25 мая, 7.30 pm; 26 мая, 1.30 pm; 27 мая, 8.00 pm. Третья майская программа Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) под управлением Риккардо Мути: Дивертисмент фа мажор В.А.Моцарта (он сочинил его в шестнадцать лет), Первый концерт для литавр с оркестром У.Крафта (солист — концертмейстер секции литавр Дэвид Херберт), Первая сюита “Старинные танцы и арии” и симфоническая поэма “Фонтаны Рима” О.Респиги.
Американский композитор Уильям Крафт (1923-2022) родился в Чикаго в семье выходцев из Украины. Его отец Луис Альберт Кашеревский иммигрировал в Америку в возрасте одиннадцати лет и поменял фамилию, которую сначала писал как “Крефт”. В раннем возрасте Уильям с родителями переехал в Калифорнию. Он всю жизнь был связан с Лос-Анджелесским симфоническим оркестром: служил концертмейстером группы литавр, композитором-резидентом и дирижером. Его Первый концерт для литавр с оркестром (сочинение 1983 года) открыл новую страницу в сольных произведениях для ударных и оркестра. Концерт состоит из трех частей, в нем участвует группа из пяти литавр.
ЧСО впервые исполняет Первый концерт для литавр с оркестром Крафта и в нем впервые с ЧСО солирует концертмейстер секции литавр Дэвид Херберт. Он родился в семье профессиональных пианистов, фортепиано был его первым инструментом. Выпускник Консерватории Сент-Луиса (диплом бакалавра) и Джульярдской школы музыки (диплом мастера). Победитель Международного юношеского конкурса в Сент-Луисе (1991 год). После победы на конкурсе дебютировал в качестве солиста с местным симфоническим оркестром. Работал концертмейстером секций литавр New World Symphony и (на протяжении восемнадцати лет) Симфонического оркестра Сан-Франциско. Концертмейстер секции литавр ЧСО с июля 2013 года. Приглашенный солист ведущих оркестров США. В качестве концертмейстера секции литавр участвовал в европейском турне Оркестра музыкального фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн под управлением Л.Маазеля, в выступлениях оркестра Концертхаус (Берлин). Широко пропагандирует современную музыку. Выступал и записывался с группой “тяжелого рока” “Metallica”. Каждый год играет мировые премьеры сочинений для литавр. В 2005 году с Симфоническим оркестром Сан-Франциско под управлением Майкла Тилсона Томаса исполнил мировую премьеру написанного специально для него Второго концерта для литавр с оркестром Уильяма Крафта. С 2007 года — концертмейстер секции литавр фестивального оркестра в Аспене. С 2014 года — адъюнкт-профессор отделения ударных инструментов DePaul University. Преподает в университетах США, Европы, Азии.
В Первой сюите “Старинные танцы и арии” итальянского композитора Отторино Респиги черпает вдохновение из лютневой музыки эпохи Возрождения. В нескольких частях есть отсылки к вилланелле — форме неаполитанской песни.
“Фонтаны Рима” Респиги — первая часть его Римской трилогии, посвященной трем символам Рима: фонтанам, соснам (“Пинии Рима”) и праздникам (“Римские празднества”), объяснение Респиги в любви Вечному городу. “Фонтанами Рима” Мути дирижировал на памятном многими концерте в парке “Миллениум” в 2010 году, официально вступая в должность десятого музыкального руководителя ЧСО.
После концерта 25 мая на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) маэстро Мути подпишет книги и CD. За 75 минут перед концертами состоятся беседы музыковеда Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
28 мая, 3.00 pm. Впервые в Чикаго — сольный фортепианный концерт португальской пианистки Марии Жуан Пиреш. В программе: Восьмая (“Патетическая”) и Тридцать вторая сонаты Л.ван Бетховена, “Детские сцены” и Арабеска до мажор Р.Шумана.
Семидесятидевятилетняя Пиреш — целое явление в фортепианном искусстве. Ее отец умер за двадцать дней до ее рождения. Это оказало сильное влияние на мать, для нее это стало большой травмой. Мама осталась одна с четырьмя детьми. В доме царила атмосфера грусти. Играть на фортепиано Мария начала в три года, воспроизводя на слух то, что играла старшая сестра. Уже в пять лет она дает свой первый концерт, в семь — играет концерты Моцарта, в девять — получает главную премию Португалии для молодых музыкантов. Училась в Лиссабонской консерватории, потом — в Германии: Мюнхене и Ганновере. Мир узнал о ней после ее победы на Международном конкурсе имени Бетховена в Брюсселе в 1970 году. В последние десятилетия Пиреш почти не выступает в концертных залах. Услышать ее живьем — большая удача. Не пропустите ее предстоящий концерт в Чикаго!
1 и 6 июня, 7.30 pm; 2 июня, 1.30 pm; 3 июня, 8.00 pm. В программе ЧСО: Античный менуэт и Вальс М.Равеля, Первый скрипичный концерт Д.Шостаковича (солист — Вадим Глузман), три эскиза “Море” К.Дебюсси. Дирижер — Давид Афхам.
Первый скрипичный концерт Шостакович сочинял в январе 1948 года, в дни печально знаменитой встречи с советскими музыкантами, на котором тогдашний идеологический вождь Жданов громил лучших композиторов страны. В письме к Исааку Гликману Шостакович описывал это так: “По вечерам, когда заканчивались позорные, гнусные прения…, я возвращался домой и писал третью часть Скрипичного концерта. Я ее закончил, и, кажется, получилось недурно”.
В Первом скрипичном концерте солирует замечательный музыкант Вадим Глузман. В начале мая мне удалось побеседовать с ним. Интервью с Вадимом читайте в следующем номере нашей газеты.
Немецкий маэстро иранского происхождения Давид Афхам — один из ярчайших представителей среднего поколения дирижеров. Он родился и вырос в городе Фрайбург. Первые уроки игры на фортепиано и скрипке получил в шесть лет. Закончил Фрайбургскую консерваторию, учился в консерватории Веймара. В 2008 году был ассистентом В.Гергиева в Лондонском симфоническом оркестре, впоследствии ассистировал Б.Хайтинку в Концертгебау и ЧСО. Мировая известность пришла к Афхаму в 2009 году, когда он стал первым лауреатом Премии молодых дирижеров Зальцбургского фестиваля. Решение жюри из девяти человек во главе с музыкальным руководителем Кливлендского симфонического оркестра Ф.Вельзер-Местом было единогласным. С 2014 года Афхам — главный дирижер Испанского национального оркестра и хора. С ЧСО выступает третий раз. Его брат Мича Афхам — альтист Берлинского филармонического оркестра.
2 июня, 8.00 pm. Единственный в этом сезоне чикагский концерт саксофониста и композитора, трехкратного лауреата премии “Грэмми” Брэнфорда Марсалиса. Он — редкий гость в наших краях. Я помню его замечательное исполнение Эскапад для альт-саксофона Джона Уильямса из фильма С.Спилберга “Поймай меня, если сможешь“ (“Catch Me If You Can”, 2002) в сезоне 2016-17 годов (ЧСО дирижировала Сусанна Мялкки) и прошлогодний концерт с камерным оркестром “Орфей”. Марсалис солировал в Рапсодии для альт-саксофона и оркестра К.Дебюсси и Камерном концертино для саксофона и одиннадцати инструментов Ж.Ибера. Программа нового концерта будет объявлена со сцены.
Nota bene! Билеты на концерты сезона 2022-23 годов и абонементы на сезон 2023-24 годов Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты будущего сезона появятся в продаже летом.