Метрополитен-опера в кино. Бисы-2023

The Met: Live in HD

Сцена из спектакля “Эхнатон”. Фото - Карен Олмонд/MET Opera
Сцена из спектакля “Эхнатон”. Фото - Карен Олмонд/MET Opera

В рамках шестнадцатого (2022-23 годов) сезона серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD) в июле-августе мы увидим четыре оперы на бис (Summer Encores). Новый сезон начнется 21 октября. Сегодня — о бисах.

26 июля, 1.00 и 6.30 pm. “Эхнатон” (“Akhnaten”) Филипа Гласса. Постановка Английской национальной оперы и Оперы Лос-Анджелеса. Дирижер — Карен Каменсек. Режиссер — Фелим Макдермотт. В главных партиях: Эхнатон — Энтони Рот Костанцо, Нефертити — Дженай Бриджес. Запись — ноябрь 2019 года.

Это была самая громкая премьера сезона МЕТ 2019-20 годов: неистовый минималист Филип Гласс и одно из его лучших творений, опера 1983 года “Эхнатон”! В основе либретто — сцены из жизни фараона Эхнатона (Аменхотеп IV, 1351-1334 года до нашей эры), его жены Нефертити и шести дочерей. После похорон отца — фараона Аменхотепа III — и своей коронации Эхнатон меняет старых богов на бога Солнца. Но народ не воспринимает нового бога, и фараон с семьей бегут из дворца… Чтобы соответствовать гипнотической, завораживающей, ритуальной (выберите нужное) музыке оперы, английский актер и режиссер Фелим Макдермотт создал адекватное визуальное действие, включающее в себя, кроме лучей света и солистов, виртуозную команду жонглеров из группы Gandini Juggling. Карен Каменсек из Чикаго сотрудничает с Глассом около двадцати лет. В 2005 году она дирижировала его оперой “Les Enfants Terribles” (запись Orange Mountain Music Label), в 2016 году дирижировала мировой премьерой постановки “Эхнатона” в Английской национальной опере — той самой, которая в 2017 году получила премию Оливье за лучший оперный спектакль сезона. В 2017 году на фестивале Би-Би-Си Промс в лондонском Альберт-холл Каменсек дирижировала первым представлением оперы Гласса и Рави Шанкара “Passages” (солисткой была дочь Шанкара Анушка). С “Эхнатоном” Каменсек дебютировала в МЕТ. Контртенор Энтони Рот Костанцо пел на премьере “Эхнатона” в Лондоне.

Летом 2000 года “Эхнатон” поставила Мэри Зиммерман на сцене Чикагского оперного театра в бытность руководства им Брайаном Дики.

2 августа, 1.00 и 6.30 pm. “Трубадур” Дж.Верди. Совместная постановка Лирик-оперы, Метрополитен-оперы и Оперы Сан-Франциско. Дирижер — Марко Армилиато. Режиссер — Дэвид Маквикар. В главных партиях: Леонора — Сондра Радвановски, Манрико — Марсело Альварес, Азучена — Долора Заджик, граф ди Луна — Дмитрий Хворостовский. Запись 2011 года.

Сондра Радвановски и Дмитрий Хворостовский в спектакле “Трубадур”. Фото - Кен Ховард/MET Opera
Сондра Радвановски и Дмитрий Хворостовский в спектакле “Трубадур”. Фото — Кен Ховард/MET Opera

Премьера постановки Маквикара состоялась в МЕТ в 2009 году, и с тех пор опера регулярно появляется в репертуаре американских театров с разными солистами. (В Чикаго она шла в сезоне 2014-15 годов.) Мы увидим один из лучших составов. Все солисты неподражаемы, все блистают в своих партиях! В многочисленных интервью перед премьерой режиссер подчеркивал, что спектакль сделан под влиянием работ Франсиско Гойи. Действительно, влияние Гойи чувствуется, но при этом не было ничего лишнего, никакого “выпендрежа”. Впрочем, от Маквикара давно ничего нового не ждешь — традиционная, классическая, костюмная постановка.

9 августа, 1.00 и 6.30 pm. “Севильский цирюльник” Дж.Россини. Постановка Метрополитен-оперы. Дирижер — Микеле Мариотти. Режиссер — Бартлетт Шер. В главных партиях: Фигаро — Кристофер Малтман, Розина — Изабель Леонард, граф Альмавива — Лоуренс Браунли, Базилио — Паата Бурчуладзе, Бартоло — Маурицио Мураро. Запись 22 ноября 2014 года.

Сцена из спектакля “Севильский цирюльник”. Фото - Кен Ховард/MET Opera
Сцена из спектакля “Севильский цирюльник”. Фото — Кен Ховард/MET Opera

“Севильский цирюльник”, созданная по мотивам одноименной комедии Бомарше, — наверно, самая популярная комическая опера всех времен. Звучит невероятно: Джакомо Россини написал свое бессмертное произведение за двадцать дней. Двадцать дней работы — и почти два века славы! Как и в случае с “Травиатой”, постановка “…цирюльника” всегда обречена на успех. Так было на премьере в 2014 году, так будет, не сомневаюсь, и на предстоящих показах. Из солистов я бы отметил Лоуренса Браунли, Изабель Леонард и Паату Барчуладзе. Браунли в последнее время выступает неровно, но запись десятилетней давности нас не подведет.

16 августа, 1.00 и 6.30 pm. “Евгений Онегин” П.Чайковского. Постановка Метрополитен-оперы. Дирижер — Валерий Гергиев. Режиссер — Роберт Карсен. В главных партиях: Онегин — Дмитрий Хворостовский, Татьяна — Рене Флеминг. Режиссер — Роберт Карсен. В главных партиях: Евгений Онегин — Дмитрий Хворостовский, Татьяна — Рене Флеминг, Ленский — Рамон Варгас. Запись 24 февраля 2007 года.

Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский в спектакле “Евгений Онегин”. Фото - Кен Ховард/MET Opera
Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский в спектакле “Евгений Онегин”. Фото — Кен Ховард/MET Opera

В двух из четырех “летних” опер главные партии исполняет Дмитрий Хворостовский. Метрополитен-опера отдает дань памяти выдающемуся русскому баритону.

Постановка Карсена шла в Лирик-опере в марте 2008 года. Спектакль в полном соответствии с замыслом композитора получился камерным. Кленовые листья, одинокие фигуры героев, мечты о счастье, которое “было так возможно”, и щемящая тоска, присутствующая в музыке Чайковского с первой ноты. Мне повезло: во время репетиций и после премьеры я встретился с исполнителями главных партий, в том числе — с Хворостовским. Говорят, он часто бывал надменным, высокомерным. А я запомнил Хворостовского другим. Я в буквальном смысле слова поймал его в коридоре Лирик-оперы “тепленьким”. Он приехал в Чикаго накануне петь Онегина, отходил от гриппа. Я попросил уделить мне время для короткого интервью, поспешив добавить: “Не сегодня. Как-нибудь, когда у вас будет свободное время”. Певец обреченно ответил: “Если мы не сделаем это сегодня, мы не сделаем этого никогда”. Честно говоря, я думал, что ответы Хворостовского будут короткими и он попытается спровадить меня восвояси довольно быстро. Даже придумывать ничего не надо было – видно было, что певец устал и плохо себя чувствовал. Однако Хворостовский разговорился, отвечал подробно и серьезно.

На репетициях в Лирик-опере Хворостовский создавал вокруг себя особую ауру. На сцене у него всегда было хорошее настроение. Артист явно наслаждался ролью покорителя женских сердец. Он шутил, гримасничал и веселился. “Замолчите… иль я убью вас!..” — с намеренно игривой интонацией пропевал он свою фразу, и все присутствующие смеялись. Прогоны оперы проходили легко, с остановками, шутками и прибаутками. В конце одной из репетиций певец, пропев “дежурное” “Позор!.. Тоска!.. О, жалкий жребий мой”, выразительно посмотрел на часы.

Последний раз я встречался с Хворостовским 24 февраля 2016 года на его сольном концерте в Лирик-опере. После выступления он сказал, что обязательно вернется в Чикаго… Он умер 22 ноября 2017 года в возрасте пятидесяти пяти лет.

В семнадцатом (2023-24 годов) сезоне серии “Метрополитен-опера в кино” мы увидим девять опер: “Мертвец идет” Дж.Хегги (21 октября), “Жизнь и время Малькольма Х“ Э.Дэвиса (18 ноября), “Флоренсия в Амазонии” Д.Катана (9 декабря), “Набукко” Дж.Верди (6 января 2024 года), “Кармен” Ж.Бизе (27 января 2024 года), “Сила судьбы” Дж.Верди (9 марта 2024 года), “Ромео и Джульетта” Ш.Гуно (23 марта 2024 года), “Рондина” Дж.Россини (20 апреля 2024 года), “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини (11 мая 2024 года). Все подробности — в будущих выпусках Оперного обозрения.

Nota bene! Информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” — на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas.

Приятного просмотра!