементами драматического и кукольного театров, многие-многие другие. Основатель и художественный руководитель фестиваля – Блэр Томас. Все подробности о фестивале – в следующих выпусках Театрального обозрения.
Nota bene! Вся информация о театрах “большого” Чикаго – на сайте www.chicagoplays.com. Билеты по сниженным ценам продаются на сайте www.hottix.org. Киоски Hot Tix расположены в помещениях Expo72 (72 East Randolph Street Chicago, IL 60601) и Block Thirty Seven Shops (108 North State Chicago, IL 60602).