Как известно, в сентябре возобновятся живые спектакли Лирик-оперы Чикаго, а пока крупнейший оперный театр на Среднем Западе продолжает работу в виртуальном формате. Ближайший концерт – совсем скоро.
10 июня, 7.00 pm. “The New Classics: Songs from the New Golden Age of Musical Theater”. На один вечер Лирик-опера превратится в кабаре, в котором прозвучат мелодии и песни Золотого века мюзикла, а также фрагменты из лучших современных мюзиклов. Сочетание музыкальных тем, исполненных в новых аранжировках, с песнями из недавних спектаклей – наследников классического стиля – покажет всю неисчерпаемую энергию жанра мюзикла. Среди композиторов – А.Дж.Лернер и Ф.Лоу, Р.Роджерс и О.Хаммерстайн, С.Сондхейм, Л.Аренс и С.Флаэрти, Г.Кригер и Б.Расселл. Некоторые песни были записаны в здании Лирик-оперы, так что мы с вами увидим не только сцену театра, но и всегда интригующее закулисье. Среди исполнителей – звезды Бродвея Гавин Крил (“Хелло, Долли!”, “Книга мормона”), Никки Рене Даниелс (“Гамильтон”, “Компания”), Норм Льюис (“Da Five Bloods”, NBC’s “Jesus Christ Superstar Live in Concert!”), солисты Аманда Кастро (Анита в мюзикле Лирик-оперы “Вестсайдская история”), Дженн Гамбатезе (Мария в мюзикле ”Звуки музыки” и Карри в мюзикле ”Карусель”), Джо Ламперт (Мария Магдалена в мюзикле “Иисус Христос – суперзвезда”), Хез Сандерс (главная роль в мюзикле “Иисус Христос – суперзвезда”). Пианист и музыкальный руководитель концерта – Дэвид Чейз. Он дирижировал в Лирик-опере мюзиклами “Карусель”, “Король и я”, “Моя прекрасная леди”, а также концертом, посвященном столетию со дня рождения Л.Бернстайна. В концерте “The New Classics… ” участвуют музыканты оркестра Лирик-оперы. Все песни исполняются на английском языке с английскими субтитрами. Бесплатный просмотр – на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, на YouTube-канале театра www.youtube.com/user/LyricOperaofChicago и на странице театра в фейсбуке www.facebook.com/lyricopera. Все подробности – на сайте lyricopera.org/newclassics.
В прошлых выпусках Оперного обозрения я писал об аудиоархиве Лирик-оперы (www.lyricopera.org/learn-engage/watch-listen-discover/opera-streaming/) и шести спектаклях, которые могут услышать миллионы любителей оперы во всем мире. Это “Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти и “Троянцы” Г.Берлиоза (оба спектакля – сезон 2016-17 годов), “Риголетто” Дж.Верди и “Валькирия” Р.Вагнера (оба спектакля – сезон 2017-18 годов), “Луиза Миллер” Дж.Верди, “Пиковая дама” П.Чайковского (оба спектакля – сезон 2019-20 годов). Теперь таких спектаклей двенадцать. Расскажу еще о трех.
“Русалка” А.Дворжака. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Режиссер – сэр Дэвид Маквикар. В главных партиях: Принц – Брэндон Йованович, Княжна – Екатерина Губанова (дебют в Лирик-опере), Русалка – Анна Мария Мартинес, Водяной – Эрик Оуэнс, Баба-яга – Джилл Гроув. Новая постановка. Премьера Лирик-оперы сезона 2013-14 годов. Запись сделана 22 февраля 2014 года.
Сюжет девятой по счету оперы чешского композитора Антонина Дворжака основан на старинных народных сказаниях и очень похож на сказку Г.Х.Андерсена “Русалочка”. “Русалка” – единственная опера Дворжака, которая, несмотря на вокальные сложности и чешский язык, ставится сегодня повсеместно. Генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд назвал ”Русалку” “трагической сказкой и одной из самых красивых романтических опер”: “Я счастлив, что мы ставим этот спектакль в Лирик-опере, да еще с таким потрясающим составом исполнителей”.
“Потрясающий состав исполнителей” возглавляет блестящая Екатерина Губанова в партии Княжны.
“Пуритане” В.Беллини. Дирижер – Энрике Маццола. Режиссер – Сандро Секуи. В главных партиях: Эльвира – Альбина Шагимуратова, Артуро – Лоуренс Браунли, Риккардо – Энтони Кларк Эванс, Вальтон – Адриан Сампетрян. Новая для Чикаго постановка сезона 2017-18 годов. Запись сделана 4 февраля 2018 года.
Исторический факт: Беллини сочинил оперу в расчете на лучших певцов своего времени – Джулию Гризи (сопрано), Джованни Баттисту Рубини (тенор), Антонио Тамбурини (баритон) и Луиджи Лабланки (бас). “Пуритане” стала одиннадцатой и последней оперой в жизни композитора. Премьера состоялась в Итальянском оперном театре в Париже 25 января 1835 года, а в сентябре того же года Беллини умер.
На премьере публика заставляла исполнителей повторять на бис почти каждый номер. Успех оперы был столь велик, что “пуританский” квартет решил не расходиться, а устроить турне по Европе. Певцы в течение нескольких лет ездили с концертами по главным оперным столицам. С тех пор основной проблемой постановки оперы стали солисты, вернее – отсутствие подходящих голосов. Невероятно трудная партия для высокого сопрано, баритональные колоратуры, теноровая партия, требующая высоких “ре” и “фа”…, – какой театр может себе позволить набрать такой состав?! Лирик-опера рискнула, и, надо сказать, состав солистов впечатляет: каждый достоин отдельного рассказа. Достаточно только сказать, что в партии Эльвиры в Чикаго третий раз выступила выдающаяся российская певица Альбина Шагимуратова.
Возобновление постановки итальянского театрального режиссера Сандро Секуи. На премьере в МЕТ в 1976 году главные партии исполнили великие Джоан Сазерленд и Лучано Паваротти.
“Электра” Р.Штрауса. Дирижер – Дональд Ранниклс (дебют в Лирик-опере). Режиссер – сэр Дэвид Маквикар. В главных партиях: Электра – Нина Штемме (дебют в Лирик-опере), Клитемнестра – Микаэла Мартенс, Орест – Иен Патерсон (дебют в Лирик-опере), Хризотемида – Эльза ван ден Хевер, Эгист – Роберт Брубейкер (дебют в Лирик-опере). Спектакль сезона 2018-19 годов. Запись сделана 2 февраля 2019 года.
Кровь, измена, предательство, месть… – “Электру” вполне можно назвать оперным триллером. Напряженная музыка пульсирует кровью и доводит до нашего сознания старую истину, что ненависть и жажда мести уничтожают не только тех, кого ненавидят, но и тех, кто ненавидит. Когда Штрауса упрекнули, что его музыка “излишне безобразна”, он ответил: “Когда на сцене убивают мать, неужели это должно сопровождаться концертом для скрипки?” Возобновление постановки Лирик-оперы стало событием исключительным благодаря исполнительнице главной партии, знаменитой шведской певице Нине Штемме. Как сказал Энтони Фрейд, у Нины появилась “форточка” и театр немедленно воспользовался случаем, пригласив ее. Для меня Электра Нины Штемме стала главным вокальным событием последних лет. Обязательно послушайте эту оперу, и, я уверен, вы согласитесь со мной!
В свободном доступе находятся также спектакли “Дон Жуан” В.А.Моцарта (сезон 2014-15 годов), “Богема” Дж.Пуччини и “Трубадур” Дж.Верди (оба – сезон 2018-19 годов). Все аудиотрансляции проходят в серии Lyric Opera Streaming On Demand.
Nota bene! Полная информация о концертах и спектаклях Лирик-оперы – на сайте театра lyricopera.org/shows/upcoming/.