Действующие лица и исполнители: Вотан – Эрик Оуэнс, Зигмунд – Брендон Йованович, Зиглинда – Элизабет Стрид (Elisabet Strid, дебют в Лирик-опере), Фрикка – Таня Ариане Баумгартнер, Хундинг – Айн Ангер (Ain Anger, дебют в Лирик-опере), Брунгильда – Кристина Герке, Герхильда – Уитни Моррисон, Ортлинда – Лаура Уйальд, Швертлейта – Лорен Декер, Хельмвига – Александра Ло Бианко (Alexandra LoBIANCO, дебют в Лирик-опере), Зигруна – Дебора Нанстил, Гримгерда – Занда Сведе, Росвейса – Линдси Амманн. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Режиссер-постановщик – Дэвид Паунтни. Новая постановка. 1-30 ноября 2017 года (семь спектаклей). Продолжительность спектакля – 4 часа 43 минуты с двумя антрактами. Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.
После барочной музыки Глюка и раннего Верди Лирик-опера возвращается к немецкой мифологии: после “Золота Рейна” в прошлом сезоне в театре идет “фэнтези” Вагнера “Валькирия”. Как писал композитор – “первый день музыкального представления”. А я добавлю – вторая (после “Золота Рейна”) часть тетралогии ”Кольцо нибелунга”.
“Валькирия”, как и вся тетралогия, основана на скандинавской и немецкой мифологиях. Как у всякой мифологии, в опере есть свой Бог (верховный бог Вотан), мифическая земля – особый воинский рай Вальгалла, бесстрашный воин, сражающийся со злом (Зигфрид), древнее племя богатырей (нибелунги). А еще – полубоги, русалки-валькирии, доставлявшие павших героев в Вальгаллу, злодеи и карлики, летающие кони, юные герои и отвратительные злобные существа, прекрасные женщины и мудрецы… А еще – переодевания, поединки, чаши с ядом, цветущие сады… А еще (и это главное) – чудеса всевозможные да магия волшебная…
В разных театрах оперы великого и ужасного Рихарда ставят по-разному. Есть жесткий, агрессивный немецкий Вагнер, нордически холодный скандинавский Вагнер, теплый русский Вагнер (тетралогия успешно идет в Мариинском театре уже несколько лет). В семидесятые годы французский режиссер Патрис Шеро поставил на Байройтском фестивале “Кольцо нибелунга”, где герои ходили в пиджаках и с копьями. Не только он – сегодня все осовременивают Вагнера. Но после “Властелина колец” и “Гарри Поттера” мифологией зрителя не удивишь, новые варианты прочтения тетралогии надо искать в чем-то другом. Английский режиссер Дэвид Паунтни ставит Вагнера как семейную сагу. Паунтни знаком нам по опере М.Вайнберга “Пассажирка” сезона 2014-15 годов. Над тетралогией работает та же команда, что и в “Пассажирке”: сценограф – Роберт Иннес Хопкинс, дизайнер по костюмам – Мари-Жан Лекка, хореограф – Денни Сайерс.
В партии Зиглинды на сцене Лирик-оперы впервые выступает певица из Швеции Элизабет Стрид. Основу ее репертуара составляют вагнеровские партии. Их она успешно исполняет по всему миру. Американский дебют певицы состоялся в 2013 году в Мичиганском оперном театре. В планах Стрид на этот сезон – выступления в оперных театрах Германии. Первый сольный альбом певицы ”Вагнер и Бетховен” вышел в июле этого года.
В партии Хундинга – эстонский бас Айн Ангер. Он исполняет сегодня основные басовые партии в немецком, итальянском и русском репертуарах. У него замечательный голос: глубокий, сильный, красивый. Ангер живет в Вене. На сцене Венской оперы исполнил более сорока партий в операх Моцарта, Верди, Вагнера, Массне, Мусоргского, Штрауса. Недавно на сцене Немецкой оперы Берлина он дебютировал в партии Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского, а в Ковент-Гарден – в партии Пимена. Я впервые услышал Ангера месяц назад в Венской опере. Он блестяще исполнял партию Досифея в ”Хованщине”. Желаю ему успеха в Лирик-опере и надеюсь, что он еще не раз выступит на чикагской сцене.
Еще один дебют в Лирик-опере – певица Александра Ло Бианко в партии Хельмвиги. Европейский дебют американской певицы с успехом прошел в 2016 году в Венской опере в партии Леоноры (”Фиделио”). Летом 2018 года певица дебютирует в Баварской опере в партии Герхильды в той же “Валькирии“. Дирижировать оперой будет музыкальный руководитель мюнхенского театра Кирилл Петренко.
В партии Брунгильды в Лирик-опере мы третий раз услышим замечательную американскую певицу Кристину Герке. Она дебютировала в сезоне 2012-13 годов в главной партии в “Электре“ Р.Штрауса, а в прошлом сезоне исполнила партию Кассандры в “Троянцах“ Г.Берлиоза.
В группе красавиц-валькирий выделяется певица из Латвии Занда Шведе. Месяц назад она дебютировала в Лирик-опере в небольшой, но выразительной партии Маддалены в “Риголетто”. Продолжение не заставило себя долго ждать.
В команде валькирий также – местные силы: выпускница Центра Райена Лаура Уайльд, студентка второго курса Центра Райена Лорен Декер (мы слышали ее в небольшой партии Джованны в “Риголетто”), студентка первого курса Центра Райена Уитни Моррисон (она родилась и живет в Чикаго, мы слышали ее в партии графини Чепрано в “Риголетто”). (О бас-баритоне из Филадельфии Эрике Оуэнсе (Вотан) и немецкой солистке Тане Ариане Баумгартнер (Фрикка) я писал в прошлых выпусках Оперного обозрения.)
Премьера “Валькирии“ состоялась 26 июня 1870 года в Королевском придворном театре Мюнхена. Композитор остался недоволен. Он был убежден, что тетралогия должна исполняться целиком. Грандиозный план Вагнера впервые осуществился на Первом фестивале в Байройте 14 августа 1876 года. Первый раз в Лирик-опере “Валькирия“ прошла 20 октября 1956 года.
Последний раз в Лирик-опере тетралогия “Кольцо нибелунга” ставилась в сезоне 2004-05 годов в постановке немецкого режиссера Герберта Келлнера.
Спектакли ”Валькирии” пройдут под знаком тридцатилетия со дня дебюта сэра Эндрю Дэвиса в Лирик-опере. Впервые он встал за пульт чикагского театра 14 ноября 1987 года. Он дирижировал ”Свадьбой Фигаро” В.А.Моцарта.
Премьера ”Валькирии” 1 ноября будет транслироваться в прямом эфире на радиостанции 98.7 WFMT Чикаго и на сайте wfmt.com. Начало трансляции – 5.15 pm.
Nota bene! Билеты на оперу ”Валькирия” и другие спектакли сезона 2017-18 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Все фото – Кори Вейвер