23-25 мая, 7.30 pm. В эти дни Чикагский симфонический оркестр (далее — ЧСО) исполнит Вторую симфонию (“Воскресение”) Г.Малера. Солисты: Мари Эрикмоен, сопрано (дебют); Карен Каргилл, меццо-сопрано. Чикагский симфонический хор. Хормейстер — Джеймс Бас. Дирижер — Неэме Ярви.
Густав Малер работал над Второй симфонией семь лет. Последнюю точку в партитуре он поставил 28 декабря 1894 года в австрийском городке Штайнбах-ам-Аттерзее. Как и в большинстве симфоний Малера, не обошлось без солистов. Слова и Музыка — эти понятия были для композитора неразделимы. В одном из писем Малера читаем: “Если я за¬думываю большое симфоническое полотно, всегда наступает момент, когда я должен привлечь Слово, как носителя моей музыкальной идеи”. Стихов, которые отразили бы финал Симфонии, Ма¬лер не мог найти очень долго. Музыковед Л.Михеева пишет: “Несколько строф он сочинил сам и продолжал искать, перечитывая многих поэтов. В разгар работы над симфонией пришло известие о смерти одного из крупнейших дириже¬ров того времени Ганса фон Бюлова, перед которым Малер преклонял¬ся. Печальное известие произвело на композитора огромное впечатление. На торжественной панихиде, в числе другой музыки, прозвучал хорал на стихи выдающегося немецкого поэта XVII века Фридриха Клопштока “Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого”. Малер был потрясен: прозвучали строки, которые он так долго искал. Они и легли в основу финала. По этим строкам симфония стала известна как Симфония Воскресения”.
Премьера Второй симфонии состоялась в декабре 1895 года в Берлине. Местным филармоническим оркестром дирижировал композитор. Малеру было тридцать пять лет. Позади — безрадостное детство в тихом провинциальном городке Йиглава в Южной Моравии (ныне Чехия), куда семья переехала из деревни Калиште, прогулки в окрестных лесах и полях, мечты о признании и славе в вымощенной золотом столице империи Вене. Позади — годы учебы в консерватории, когда Малер забросил фортепиано и взял в руки дирижерскую палочку. Позади — должности дирижера в театре города Оломоуца, директора хора в Касселе, третьего дирижера в Немецком театре Праги, ассистента Артура Никиша в Лейпцигской опере, главного дирижера Королевской венгерской оперы, дирижера Гамбургского муниципального театра.
Позади — бурный, страстный, пламенный любовный роман с певицей театра в Касселе, имя которой осталось неизвестным, любовная связь с любительницей музыки в Лейпциге госпожой фон Вебер, короткий роман с молодой певицей Анной Мильденбург в Гамбурге. Малер страдал, мучил своих любимых и мучался сам. До того, как он стал руководителем Венской оперы, до десяти лет абсолютной власти музыканта над оркестром, хором, певцами, репертуаром и Веной оставалось полгода; до встречи с Альмой Шиндлер — шесть лет…
Маэстро Неэме Ярви родился 7 июня 1937 года в Таллинне, учился в Ленинградской консерватории, дебютировал в качестве оперного дирижера в Кировском театре в опере Ж.Бизе “Кармен”. В 1971 году завоевал Первую премию на Международном конкурсе музыкальной академии Санта-Чечилия (Италия), и с этого момента стала стремительно развиваться его международная карьера. В 1980 году семья Ярви переехала в США. С 1985 года — гражданин США. В разные годы Неэме занимал должности главного дирижера Эстонского симфонического оркестра (Таллинн, 1963-79 и 2010, сейчас — почетный пожизненный художественный руководитель), Гетеборгского симфонического оркестра (1982-2004 годы, сейчас — главный дирижер-лауреат), Шотландского национального оркестра (1984-1988 годы, сейчас — дирижер-лауреат), Детройтского симфонического оркестра (1990-2005 годы, сейчас — музыкальный руководитель — лауреат), Гаагского филармонического оркестра (Residentie Orchestra The Hague, 2005-12 годы, сейчас — музыкальный руководитель — лауреат), художественного и музыкального руководителя Оркестра Романской Швейцарии (Orchestre de la Suisse Romande, Женева, 2012-15 годы).
Неэме Ярви — лауреат многочисленных международных премий и наград. Он является Почетным доктором Эстонской академии музыки и обладателем Ордена государственного герба, врученного ему президентом Эстонии. Мэр Таллинна торжественно вручил маэстро первую в истории города почетную ленту. Дирижер был назван одним из “выдающихся эстонцев XX века”. Маэстро Ярви — почетный доктор Детройтского государственного университета Уэйна, Мичиганского университета, Абердинского университета и Королевской Шведской академии музыки. Король Швеции Карл Густав XVI присвоил ему звание Командора Ордена Северной звезды.
Живет в Нью-Йорке. Сыновья Ярви Пааво и Кристьян пошли по стопам отца и получили от него первые уроки дирижирования.
Последний раз маэстро Ярви дирижировал ЧСО в декабре 2017 года. Мы услышали фрагменты из оперы “Проданная невеста” Б.Сметаны, Виолончельный концерт С.Барбера (солистка — Алиса Вайлерштайн), Пятую симфонию А.Дворжака. До этого, в апреле 2017 года, он дирижировал ЧСО с программой, сочетающей классику и современность: пьеса для оркестра “Fratres” Арво Пярта, Первый скрипичный концерт Б.Бартока (солист — Роберт Чен), Шестая (“Пасторальная”) симфония Л.ван Бетховена. А мне запомнился концерт ЧСО и маэстро Ярви в декабре 2016 года. В программе были Первый концертный вальс А.Глазунова, сюита “Карелия” и Пятая симфония Я.Сибелиуса, а также Первый скрипичный концерт С.Прокофьева, в котором солировал блистательный Вадим Глузман. Перед концертом в беседе со мной Вадим сказал: “У меня сложился определенный круг людей, которых я люблю и с которыми сотрудничаю. Неэме Ярви — один из них. Патриарх музыки, он остается все тем же невероятным хулиганом, которым был всегда. Мы с ним сыграли массу концертов в разных странах, записали два диска. Второй — в 2016 году, с Первым и Вторым концертами Прокофьева. Мы записывали его с Эстонским национальным оркестром в течение юбилейного года композитора…”.
Еще один любопытный штрих к характеру Неэме Ярви я прочитал в книге Нормана Лебрехта “Маэстро Миф: Великие дирижеры в схватке за власть”. Автор пишет, что после встречи с Ярви английский дирижер Шин Эдуардс поехала учиться в Ленинградскую консерваторию: “Он дирижировал настолько волнующе и притягательно, что я спросила его: “Как вы это делаете?” Он ответил: “Упражняюсь по пять часов в день, с оркестром или перед зеркалом”. Для меня это было ново. Во мне сидела британская идея, что дирижерами не делаются, а рождаются”.
За последние два сезона мы слышали несколько симфоний Малера, и эти концерты стали одними из самых запоминающихся.
16 ноября 2022 года — Седьмая симфония в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением главного дирижера Кирилла Петренко.
16 февраля 2023 года — Пятая симфония в исполнении ЧСО под управлением будущего музыкального руководителя Клауса Мякели.
28 апреля 2024 года — Шестая (“Трагическая”) симфония в исполнении Симфонического оркестра Баварского радио под управлением сэра Саймона Рэттла.
Вторая симфония Малера звучала в большом Чикаго последний раз летом 2016 года на Музыкальном фестивале Равиния. ЧСО дирижировал Джеймс Ливайн, а одной из солисток была Карен Каргилл.
За 75 минут до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Карла Грапентайна.
Nota bene! Абонементы на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов, а также одиночные билеты на концерты этого сезона — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты будущего сезона поступят в продажу летом.