Действующие лица и исполнители: Мария — Лизетт Оропеса (дебют в Лирик-опере), Тонио — Лоуренс Браунли, Маркиза Беркенфильд — Ронита Миллер, Ортензиус — Алан Хиггс (выпускник Оперного центра Райана), Сюльпис — Алессандро Корбелли, Дирижер — Сперанца Скапуччи. Режиссер — Лоран Пелли. Совместная постановка Метрополитен-оперы, Венской оперы и театра Ковент-Гарден. Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами. Продолжительность спектакля — 2 часа 45 минут с одним антрактом. 4 — 25 ноября 2023 года (семь спектаклей).
В опере Гаэтано Доницетти “Дочь полка” (“La Fille du Regiment”) рассказывается история любимицы французского гренадерского полка сиротки Марии. Она не помнит своих родителей, ее вырастили и воспитали солдаты-гренадеры. Опекуном Марии является сержант Сюльпис, не допускающий и мысли о ее браке со штатским: только “настоящий полковник” сможет сделать Марию счастливой! А Мария, конечно же, по всем законам жанра влюбляется в простого парня по имени Тонио. Молодые влюбленные скрываются от сержанта и гренадеров, мечтая о свадьбе. Положение осложняется появлением маркизы Беркенфилд, которая много лет назад потеряла ребенка и теперь узнает, что это Мария. К огорчению солдат и Тонио, маркиза силой увозит девушку в свой замок, где специально приставленные учителя должны воспитать ее в светском духе и искоренить воспоминания о прошлом. Все попытки превращения Марии в светскую даму кончаются неудачей: солдатское воспитание пробивается наружу. Мария с отвращением относится к навязанному ей жениху-аристократу. Все ее мысли связаны с Тонио и родным полком. И вот как-то под звуки военного марша в дом маркизы врываются друзья Марии, и среди них Тонио, дослужившийся до звания капитана, — чего не сделаешь ради любви! Мария счастлива — она, наконец, вернется к своему образу жизни. Аристократы шокированы, жених убегает, Мария выходит замуж за Тонио, занавес опускается под гром аплодисментов…
Мировая премьера оперы состоялась в Париже в театре “Опера-комик” 11 февраля 1840 года. Уже спустя два года силами итальянской труппы опера была поставлена в Одессе, в 1846 году состоялась ее премьера в Петербурге. Благодаря зажигательной музыке и увлекательному сюжету “Дочь полка” стала одной из самых популярных комических опер и обошла почти все сцены мира. Волшебная музыка Доницетти служит полноправным участником насыщенного до предела стремительного действия. “Дочь полка” пленяет неиссякаемым остроумием, мелодической щедростью и виртуозным блеском вокальных партий.
Постановку, которую мы увидим в Чикаго, я смотрел в Метрополитен-опере весной 2008 года и прекрасно помню свои впечатления. Французский режиссер Лоран Пелли блестяще показал, как нужно ставить комические оперы. Легко, на смехе, озорно… Кстати, спектакль стал дебютом режиссера на сцене МЕТ.
В зависимости от местного колорита в разные годы в разных странах режиссеры переделывали либретто, меняли национальности героев и финал оперы, но, несмотря ни на какие постановочные фокусы и авторские прочтения, “Дочь полка” неизменно вызывала живейший интерес публики. Однако со временем она была благополучно забыта и в последнее время редко ставилась на сцене. Во многом это связано с безумно сложными в техническом отношении партиями героев. Партия Тонио считается самой сложной партией тенорового репертуара. Немыслимые колоратуры, требующие особой постановки голоса, широчайший диапазон, сложнейшие переходы от одного регистра к другому и, как апофеоз, девять верхних “до” в одной арии! Перефразируя слова героя одного популярного фильма, можно сказать, что решиться исполнить эту партию — это не подвиг, но что-то героическое в этом есть! На это отважится далеко не каждый, даже самый выдающийся певец. Одним из последних великих Тонио был Лучано Паваротти. Пятьдесят пять лет назад специально для него опера “Дочь полка” была поставлена на сцене лондонского Ковент-Гарден. После Паваротти место смельчака долгое время оставалось вакантным. В начале нулевых его занял блистательный перуанский тенор Хуан Диего Флорес. В 2007 году он пел Тонио в Ла Скала, в 2008 — повторил свою коронную партию в Метрополитен-опере. В первом акте все, конечно, ждали знаменитой арии Тонио “Ah, mes amis” — той самой, которая сделала звездой Лучано Паваротти. Все ждали повторения Чуда, и Флорес оправдал ожидания. Последние звуки оркестра утонули в море аплодисментов. Стоячая овация зрительного зала не дала возможности продолжить спектакль, и Флорес спел арию на бис.
В партии Марии в МЕТ выступала Натали Дессе. Одно удовольствие было наблюдать, как играючи, с невероятной виртуозностью певица исполняла безумно трудные пассажи, при этом абсолютно перевоплощаясь в свою героиню.
В Лирик-опере “Дочери полка” не было пятьдесят (!) лет! Наверно, ждали нужной постановки и соответствующих голосов. О постановке я уже рассказал. Теперь — о солистах.
В партии Марии в Чикаго дебютирует звезда мировой оперной сцены, американская певица кубинского происхождения Лизетт Оропеса. Она родилась в Новом Орлеане, выросла в городке Батон-Руж (штат Луизиана). Музыкальная карьера началась у нее в двенадцать лет с уроков игры на на флейте. Вскоре главным инструментом девушки стал голос. Она училась на вокальном отделении Луизианского университета. Финалистка конкурса Национального совета Метрополитен-оперы. Закончила Молодежную программу МЕТ (Lindemann Young Artist Development Program). Часто выступает на сцене МЕТ, а также в самых лучших европейских оперных театрах. Давайте посмотрим на самые последние события в жизни Оропесы. В январе 2023 года она выступила в Баварской опере в главной партии в опере “Разбойники” Дж.Верди, в феврале победила в номинации “Лучшая женская исполнительница” по версии немецкого журнала “Oper!”, в марте получила премию Chevalier de l’Ordre des Arts et des Lettres Министерства культуры Франции, в апреле стала лауреатом премии Оливье за лучшую новую оперную постановку (“Альчина” Г.Ф.Генделя) и премии музыкальных критиков Италии за ее выступления в 2022 году, а также вернулась в Ла Скала в новой постановке “Лючии Ди Ламмермур”, в июне выступила в театре Реал в опере “Турок в Италии” Дж.Россини, в июле дебютировала в опере “Ромео и Джульетта” Ш.Гуно на Оперном фестивале Савонлинна (Финляндия) и исполнила гимн США во время официального визита Джозефа Байдена в Париж во время чествования возвращения США в ЮНЕСКО.
Оропеса замужем за одноклассником Стивеном Харрисом. Их свадьба состоялась в 2012 году в Тусоне (Аризона), где Лизетт исполняла партию Лючии Ди Ламмермур в Аризонской опере. В 2019 году Оропеса получила гражданство Испании.
В партии Тонио — американский тенор Лоуренс Браунли. Я неоднократно рассказывал об этом исполнителе. Он родился в городке Янгстаун (штат Огайо), получил степень бакалавра искусств в Anderson University (Южная Каролина) и степень магистра музыки в Индианском университете. В 2001 году стал победителем Национального вокального конкурса, проводимого Метрополитен-оперой. На профессиональной сцене впервые выступил в 2002 году в Опере Виргинии (граф Альмавива в “Севильском цирюльнике”). В том же году и в той же партии дебютировал в Ла Скала. А дальше — триумфы на крупнейших оперных сценах мира. Его дебют в Лирик-опере состоялся в партии принца Рамиро в “Золушке” Дж.Россини (сезон 2015-16 годов). В марте 2019 года мы слышали Браунли в концерте, посвященном двадцатипятилетию со дня дебюта Рене Флеминг в Лирик-опере. В опере открытия сезона 2019-20 годов “Севильский цирюльник” Дж.Россини Браунли блистал в партии графа Альмавивы, был прекрасным партнером очаровательной Марианны Кребассы, пленившей публику в партии Розины.
Во время пандемии 26 июля 2020 года Центр оперного пения Райана при Лирик-опере провел виртуальный концерт “Лоуренс Браунли и его друзья: новая глава”, посвященный вкладу афроамериканских артистов в оперное искусство. Главной звездой концерта и его ведущим стал Лоуренс Браунли.
У Браунли огромного диапазона голос. Особым успехом в исполнении певца пользуются партии в операх bel canto: Ринальдо в “Армиде” К.В.Глюка, Артуро в опере В.Беллини “Пуритане” (эту партию певец исполнил в Лирик-опере в сезоне 2017-18 годов) и Тонио в “Дочери полка”. Так что мы услышим певца в его лучшей партии.
Партия Сюльписа — визитная карточка замечательного итальянского баритона Алессандро Корбелли. Его “конек“ — комические партии в классическом итальянском репертуаре, Бывший музыкальный руководитель Лирик-оперы сэр Эндрю Дэвис сказал как-то про Корбелли, что ему “удается рассмешить всех, оставаясь при этом абсолютно серьезным, — качество, достойное восхищения”. Корбелли родился в Турине в 1952 году. В Лирик-опере дебютировал в партии Марселя в “Богеме” Дж.Пуччини в сезоне 1986-87 годов, но настоящего успеха добился в комических партиях. Вспомним его Дулькамару в “Любовном напитке” Г.Доницетти (сезон 2009-10 годов), Дона Альфонса в “Так поступают все женщины” В.А.Моцарта (сезон 2017-18 годов) и, конечно, Бартоло в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини (сезоны 2013-14 и 2019-20 годов). В январе 2024 года семидесятиоднолетний Корбелли вернется в Лирик-оперу с партией Дона Магнифико в “Золушке” Дж.Россини (он исполнял ее в Чикаго в сезонах 2005-06 и 2015-16 годов).
Дирижер из Италии Сперанца Скапуччи на протяжении восьми лет работала ассистентом Риккардо Мути на Зальцбургском фестивале. Окончила Джульярдскую школу и Академию Санта-Чечилия в Риме. С сезона 2017-2018 годов до окончания сезона 2021-22 годов была главным дирижером Королевской оперы в Льеже.
Первая запись Скапуччи — альбом 2013 года “Marina Rebeca. Mozart Arias” на студии “Warner Classics” — была сделана с Мариной Ребекой. Среди моцартовских героинь певицы — Электра из оперы “Идоменей, царь критский”, графиня Альмавива из “Свадьбы Фигаро”, Царица ночи и Памина из “Волшебной флейты”, Донна Анна и Донна Эльвира из “Дон Жуана”, Констанца из “Похищения из Сераля”. Сперанца Скапуччи дирижировала Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля. В беседе со мной Марина Ребека рассказывала: “Скапуччи — главная помощница Риккардо Мути. Она работала с ним в Риме, Зальцбурге, Чикаго… Она готовила певцов и оркестры, делала для маэстро основную черновую работу перед его приездом на репетиции. Мы с ней подружились, и я выбрала ее для своего первого диска”.
В июне 2023 года было объявлено, что с сезона 2025-26 годов Скапуччи становится главным приглашенным дирижером театра Ковент-Гарден — первым дирижером на этом посту с 1997 года и первым дирижером-женщиной в истории театра.
В начале сентября Лирик-опера объявила, что этот сезон станет последним для генерального директора, президента и председателя Совета директоров театра Энтони Фрейда. После тринадцати лет руководства чикагским театром он уходит на пенсию и возвращается в Великобританию. Появилась новая интрига: кто следующий директор?
До конца сезона нас ждут еще четыре оперы и одна концертная программа.
“Енуфа” Л.Яначека. 12 — 26 ноября 2023 года. Постановка театра Ковент-Гарден. Дирижер — Якуб Груша (дебют в Лирик-опере). Режиссер — Клаус Гут (дебют в Лирик-опере). В главных партиях: Лиз Дэвидсен (Енуфа, дебют в Лирик-опере), Нина Штемме (Дьячиха), Павел Чернок (Лаца, дебют в Лирик-опере), Ричард Трей Смагур (Штева, дебют в Лирик-опере).
“Золушка” Дж.Россини. 21 января — 10 февраля 2024 года. Постановка Оперы Сан-Франциско. Дирижер — Лин Чен Йи (дебют в Лирик-опере). Режиссер — Жан-Пьер Поннель. В главных партиях: Василиса Бержанская (Анжелина, дебют в Лирик-опере), Джек Свенсон (Рамиро, дебют в Лирик-опере), Джошуа Хопкинс (Дандини), Николас Ньютон (Алидоро), Алессандро Корбелли (Маньифико).
“Чемпион” Т.Бланчард. 27 января — 11 февраля 2024 года. Премьера Лирик-оперы. Совместная постановка Лирик-оперы и Метрополитен-оперы. Дирижер — Энрике Маццола. Режиссер — Джеймс Робинсон. В главных партиях: Эрик Оуэнс (Эмиль Гриффит), Джастин Остин (молодой Эмиль Гриффит), Уитни Моррисон (Эмельда Гриффит), Мартин Лютер Кларк (Луис Гриффит), Пол Гровс (Хоуи Альберт).
“Аида” Дж.Верди. 9 марта — 7 апреля 2024 года. Совместная постановка Оперы Сан-Франциско, Вашингтонской национальной оперы, Оперы Сиэттла и Оперы Миннесоты. Дирижеры — Энрике Маццола (9 марта — 1 апреля) и Франческо Милиото (4 и 7 апреля). Режиссер — Франческа Замбелло. В главных партиях: Мишель Брэдли (Аида), Джейми Бартон (Амнерис), Рассел Томас (Радамес), Реджиналд Смит младший (Амонасро), Онай Козе (Рамфис, дебют в Лирик-опере).
Реквием В.А.Моцарта. 22 и 24 марта 2024 года. Дирижер — Энрике Маццола. Имена солистов будут объявлены дополнительно.
Nota bene! Билеты на “Дочь полка”, а также абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2023-24 годов — на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.