12 октября открывается новый, тринадцатый сезон серии ”Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD). Как и в прошлые годы, оперные спектакли будут демонстрироваться в более чем двух тысячах кинотеатрах семидесяти одной страны мира на шести континентах, в том числе – в более чем семистах пятидесяти кинотеатрах США. Среди десяти спектаклей нового сезона – премьера МЕТ, новые постановки и возобновления старых с новыми солистами. Обо всем по порядку.
12 октября 2019 года, 11.55 am. “Турандот” Дж.Пуччини. Возобновление постановки МЕТ. Дирижер – музыкальный руководитель МЕТ Янник Незе-Сеген. Режиссер – Франко Дзефирелли. В главных партиях: Турандот – Кристина Герке, Калаф – Роберто Ароника, Лю – Элеонора Буратто, Тимур – Джеймс Моррис.
Опера, которая неизменно пользуется огромной популярностью, и блестящая Кристина Герке в главной партии – главные составляющие предстоящего успеха! В Лирик-опере мы слышали Герке в операх Вагнера и Рихарда Штрауса. Уверен, что она справится с партией жестокой китайской принцессы. А то, что мы увидим …надцатое возобновление постановки Дзефирелли сорокалетней давности, мало кого смущает. В Америке любят старину! (В скобках замечу, что второй состав в апреле 2020 года выглядит не менее привлекательным: Турандот – Нина Штемме, Лю – Хибла Герзмава.)
26 октября 2019 года, 11.55 am. “Манон” Ж.Массне. Совместная постановка МЕТ, Королевской оперы Ковент-Гарден, Ла Скала и Театра Капитолия Тулузы.
Дирижер – Маурицио Бенини. Режиссер – Лоран Пелли. В главных партиях: Манон – Лизет Оропеза, Кавалер Де Грие – Майкл Фабиано, Леско – Артур Ручински.
В этом спектакле интерес представляет американская певица Лизет Оропеза в главной партии. В прошлом году критики писали о ее необыкновенной Адине в одноактной опере Дж.Россини на Россиниевском оперном фестивале в Пезаро. В МЕТ Оропеза дебютировала в 2006 году в эпизодической партии в “Идоменее” В.А.Моцарта. Американский тенор Майкл Фабиано был слабым Рудольфом в недавней “Богеме” Лирик-оперы. Послушаем, как он справится с технически очень сложной партией Де Грие.
9 ноября 2019 года, 11.55 am. “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини. Совместная постановка МЕТ, Английской национальной оперы и Литовской национальной оперы. Дирижер – Пьер Джорджо Моранди. Режиссер – Энтони Мингелла. В главных партиях: Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-Сан) – Хюи Хе, Пинкертон – Андреа Каре, Шарплес – Пласидо Доминго, Сузуки – Элизабет Де Шонг.
Возобновление красивой постановки английского режиссера Энтони Мингеллы 2006 года с Хюи Хе в главной партии. Напомню, что в партии Чио-Чио-Сан китайская певица дебютировала в далеком 2002 году в оперном театре Пармы. В этом городе не церемонятся и освистывают певцов за малейшую неточность, а Хюи Хе прошла “на ура”. В Лирик-опере мы слышали ее в партиях Тоски и Аиды. За дирижерским пультом – маэстро Пьер Джорджо Моранди. Перед нами – история, как инструменталист превратился в дирижера. Моранди десять лет был концертмейстером секции гобоев Оркестра Ла Скала. В работе с оркестром он ассистировал Риккардо Мути. В 1987 году победил в конкурсе в Танглвуде и получил приз, известный как “Премия Бернстайна”. С 1989 года служил главным дирижером Римской оперы. Гобоист Моранди стал успешным дирижером Моранди.
23 ноября 2019 года, 11.55 am. “Эхнатон” Филипа Гласса. Премьера МЕТ. Постановка Английской национальной оперы и Оперы Лос-Анджелеса. Дирижер – Карен Каменсек. Режиссер – Фелим Макдермотт. В главных партиях: Эхнатон – Энтони Рот Костанцо, Нефертити – Дженай Бриджес, Тай – Дизелла Ларусдоттир.
Самая ожидаемая премьера нового сезона: неистовый минималист Филип Гласс и одно из его лучших творений – опера 1983 года “Эхнатон”! В основе либретто – сцены из жизни фараона Эхнатона (Аменхотеп IV, 1351-1334 года до нашей эры), его жены Нефертити и шести дочерей. После похорон отца – фараона Аменхотепа III – и своей коронации Эхнатон меняет старых богов на бога Солнца. Но народ не воспринимает нового бога, и фараон с семьей бегут из дворца. Чтобы соответствовать гипнотической, завораживающей, ритуальной (выберите нужное) музыке оперы, английский актер и режиссер Фелим Макдермотт создал адекватное визуальное действие, включающее в себя, кроме лучей света и солистов, виртуозную команду жонглеров из группы Gandini Juggling. Для Макдермотта это второе обращение к творчеству Гласса. В сезоне 2007-08 годов он поставил еще одну раннюю оперу композитора “Сатьяграха”. Путь был тем же: сначала – мировая премьера в Английской национальной опере, на следующий год (сезон 2008-09 годов) – нью-йоркская премьера в МЕТ. Два сезона назад в серии “Метрополитен-опера в кино” мы видели в постановке Макдермотта оперу В.А.Моцарта “Так поступают все”. Режиссер перенес действие оперы в район Кони-Айленд (Бруклин) середины XX века.
Сорокадевятилетняя Карен Каменсек из Чикаго сотрудничает с Глассом около двадцати лет. В 2005 году она дирижировала его оперой “Les Enfants Terribles” (запись Orange Mountain Music Label), в 2016 году – дирижировала мировой премьерой постановки “Эхнатона” в Английской национальной опере, той самой, которая в 2017 году получила премию Лоуренса Оливье за лучший оперный спектакль сезона. В 2017 году на фестивале Би-Би-Си Промс в лондонском Альберт-холл Каменсек дирижировала первым представлением оперы Гласса и Рави Шанкара “Passages” (солисткой была дочь Шанкара Анушка). С “Эхнатоном” Каменсек дебютирует в МЕТ.
Контртенор Энтони Рот Костанцо пел на премьере в Лондоне.
Кстати, в Чикаго мы слышали “Эхнатон”. Оперу ставила Мэри Зиммерман на сцене Чикагского оперного театра в бытность руководства им Брайаном Дики.
11 января 2020 года, 11.55 am. “Воццек” А.Берга. Совместная постановка МЕТ, Зальцбургского фестиваля, Канадской оперной компании (Торонто) и Австралийской оперы. Дирижер – Янник Незе-Сеген. Режиссер – Уильям Кентридж. В главных партиях: Воццек – Петер Маттеи, Мари – Эльза ван ден Хевер, Тамбурмажор – Кристофер Вентрис, Доктор – Кристиан ван Хорн, Капитан – Герхард Сигел.
Драматичная история о неуравновешенном “маленьком” человеке, его жене и их незаконнорожденном ребенке в интерпретации Уильяма Кентриджа – это очень интересно!
В начале десятых годов со спектаклем “Воццек” в Чикаго гастролировала кукольная труппа из Кейптауна (ЮАР) “Handspring Puppet Company”. Действие было перенесено в Йоханнесбург 1956 года, а солдат Воццек превратился в рабочего, вступающего в борьбу с государством и обществом. Как всегда в этой труппе, артисты-кукловоды не прятались за своих героев, а находились с ними на сцене. Иногда по ходу действия кукловоды оказывались на первом плане, иногда они уступали место деревянным куклам. В постановке были использованы элементы кукольной анимации, фрагменты выступлений известных музыкантов и работы художника Кентриджа. В сезоне 2013-14 годов в МЕТ я увидел режиссерскую работу Кентриджа – оперу Д.Шостаковича “Нос”. Я помню, меня поразило, как виртуозно Кентридж играет с так называемым советским стилем. Подобный коллаж из советских плакатов и лозунгов легко представить себе в спектаклях Мейерхольда середины двадцатых годов XX века, но увидеть такое в МЕТ образца 2013 года я не ожидал. Огромный занавес театра был расписан русскими фразами “Мошенник, пьяница, потаскушка, негодяй…”, заполнен выцветшими вырезками из советских газет и карандашными портретами чиновников с надписями: коллежский советник с буквой “g” вместо носа, надворный советник с тряпкой на месте носа, титулярный советник с большим пятном на месте головы… Помнится, Юрий Любимов первым в “Гамлете” на Таганке придумал живой занавес, участвующий в действии. На нью-йоркской сцене с первыми звуками задвигался и распался на части не только занавес – разбежались буквы из слов! Но режиссер пошел еще дальше. Художник по образованию, он пустил в ход свой излюбленный прием – анимацию. И вот из маленького предмета на полсцены вырос Нос… Потерявшись в Большом городе, Кентридж рассматривал Нос как метафору почувствовавшего в себе силу ничтожества. Спектакль Кентриджа получился ярким, живым, “вкусным”. С энтузиазмом гурмана режиссер обыграл каждую музыкальную тему. В 2015 году Кентридж ставил в МЕТ еще одну оперу Берга “Лулу”.
Из аннотации к “Воццеку” мы знаем, что действие оперы перенесено в начало XX века, во время перед Первой мировой войной. Исполнительница партии Мари Эльза ван ден Хевер знакома нам по партиям в Лирик-опере: Армида в опере Г.Ф.Генделя “Ринальдо” (сезон 2011-12 годов) и недавняя Хризотемида в “Электре” Р.Штрауса (сезон 2018-19 годов).
В Лирик-опере опера “Воццек” шла в постановке сэра Дэвида Маквикара в сезоне 2015-16 годов. Запомнились дебютировавшие в Чикаго Томаш Конечны и Ангела Деноке.
1 февраля 2020 года, 11.55 am. “Порги и Бесс” Дж.Гершвина. Совместная постановка МЕТ, Голландской оперы и Английской национальной оперы. Дирижер – Дэвид Робертсон. Режиссер – Джеймс Робинсон. В главных партиях: Порги – Эрик Оуэнс, Бесс – Энджел Блу, Клара – Голда Шульц, Мария – Деннис Грейвс.
Одна из главных американских опер возвращается в МЕТ после почти тридцатилетнего отсутствия. Мировая премьера постановки состоялась в Лондоне в 2018 году. После премьеры газета Guardian написала: “Если вы собираетесь ставить оперу Гершвина, перед вами пример, как это делать”. В партии Порги – один из лучших бас-баритонов современной оперной сцены, двукратный лауреат премии “Грэмми” Эрик Оуэнс. Мы часто слышим его в Лирик-опере. Последний раз он появлялся на чикагской сцене 23 марта на концерте, посвященном двадцатипятилетию со дня дебюта Рене Флеминг на главной оперной сцене Чикаго. И, конечно, без него невозможен цикл “Кольцо нибелунга” Р.Вагнера в Лирик-опере. Он – непревзойденный Вотан в новой постановке Дэвида Паунтни. Напомню, “Гибель богов” и тетралогия целиком с участием Эрика Оуэнса – в программе Лирик-оперы в сезоне 2019-20 годов.
29 февраля 2020 года, 11.55 am. “Агриппина” Г.Ф.Генделя. Постановка сделана для Королевского театра Ла Монне (Брюссель). Премьера МЕТ. Дирижер – Гарри Бикет. Режиссер – сэр Дэвид Маквикар. В главных партиях: Агриппина – Джойс Ди Донато, Нерон – Кейт Линдси, Поппея – Бренда Рей, Отон – Йестин Дейвис.
Единственная барочная опера в новом сезоне МЕТ с неподражаемой Джойс Ди Донато в главной партии рассказывает об интригах и непристойностях, царивших в Древнем Риме. Постановка сэра Дэвида Маквикара переосмысливает действие этой черной комедии о злоупотреблении властью и показывает, как актуально звучит она в настоящее время.
14 марта 2020 года, 11.55 am. “Летучий голландец” Р.Вагнера. Совместная постановка МЕТ, Оперы Квебека и Голландской национальной оперы. Дирижер – Валерий Гергиев. Режиссер – Франсуа Жирар. В главных партиях: Летучий голландец – Брин Терфель, Даланд – Франц-Йозеф Селиг, Сента – Аня Кампе, Эрик – Сергей Скороходов.
Давненько за пультом МЕТ мы не видели Гергиева. В новом сезоне он дирижирует одной из своих любимых опер. Из русской команды в спектакле участвует талантливый тенор Сергей Скороходов. В Лирик-опере он был прекрасным Измаилом в “Набукко” Дж.Верди (сезон 2015-16 годов). Режиссер Франсуа Жирар известен работами в кино, в особенности картинами “Красная скрипка” (“The Red Violin”, 1998) и “Шелк” (“Silk”, 2007). Жирар продюсировал два шоу Cirque du Soleil – “Zed” и “Zarkana”. В МЕТ прославился постановкой вагнеровского “Парсифаля” в сезоне 2013-14 годов.
Замечательный валлийский бас-баритон Брин Терфель возвращается в МЕТ впервые с 2012 года. Напомню, что 2 февраля 2020 года состоится сольный концерт певца в Лирик-опере – единственный в следующем сезоне сольный концерт Терфеля в Америке.
Партия Сенты – знаковая для немецкой певицы Ани Кампе. Она исполняла ее в Баварской опере, Королевском театре Ла Монне (Брюссель), театрах Вены, Цюриха, Милана, Токио, Гамбурга, Мадрида. В 2010 году она была номинирована на премию Лоуренса Оливье за “Летучего голландца” в Ковент-Гарден. С партией Сенты певица дебютирует в МЕТ.
11 апреля 2020 года, 11.55 am. “Тоска” Дж.Пуччини. Возобновление постановки МЕТ. Дирижер – Бертран де Бийи. Режиссер – сэр Дэвид Маквикар. В главных партиях: Тоска – Анна Нетребко, Каварадосси – Брайан Джэгд, Скарпиа – Михаэл Фолле.
Третья опера Пуччини в одном киносезоне – такое уже было два года назад, и залы легко заполнялись. Почему бы не повторить?.. Ну и, конечно, какой сезон без Анны Нетребко! На этот раз примадонна возвращается на сцену МЕТ в партии оперной дивы Тоски, которая, как мы помним, “жила для искусства, жила для любви”. Дебют Нетребко в партии Тоски состоялся в 2018 году. Молодого американского тенора Брайана Джэгда мы слышали в партии Каварадосси в Лирик-опере (сезон 2014-15 годов). Это фирменная партия Джэгда – он исполнял ее на лучших сценах мира. Так что партнер у Анны надежный. То же самое можно сказать про ведущего немецкого баса Михаэла Фолле. Он редко выступает в Америке, предпочитая европейские оперные сцены. Тем интереснее его появление в Нью-Йорке.
9 мая 2020 года, 11.55 am. “Мария Стюарт” Г.Доницетти. Возобновление постановки МЕТ. Дирижер – Маурицио Бенини. Режиссер – сэр Дэвид Маквикар. В главных партиях: Мария – Диана Дамрау, Елизавета – Джейми Бартон, Лестер – Стивен Костелло, Тальбот – Микеле Пертузи.
Под занавес сезона МЕТ возобновляет еще одну постановку Маквикара (премьера состоялась в сезоне 2012-13 годов) – вторую (после “Анны Болейн” и до “Роберто Девере”) часть “тюдоровского” цикла Доницетти. Режиссер рассказывает: “Три оперы Доницетти отличаются друг от друга по атмосфере, настроению и музыкальному содержанию. Если “Анну Болейн” мы ставили максимально близко к исторической эпохе, то в “Марии Стюарт” позволяем себе больше визуальной свободы. Этот спектакль отражает не исторические события, а, скорее, их романтическое прочтение композитором”.
После Виолетты в “Травиате” этого сезона немецкая певица Диана Дамрау возвращается с партией шотландской королевы. Будет много страсти и крови…
Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах, а также адреса участвующих в показах кинотеатров – на сайте http://www.metopera.org/season/in-cinemas/. Даты дополнительных сеансов будут объявлены дополнительно.