Майк Рейфман: смотрю на мир через линзу фотоаппарата

Майк Рейфман — известный чикагский фотограф-анималист и пейзажист. Его работы завоевали высшие награды на самых престижных международных фотоконкурсах. Они выставлялись в Смитсоновском национальном музее естественной истории в Вашингтоне, в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Майк является основателем WORLD PHOTO TRAVELS и проводит фотосеминары и экспедиции в самые красивые и уникальные места земного шара, уделяя особое внимание полярным регионам.

Как началось ваше увлечение фотографией?

Мой отец был увлечен фотографией, и под его влиянием фотографией я начал заниматься еще в молодости. У меня была трофейная немецкая камера Kodak, которую еще мой дед привез с войны. Сам замешивал растворы, проявлял пленки, печатал фотографии. То есть, фотографию я полюбил в далеко доцифровую эпоху. Образование у меня художественное, окончил Художественное училище в Харькове по классу живописи, затем получил высшее архитектурное образование.

После учебы пошли работать в художественном направлении?

Нет, потом у меня был большой перерыв в художественно-фотографических увлечениях, начались всякие перестроечные процессы, появилась возможность заняться бизнесом. У нас с партнерами был большой полиграфический бизнес – в свое время это была самая большая частная типография в Украине.

А как получилась Америка?

Мы печатали материалы для предвыборной кампании конкурента Л.Д. Кучмы, и в результате получили все неприятности, которые можно было тогда получить. Кучма победил, бизнес выжил, но пришлось пожить несколько месяцев в бегах, и «осадочек остался». Тут как раз мой брат, который уже жил в Америке, прислал мне приглашение. Мы вообще-то не собирались иммигрировать, просто поехали посмотреть на Америку, но так уж получилось, что мы тут остались.

И здесь вернулись к фотографии?

Я очень люблю путешествовать, и когда немного обустроился в Америке, начал ездить по американскому юго-западу и фотографировать. Тогда на постсоветском пространстве практически не было художественной фотографии из Америки, и мои фотографии неожиданно начали пользоваться спросом. Многие глянцевые журналы начали меня печатать. По просьбам редакторов я стал сопровождать свои фотографии небольшими рассказами о тех путешествиях, в которых сделаны фотографии. В Москве и Санкт-Петербурге прошли выставки моих работ. Так моя популярность началась на постсоветском пространстве. Появились клиенты, которые стали просить сделать для них подобные поездки.

С этого и начался ваш фото-туристический бизнес?

Не совсем, много лет это было своего рода хобби. Организовывал несколько поездок в году, а все остальное время занимался графическим дизайном, делал вебсайты, рекламу и т.д. В какой-то момент осознал, что время не бесконечно и жалко его терять. Я люблю графический дизайн, но фотографировать, путешествовать и общаться с людьми люблю больше. Так что я выбрал путешествия. По-прежнему делаю не очень много туров, но они все, что называется, handmade, и в приоритете всегда качество. Пытаюсь делать каждое путешествие для моих клиентов таким, каким бы я делал его для себя.

Сколько человек обычно с вами едут в такое путешествие?

Это сильно зависит от направления. Давайте возьмем мое «фирменное» направление – Арктику, архипелаг Шпицберген. Я беру в чартер небольшие ледокольные суда, которые могут взять до 12 пассажиров. Итого: 7 человек команды, 2-3 гида и максимум 12 клиентов. Получается очень камерная, почти семейная поездка. Очень правильный формат для фотографа, нет толпы. Мы не только на судне перемещаемся, высаживаемся, делаем поездки на небольших моторных лодках.

Что для ваших клиентов первично – путешествие или фотография?

Фотография – в первую очередь. Но часто бывают супружеские пары, где один из супругов – фотограф, а второй просто наслаждается путешествием. Самый частый комментарий от таких людей был: «Я увидел(а) природу намного ближе и прекраснее, чем в обычной туристической поездке». Но в целом, да, это компания фотографов, которая всегда предпочтет красивый закатный свет своевременному ужину. В последнее путешествие на Шпицберген была необычно ясная погода, а там – белые ночи и днем очень яркий свет. Так что мы сместили весь наш режим и могли отправиться на лодках в два часа утра, потому что в это время мягче свет. В Антарктике мы пытаемся высадиться на рассвете, когда солнце еще низкое, тогда пингвины на белом снегу и вообще мир выглядят иначе.

Основной герой на ваших фотографиях – это природа. Но почти нет людей. Почему?

Я люблю природу больше, чем город. Это моя натура.

Больше, чем людей?

Да. Нет, я не человеконенавистник. Но считаю, что человек должен заниматься тем, что ему ближе. Мне ближе природа. Больше всего люблю северные, полярные регионы, мне кажется, что там природа чище, сохраняет свою первозданность, там практически нет следов цивилизации. До последнего времени, когда мы уходили в такие экспедиции, у нас то и связи с внешним миром практически не было. Сейчас появился Starlink, и в моем последнем путешествии на Шпицберген все снова периодически “сидели в телефонах”. Не могу сказать, что мне это нравится. Считаю, что мои путешествия – это полная перезагрузка, люди отключаются от внешней среды, от электронной суеты, бесконечных плохих новостей.

Из каких стран в основном ваши клиенты?

Аудитория интернациональная и это интересно. Много эмигрантов из стран бывшего СССР, которые приезжают на мои туры со всего мира, много американцев и европейцев, бывают клиенты из Южной Африки, Австралии, Таиланда. Мне не важна национальность или язык, важно, что из себя человек представляет. Перед путешествием я обязательно интервьюирую людей, и на основании своего впечатления решаю, брать их в путешествие или нет.

Мой следующий вопрос про преподавание. Вы ведь не просто организовываете поездки, вы в процессе этих поездок учите людей фотографировать лучше, устраиваете воркшопы, обучаете, в общем. Вам нравится передавать свой опыт другим?

Это суперинтересно. Все люди разные, у них разный уровень восприятия и творческих способностей. Но когда я вижу фотографа, который с моей помощью вырастает из человека, делающего туристические снимки с заваленным горизонтом, без композиции и т.д., получаю огромное удовольствие. Не меньшее, чем от хорошей фотографии, сделанной мной.

То есть в душе вы – педагог?

О да. Мне это действительно нравится. В поездках мы стараемся обсуждать снятые моими клиентами фотографии, смотрим, как их можно обработать, что можно было бы улучшить при съемке, как подрезать, чтобы композиция была более выразительной. Это большая часть путешествия. И в процессе съемки в первую очередь помогаю людям, объясняю, как лучше сделать удачную фотографию в текущих условиях.

Вы упомянули обработку фотографий. Насколько сегодня силен вклад обработки фотографий в итоговый результат?

Для меня обработка всегда имела большое значение. Я не имею в виду коллажи, замены элементов – для меня это остается табу. Я говорю о коррекции цвета, контраста, композиции. Это не менее важная часть работы фотографа и занимает больше времени, чем непосредственно фотографирование.

Вы всегда фотограф? В обычной жизни вы смотрите на мир через линзу воображаемого фотоаппарата?

Да, я вижу мир как фотограф, и выключить это фотографическое мышление просто не могу. Например, во время ковида, когда с путешествиями было туго, я снимал природу, животных и птиц в парке у своего дома в Арлингтон Хайтс. Результатом стала серия фотографий Wild Locals, которую можно посмотреть на моем сайте.

В процессе творчества вы обогащаетесь или, наоборот, отдаете?

Безусловно, я делаю фотографии, чтобы поделиться увиденным. Я не фотографирую сам для себя. Стараюсь выкладывать снимки на свой сайт, в социальных сетях. Мне важно, чтобы их видели люди.

Что такое, по вашему мнению, хорошая фотография?

Фотография, заставляющая зрителя остановиться, которую он не пролистывает, а с интересом рассматривает, понимая историю, стоящую за снимком.

У вас большое количество наград, вы выиграли немало престижных конкурсов. Какие из наград наиболее ценны для вас?

Последнее время я перестал участвовать в конкурсах, я сейчас больше занимаюсь судейством этих конкурсов. Наверное, можно сказать, что горжусь тем, что мои работы несколько раз выставлялись в The Smithsonian Institution в Вашингтоне в результате побед в конкурсе The Nature’s Best Photography Awards. С большим пиететом отношусь к своей золотой медали от The Royal Photographic Society, Великобритания, это уважаемая награда в фотографическом мире.

Расскажите, о каком путешествии вы мечтаете. Где вы еще не были?

Сложно сказать. Кроме Азии, у меня достаточно плотно земной шар покрыт флажками посещений. Допустим, я никогда не был в Японии, и уже есть план ехать туда зимой снимать дикую природу. Так что, мечты сбудутся.

А города вас не прельщают?

Очень люблю провинциальную старую Европу. Большие европейские города, на мой взгляд, уже потеряли свой шарм. А вот провинция – чудесна. Провинциальная Нормандия, Тоскана или Прованс — очаровательны. Например, в Провансе мы фотографировали белых лошадей в океанском прибое, лавандовые поля.

Каким вы видите будущее фотографии? Ведь сегодня практически у каждого есть мобильный телефон с навороченной камерой, так что каждый теперь – фотограф.

Будет все больше и больше хороших изображений. Будет все сложнее и сложнее получать медали в конкурсах. Но выиграет зритель. А у тех, у кого есть ген путешественника, изменится только вес рюкзака, они все равно будут ездить и фотографировать, пусть с меньшим количеством оборудования.

Что бы вы посоветовали начинающим фотографам, которые мечтают фотографировать так, как вы?

Очень просто: нужно заниматься фотографией. Советую поехать в несколько путешествий с профессиональными фотографами с хорошей репутацией. Компания единомышленников и опытный преподаватель, несомненно, подтолкнут процесс становления вас как фотографа.

Какие экспедиции вы уже запланировали?

О моих планах на ближайшие год-два можно узнать на вебсайте mikereyfman.com. Если вы любите путешествия и фотографию — присоединяйтесь! Если вы не фотограф, но ген путешественника зашит в ваш DNA, буду рад побеседовать с вами, и мы вместе решим, подходят ли вам мои программы. Но будьте осторожны — фотография инфекционна, и прививок пока не придумали.

www.mikereyfman.com