Один из интереснейших концертов сезона — Реквием В.А.Моцарта в Лирик-опере Чикаго. Солисты: Хайди Стобер, сопрано; Элизабет Дешонг, меццо-сопрано; Мэтью Поленцани, тенор; Кайл Кетелсен, бас. Оркестр и хор Лирик-оперы. Дирижер — музыкальный руководитель Лирик-оперы Энрике Маццола.
Моцарт — великий, бессмертный и непостижимый. Моцарт — загадка не только для нас, потомков. Он был не особо понятен и своим современникам, в том числе близким родственникам. “У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины”, — написал ему в одном из писем отец. И добавил, что Вольфганг то слишком ленив, снисходителен, терпелив, то слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом.
Образ Моцарта неуловим. Его изображали по-разному: маленьким мальчиком, музицирующим на клавесине для прекрасных придворных дам; послушным сыном своего отца; юношей, влюблявшимся во всех оперных певиц; оскорбленным музыкантом, отказавшимся служить деспотичному князю-архиепископу; гениальным композитором, умирающим от голода, холода и тягот жизни. Все эти представления одновременно верны и ложны. Возможно, наиболее подходящим для Моцарта определением является слово “ангельский”. Да, ангельский и именно поэтому чрезвычайно трудный для понимания. За внешним обаянием скрывается глубокая тайна. Как сказано у Рильке, “каждый ангел ужасен”. Наверняка известно только одно: Моцарт — гений. В его музыке есть все: мелодичность, красота, философская глубина, величие чувств, уникальность музыкальных идей. От оперы-буфф до Реквиема, от легких пьес к духовным песнопениям — дистанция огромного размера!
Моцарт умер в тридцать пять лет в нищете, слабеющей рукой торопливо записывая последние ноты своего Реквиема. Первый биограф композитора Немечек приводит слова Моцарта неизвестному адресату на итальянском языке, вероятнее всего, либреттисту Лоренцо да Понте: “…Моя голова раскалывается, разговариваю с трудом и не могу отогнать от глаз образ неизвестного, постоянно вижу его перед собой, он меня умоляет, торопит, с нетерпением требует от меня работу. Продолжаю, потому что сочинение мне менее утомительно, нежели праздность. Впрочем, мне нечего опасаться. По всему чувствую: час пробил; я готов умереть; я кончил прежде, чем воспользовался своим талантом. Жизнь была столь прекрасна, карьера начиналась при столь счастливых предзнаменованиях, но изменить собственную судьбу нельзя. Никому не измерить своих дней, нужно смириться. Пусть будет то, чего желает провидение”.
Реквием — быть может, самое великое творение Моцарта. Безумно трудно исполнять эту музыку. Мне кажется, духовная музыка Моцарта до сих пор находится в тени его остальных произведений. А между тем музыка эта совершенно гениальная. Мы слышим дыхание вечности, мы ощущаем надежду. Как медитация: исчезают тревоги, а на душе становится светло и тепло. Все вокруг пронизано неосознанным предчувствием тайны…
Американская певица Хайди Стобер последний раз была в Лирик-опере в партии Гретель в опере “Гензель и Гретель” Э.Хумпердинка (сезон 2022-23 годов). Гретель — фирменная партия певицы, она пела ее в Метрополитен-опере и Опере Сан-Франциско. Дебют Стобер в Лирик-опере состоялся в партии Далинды в “Ариоданте” Г.Ф.Генделя (сезон 2018-19 годов). Певица живет в Берлине и часто выступает в немецких оперных театрах. В ее ближайших планах — Памина в “Волшебной флейте” в Дрезденской опере и Пат Никсон в опере “Никсон в Китае” Джона Адамса в Немецкой опере (Берлин).
Выпускница Центра оперного пения Райана при Лирик-опере сопрано Элизабет Дешонг знакома чикагским любителям музыки. Мы часто слышали ее в Лирик-опере. Вспоминается ее Адальжиза (“Норма” Беллини) в сезоне 2016-17 годов. В прошлом сезоне Дешонг исполнила роль Октавии в мировой премьере новой оперы Джона Адамса “Антоний и Клеопатра” (Опера Сан-Франциско), участвовала в европейском туре с оркестром Les Musiciens du Louvre под управлением Марка Минковски (“Альчина” Г.Ф.Генделя), дебютировала в оперных театрах Далласа (Дорабелла в “Так поступают все женщины” В.А.Моцарта) и Атланты (Фрика в “Золоте Рейна” Р.Вагнера). Впереди у Дешонг — выступление в амстердамском зале Концертгебау (концертное исполнение оперы “Смерть Клингхоффера” Дж.Адамса).
Еще одного выпускника Центра оперного пения Райана при Лирик-опере тенора Мэтью Поленцани мы тоже хорошо знаем и любим. Он родился в Эванстоне, там живут его родители. Музыкальная карьера Поленцани сложилась на редкость удачно. Он — солист ведущих оперных театров мира, но всегда с удовольствием возвращается в Чикаго, называя город своим домом. С 1995 года Поленцани исполнил в Лирик-опере пятнадцать партий. Часто именно в Чикаго он пробует себя в новом репертуаре. Здесь он спел своих первых Гофмана (”Сказки Гофмана” Ж.Оффенбаха, сезон 2011-12 годов), Вертера (”Вертер” Ж.Массне, сезон 2012-13 годов), Тита (“Милосердие Тита” В.А.Моцарта, сезон 2013-14 годов). Отмечу еще его партии Надира в “Искателях жемчуга“ Ж.Бизе, Герцога Мантуанского в “Риголетто“ Дж.Верди (обе — сезон 2017-18 годов), Идоменея в одноименной опере В.А.Моцарта (сезон 2018-19 годов). Поленцани выступил солистом в Девятой симфонии Л.ван Бетховена, когда Лирик-опера чествовала многолетнего музыкального руководителя сэра Эндрю Дэвиса. На Музыкальном фестивале Равиния Поленцани дебютировал летом 2016 года. Летом 2022 года он исполнил партию Тита в концертном исполнении оперы В.А.Моцарта “Милосердие Тита”. Чикагским симфоническим оркестром дирижировал Джеймс Конлон.
Американский бас-баритон Кайл Кетелсен мощно дебютировал в Лирик-опере. В одном сезоне 2009-10 годов — сразу две знаковые партии: Фигаро (“Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта) и Мефистофель (“Фауст” Ш.Гуно). Из других заметных чикагских ролей солиста отмечу партии Эскамильо (“Кармен” Ж.Бизе (сезон 2010-11 годов), Дона Базилио (“Севильский цирюльник” Дж.Россини, сезон 2013-14 годов), Лепорелло (“Дон Жуан” В.А.Моцарта, сезон 2014-15 годов), Короля (“Ариодант” Г.Ф.Генделя, сезон 2018-19 годов), Дулькамары (“Любовный напиток” Г.Доницетти, сезон 2021-22 годов). Большое впечатление на меня произвел его Каспар в “Вольном стрелке” К.М.фон Вебера (сезон 2021-22 годов). Спектакль в постановке Дмитрия Чернякова был поставлен в Баварской опере.
Nota bene! Реквием В.А.Моцарта исполняется дважды — 22 марта в 7.00 pm и 24 марта в 2.00 pm. Билеты — на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.