Новый, шестьдесят шестой сезон Лирик-оперы Чикаго (Lyric Opera of Chicago) откроется 13 сентября в 6.00 pm специальным виртуальным концертом “For The Love of Lyric”. Звезды мировой оперы выступят на сцене чикагского театра, а мы поприветствуем их из дома в надежде скоро увидеть и услышать вживую.
Главной героиней вечера станет неподражаемая Рене Флеминг. Долгое время выдающаяся оперная певица была креативным консультантом Лирик-оперы. В настоящее время она является советником театра по специальным проектам и почетным членом Женского клуба Лирик-оперы. В концерте также примут участие лауреат премий “Тони” и “Грэмми”, актриса, певица и композитор Хезер Хэдли (она играла главные роли в бродвейских постановках “Аиды” и “Короля Льва”), сопрано Айлин Перес (Маргарита в “Фаусте” в сезоне 2017-18 годов), бас Соломон Ховард (Вурм в “Луизе Миллер” в сезоне 2019-20 годов), меццо-сопрано, выпускница Центра Райана Дженай Бриджес (Кармен в мировой премьере оперы “Бельканто”, декабрь 2015 года). Музыкальный руководитель вечера – Даг Пек. В концерте примут участие члены ансамбля студентов Центра Райана и Чикагского детского хора.
Спонсоры получат возможность услышать концерт 12 сентября в 7.30 pm (“first look” screening). В зависимости от степени спонсорской поддержки предусмотрены различные формы эксклюзивных предложений. Подробности – по телефону 312-827-5676 и на сайте lyricopera.org/LoveSponsor. Концерт можно будет увидеть 13 сентября в 6.00 pm на сайте Лирик-оперы lyricopera.org/loveconcert.
В этом году Лирик-опере Чикаго исполняется шестьдесят шесть лет. Обычная дата, даже не юбилей. Тем не менее сегодня, когда театр закрыт, мне захотелось вспомнить, с чего все начиналось и кому мы обязаны появлением в Чикаго оперного театра мирового уровня.
История создания Лирик-оперы неразрывно связана с именем одной необыкновенной женщины. Ее имя – Кэрол Фокс. Она обожала театр с детства, в школьные годы участвовала в спектаклях, а, услышав оперу, влюбилась в нее навсегда и даже брала уроки вокала у бывшей оперной звезды Эдит Мэйсон. Эти уроки заменили Кэрол учебу в университете. Мэйсон подвигла Фокс на создание молодежной оперной труппы, которая просуществовала всего один сезон. Кэрол Фокс стажировалась в Нью-Йорке у Джованни Мартинелли, а в возрасте девятнадцати лет уже жила в Италии, где продолжила свою оперную учебу. В 1951 году Фокс вернулась в Чикаго с твердым желанием создать оперный театр. Найдя единомышленников в лице агента по торговле недвижимостью и фанатика оперы Лоуренса Келли и одного из ее оперных наставников, американского дирижера итальянского происхождения Николы Рескиньо, заручившись поддержкой музыкальных критиков и других влиятельных людей города, а также взяв в долг у отца $50000, Фокс принялась за дело. Результатом усилий триумвирата Фокс-Келли-Рескиньо стало появление в Чикаго Лирик-театра – будущей Лирик-оперы. Свое название труппа позаимствовала у итальянцев: “il teatro lirico”. Для первой постановки нового театра была выбрана опера Моцарта “Дон Жуан”. В составе исполнителей значились лучшие голоса Европы: Никола Росси-Лемени, Элеонор Стебер, Джон Браунли. Спектакли прошли 5 и 7 февраля 1954 года с огромным успехом. Ведущий в те годы музыкальный критик Chicago Tribune, всемогущая Клаудиа Кассиди назвала постановку “ярко поставленным и блестяще спетым, притягательным Моцартом”. Кэрол Фокс говорила: ”Стандарты Лирик-театра будут такими же, как в ведущих оперных театрах мира, – в Ла Скала, Метрополитен-опере, Венской опере, в Ковент-Гарден… Опера в Чикаго может и должна привлечь в город тысячи туристов”. Фокс понимала, что для успеха Лирик-театру необходимы звезды, причем звезды первой величины. Спустя одиннадцать дней после второго представления “Дон Жуана” Фокс летит в Италию с одной-единственной целью – привезти в Чикаго Марию Каллас. Великая гречанка родилась в Нью-Йорке, но так случилось, что до 1954 года она ни разу не выступала на американской оперной сцене. Фокс сделала Каллас предложение, от которого певица не смогла отказаться, – $2000 за каждый спектакль! Это был гонорар, казавшийся полвека назад просто невероятным! (Верхняя планка гонорара в МЕТ в начале пятидесятых не поднималась выше $1000.) Результат – Фокс вернулась в Чикаго, имея на руках подписанный лучшей сопрано мира контракт, и 1 ноября 1954 года Мария Каллас уже пела “Норму” на сцене Лирик-театра!
Уникальный коллектив собрался в те годы в Чикаго! Оперные фанатики и энтузиасты, они думали в первую очередь о театре, о городе, о зрителях и только потом – о себе. Например, Никола Рескиньо урезал зарплату себе, а Фокс и Келли не только не брали деньги из театральной кассы, но и сами вкладывали туда свои личные сбережения. Напомню, что в 1954 году Фокс и Келли было по 28 лет, а Рескиньо – 37. Они были молоды, талантливы, амбициозны! Фокс сидела всегда в первых рядах партера по левую сторону от дирижера – традиция, которую унаследовал Уильям Мэйсон и продолжает сегодня Энтони Фрейд. Тем самым Фокс демонстрировала участие и заинтересованность в успехе каждого спектакля.
Театр стремился стать “певческим домом” и ориентировался прежде всего на европейских звезд. Лучшие оперные певцы с удовольствием соглашались выступать в Чикаго. Прекрасный зал и прекрасные гонорары стали главными составляющими успеха. Этими достоинствами Фокс соблазняла лучших из лучших!
Рассказ об истории Лирик-оперы я продолжу в будущих выпусках Музыкального обозрения.