Действующие лица и исполнители: Cестра Элен Прежан – Патрисия Расетт, Джозеф де Роше – Райан Маккинни (дебют в Лирик-опере), Миссис де Роше – Сьюзен Грэм. Дирижер – Николь Пеймент (дебют в Лирик-опере). Премьера Лирик-оперы. Режиссер-постановщик – Леонард Фолиа. Совместная постановка Оперы Пасифик, Нью-Йоркской городской оперы, оперных театров Цинциннати, Остина, Мичигана, Питтсбурга и Балтимора. 2 – 22 ноября 2019 года (шесть спектаклей). Продолжительность спектакля – 2 часа 55 минут с одним антрактом. Опера исполняется на английском языке с английскими субтитрами.
После Россини и Верди Лирик-опера меняет жанр, тему, стиль и обращается к одной из лучших современных опер. Третий спектакль шестьдесят пятого сезона – “Мертвец идет” на музыку американского композитора Джека Хегги.
…Все началось с опубликованной в 1993 году книги монахини Элен Прежан о встречах с преступником, осужденным на смертную казнь за жестокое убийство. Эти встречи продолжались на протяжении десяти лет, монахиня была рядом с убийцей накануне приведения в исполнение смертного приговора. Книга оказалась в числе главных бестселлеров по спискам газеты New York Times и номинировалась на Пулитцеровскую премию.
На основе книги в 1995 году режиссером Тимом Роббинсом был поставлен одноименный фильм, главные роли в котором сыграли Сьюзен Сарандон и Шон Пенн. Ведущий американский кинокритик Роджер Иберт дал картине высший балл – четыре звезды (или, как он любил выражаться, “Two Thumbs Up”).
Спустя пять лет, в 2000 году, в Опере Сан-Франциско состоялась мировая премьера одноименной оперы Джека Хегги по либретто Теренса Макналли.
…Молодая пара зверски убита, убийца Джозеф де Роше сидит в камере смертников. Сестра Элен Прежан соглашается быть его духовным наставником. Она встречается с ним, его семьей, семьей его жертв. Она не судит, а лишь пытается понять мотивы страшного поступка. Сделать это оказывается не легко, но необходимо…
Фильм и опера поднимают огромный пласт религиозно-нравственных вопросов. Допустима ли в современном обществе смертная казнь? Возможно ли прощение убийцы? Сопоставимы ли страдания семей жертвы и преступника?
Режиссер Леонард Фолия придумал интересное минималистское решение спектакля. Ничто не отвлечет нас от наблюдения за психологией персонажей, развитием характеров, мучительных вопросов героев спектакля друг к другу и к себе самим. (Создатели обращают внимание на то, что спектакль начинается со сцены сексуального насилия, а диалоги содержат грубые выражения.)
“Мертвец идет” – одна из первых опер, написанных в XXI веке. Удивительно, но ее конструкция абсолютно традиционна. Музыкальный критик Энн Миджетт в газете Washington Post отмечает, что “Мертвец…” “погружен в оперную традицию. Романтическая партитура Хегги полна мимолетных цитат из классических произведений: от угрожающего мужского хора (толпа в “Питере Граймсе” Б.Бриттена) до легкой скрипичной музыки, выражающей испуг персонажа (Виолетта в начале третьего акта “Травиаты”). Опера полна арий, ансамблей, ярких мелодий и сильных эмоций – знакомых инструментов оперного арсенала”.
Может быть, благодаря своей традиционной форме “Мертвец идет” стала самой успешной из всех американских современных опер и наиболее исполняемой оперой, написанной за последние двадцать лет. В шестидесяти разных постановках ее видели зрители во многих странах мира на пяти континентах. С опозданием в двадцать лет “Мертвеца…” наконец представляет Лирик-опера.
“Мертвец идет” – первая, самая успешная, но не единственная опера Джека Хегги. Всего он сочинил семь. Среди них – “Конец любви” (“The End of the Affair”, 2003), “У статуи Венеры” (“At the Statue of Venus”, 2005), “В ад и обратно” (“To Hell and Back”, 2006), “Три декабря” (“Three Decembers”, 2008), “Великий Скотт” (“Great Scott”, 2015) и “Моби Дик” (“Moby-Dick”, 2010) – опера, которую мы слышали в Чикаго впервые весной этого года. Спектакль был поставлен в Чикагском оперном театре (дирижер – музыкальный руководитель театра Лидия Янковская, режиссер – Кристин Макинтайр).
Украшением чикагского спектакля станет участие в ней замечательной американской певицы Патрисии Расетт. Она хороша знакома чикагским любителям оперы. Перечислю лишь некоторые из ее партий в Лирик-опере: Микаэла в “Кармен” Ж.Бизе (сезон 2005-06 годов), Лия в “Турандот” (сезон 2006-07 годов), Чио-Чио-сан в “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини (сезоны 2008-09 и 2013-14 годов). Мне Расетт больше всего запомнилась в партии Мадам Лидуан в “Диалогах кармелиток” Ф.Пуленка (сезон 2006-07 годов). В 2016 году она солировала в опере Ф.Пуленка “Человеческий голос” в Чикагском оперном театре, а совсем недавно – летом этого года – мы слышали ее на Музыкальном фестивале в Равинии в опере Л.Бернстайна “Волнения на Таити”.
Расетт обожает все новое. Она участвовала в мировых премьерах опер “Эммелин” (Опера Санта-Фе, 1996) и “Американская трагедия” Тобиаса Пикера (Метрополитен-опера, 2005), “Жестокий город” (“Cold Sassy Tree”) Карлайла Флойда (Хьюстонская опера, 2000), “Письмо” Пола Моравеца (Опера Санта-Фе, 2009). В интервью американскому журналу “Opera News” (выпуск за сентябрь 2014 года) певица сказала: “Моя карьера – это путь, состоящий из нескольких этапов. Первый начался, когда я окончила стажировку по оперной программе “Мерола” и была абсолютно растеряна. Затем я начала исполнять такие партии, как Мими и Виолетта. Потом взялась за оперы “Эммелин”, “Жестокий город”, “Американская трагедия” и другие новые произведения американских композиторов, которые попадались мне на пути. После этого у меня начался период Пуччини и Яначека, это было поистине удивительное время… Я хочу исполнять эти главные роли как можно дольше, но мне также интересно, что ждет меня впереди… Темперамент персонажа и драматический аспект произведения – то, что сейчас все больше и больше влияет на мое решение при выборе партии. Конечно, я обязательно задаю себе вопрос: “Смогу ли я вокально с этим справиться?” И я считаю, что всегда поступала разумно”. (Перевод с английского Дарьи Денисовой.)
С партией Джозефа де Роше в Лирик-опере дебютирует американский бас-баритон Райан Маккинни. В прошлом сезоне он успешно исполнил партии Дон Жуана в одноименной опере В.А.Моцарта в Хьюстонской опере и Вотана в “Золоте Рейна” Р.Вагнера в Опере Монреаля, этим летом на Музыкальном фестивале в Байройте спел Амфортаса в “Парсифале” Р.Вагнера. Готовясь к роли убийцы де Роше, певец написал письмо сидящему в камере смертников осужденному и побывал у него в тюрьме. Об этом уникальном опыте Маккинни рассказал в эссе на своем сайте ryanmckinny.com/blog/the-black-rose/.
Обладательница изумительного меццо-сопрано, американская певица Сьюзен Грэм выступает на сцене Лирик-оперы в течение трех десятилетий. Из ее самых удачных партий отмечу Октавиана в “Кавалере розы” Р.Штрауса (сезон 2005-06 годов), Ифигению в “Ифигении в Тавриде” Г.Ф.Глюка (сезон 2006-07 годов), Маргариту в “Осуждении Фауста” Г.Берлиоза (сезон 2009-10 годов), Дидону в “Троянцах” (сезон 2016-17 годов). Она была участницей концертов в честь пятидесятилетия и шестидесятилетия Лирик-оперы (2004 и 2014 годы), а также камерного вечера с Рене Флеминг в 2013 году.
Двадцать лет назад Грэм была первой исполнительницей партии сестры Элен Прежан. Она пела на мировой премьере в Опере Сан-Франциско в первой постановке оперы. В образе Элен Прежан Грэм выделяет прежде всего человечность: “Это история любви, которая затрагивает каждого из нас. Речь идет о сострадании к жертвам… Музыка оперы мелодична и эмоциональна. Во время репетиций я каждый день проклинала Джека – он один из моих лучших друзей, поэтому я могу так сказать! Каждая репетиция по крайней мере два или три раза прерывалась на крик… Эта опера – очень личное высказывание. Может быть, потому, что я была в группе исполнителей, которых знаю и люблю. Мы все доверяли друг другу, Джек был каждую минуту рядом, вносил правки… Это здорово – работать с композитором-современником. Вы не можете сделать это с Моцартом!” Во время подготовки к премьере умер отец Грэм. Певица вспоминает: “Опера была настолько эмоциональной, что настоящая встреча со смертью ошеломила. Сестра Хелен очень помогла мне. Прошло много времени, прежде чем я смогла даже подумать о том, чтобы вернуться к этой опере”.
Возвращение к “Мертвецу…” у Грэм случилось несколько лет назад в постановке Вашингтонской национальной оперы уже в партии матери убийцы миссис де Роше. Эту же партию певица исполнит в Чикаго. “Роль матери – это совсем другое настроение, – говорит Сьюзен. – Я плачу, пока пою. Моя героиня теряет сына, вы можете себе представить, в каком она состоянии. Я играю роль совершенно иначе, чем Флика (Фредерика фон Штаде – создательница и первая исполнительница партии), потому что я отличаюсь от Флики. В ней гнев, ужас, грусть, у нее все наружу, все на уровне катарсиса. Сын – убийца, но она видит в нем человечность, то, как только мать может видеть, кто он на самом деле.”
Дирижер из Сан-Франциско Николь Пеймент работает, в основном, с современной музыкой. Она родилась в Квебеке. Закончила Eastman School of Music. Основательница и постоянный дирижер динамично развивающейся труппы Opera Parallele. Профессор Сан-Францисской консерватории. В 2015 году дирижировала в Опере Далласа на мировой премьере оперы “Эверест” британского композитора Джоби Тэлбота. (16 и 17 ноября “Эверест” вместе с оперой С.Рахманинова “Алеко” прозвучит на сцене Harris Theater. Первую в Чикаго постановку двух опер готовит Чикагский оперный театр.)
Газета Guardian отмечает, что опера Хегги “Мертвец идет” “оказывает самое большое воздействие на американский музыкальный театр со времен “Вестсайдской истории” Бернстайна”. Я думаю, что долгожданная премьера оперы в Чикаго станет настоящим событием и призываю всех любителей музыки не пропустить его.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на спектакли Лирик-оперы сезона 2019-20 годов – на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244 или в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.