Название последнего спектакля Театра одного актёра меня удивило – “Курортная история”. И это после “Дамы с собачкой”?!
“Курортную историю” мне не удалось посмотреть ни в Русском центре, ни в “Круге”. И – о радость! – Ида Кравецкая, “палочка-выручалочка” русскоязычной общины дома на
Пуласки, договорилась, что Театр приедет к нам.
Несколько слов о зрителях. Так уж получилось, что многие “взрослые дети”, если не большинство, хорошо знающие английский язык, спектакли на русском не смотрят. А их родители в силу естественных причин малоподвижны, и им трудно добираться до Русского центра, а тем более до “Круга”. Приезд творческих коллективов в субсидированные дома, где живут “великовозрастные” родители, это большое удовольствие для жителей дома и “мицва” для выступающих.
…Наступил день спектакля. Мы с соседкой пришли пораньше и сели в первый ряд. Приближалось время начала спектакля, а других зрителей всё не было видно. Участники спектакля, как ни в чём не бывало, продолжали готовить “сцену”. За считанные минуты до начала зал был полный. Чему тут удивляться? Ехать никуда не нужно, прошёл часть коридора или спустился на лифте – и ты в “театре”.
И вот начался спектакль. На “сцене” женщина с гордой осанкой и копной золотистых волос. На курорт героиня приехала без мужа, и хотя она была не первой молодости, вызвала интерес молодого человека. Как умная женщина, она отнеслась к этому с некоторой долей иронии. Но, тем не менее, мужское внимание женщине приятно в любом возрасте. Приятно было и нашей героине.
Интересно, в наше время отважатся мужчины проявлять какой-нибудь интерес к женщине? А вдруг обвинит в сексуальном домогательстве… Знаменитый певец Доминго, пострадавший от обвинения в сексуальном домогательстве, “случившемся” 30 лет назад, сказал, что то, что раньше считалось простым вниманием мужчины к женщине, сейчас воспринимается как сексуальное домогательство. А жаль. Всё же приятно было, что мужчина воспринимает тебя не просто как сотрудницу или подругу, но и как женщину. А если даже он погладил твою коленку, то дальнейшее развитие событий зависит только от тебя.
Но вернёмся к спектаклю. Его действие продолжало неторопливо развиваться. Ничего, собственно, и не происходило – так, какие-то случайные встречи, мало значащие разговоры. Но мы верим, молодой мужчина мог заинтересоваться этой притягательной женщиной. Тем более, что в жизни такой интерес иногда заканчивался браком. Эдит Пиаф, например, или близкая нам Алла Пугачёва. Какого-то продолжения ожидала и героиня спектакля. И вот… Стук в дверь…
Ещё одно отступление. Автор пьесы нам уже давно знаком. Театр с неизменным автором и актрисой существует уже почти 15 лет, и не было ни одного спектакля без конфликта, о котором хотелось говорить и спорить. А тут… Мягко идёт история, как кажется, зарождающейся любви. Но … когда открылась дверь, в комнату вошёл не молодой человек, которого ожидала героиня, а муж, и в руках у него был большой букет цветов.
Да, есть о чём поговорить. Может ли сохраниться романтическая, подчёркиваю – романтическая, любовь через много лет супружеской жизни? При всей любви моего мужа, а она, безусловно, была, романтики через 40 лет я не замечала. Но здесь, в Чикаго, такую трогательную любовь можно было видеть на примере Сирот Ирины и Саула или Ирины Поляковой и Ария Земель. И монолог героини о преимуществе супружеской любви перед случайными встречами, последовавший после появления мужа, воспринимался с пониманием и доверием. Во всяком случае, мною. Хотя некоторые мои “однодомовцы”, которые не знали упомянутых супружеских пар, считали, что так не бывает. Вот вам и конфликт восприятия.
Меня несколько удивила тема спектакля – о любви. Ну, какая любовь может интересовать зрителей Театра одного актёра, людей в основном “не первой молодости”? Но, оказалось, я была неправа. Мне стало известно, что один из моих соседей, которому уже под 90, по-настоящему влюбился, помолодел внешне и поздоровел внутренне. Так что – любви все возрасты покорны.
Прошу прощения, я ничего не сказала о музыкальном оформлении или сопровождении спектакля. Как всегда, оно было очень хорошее. И неудивительно. Скрипач и пианистка – профессионалы высокого класса.
Уверена, все жители нашего дома, которые смотрели спектакль, благодарны его участникам. Надеемся и в дальнейшем получать удовольствие от встреч с этим коллективом.
Ну что ж, настало время назвать создателей и участников спектаклей Театра одного актёра, а правильнее – одной актрисы. Руководитель театра и автор всех его спектаклей Александр Лейдерман, актриса Алла Калугина, музыкальный руководитель театра скрипач Юрий Гурфинкель, пианистка Раиса Бекерман, помощник режиссёра Белла Горелик, режиссёр… режиссёра нет, но его функции прекрасно выполняют все члены творческого коллектива.
В заключение хочется пожелать Чикагскому театру одного актёра, вернее – одной актрисы, новых творческих успехов и приятных встреч с благодарными зрителями.
Нина Дубровская