Впервые в своей истории на прошлой неделе Лирик-опера Чикаго объявила о начале съемок фильма-оперы! Речь идет о полуконцертном исполнении оперы Р.Леонкавалло “Паяцы”. В главных партиях: Канио – Расселл Томас, Недда – Айлин Перес, Тонио – Куинн Келси, Беппо – Эрик Ферринг, Сильвио – Лукас Мичем. За дирижерским пультом – будущий музыкальный руководитель театра Энрике Маццола. Режиссер – Питер Маклинток. На протяжении более чем трех десятилетий он работает ассистентом режиссера в Метрополитен-опере.
Руджеро Леонкавалло хорошо знал реальные события, которые стояли в основе создания оперы “Паяцы”. Эти события случились в калабрийской деревне Монтальто, где находилось имение отца композитора. Один актер из бродячей труппы по окончании представления зарезал жену и ее любовника, служившего к тому же в доме семьи Леонкавалло. Композитор, который был тогда ребенком, присутствовал при этой сцене, а его отец, представитель судебных властей, приговорил совершившего двойное убийство к двадцати годам тюрьмы. Так что слова, которые мы слышим в прологе к опере, сказаны не просто ради красного словца, но опираются на действительный опыт. Слова эти такие: “Автор стремился изобразить саму жизнь и вдохновлялся правдой”.
Ни одному композитору в то время не удавалось создать музыку, которая бы так хорошо отражала мир клоунов, бродячих комедиантов, разыгрывающих нелепые роли, чтобы только уйти от действительности. Вслушайтесь в музыку оперы. Мелодические взлеты означают, что сердца полны чувств, страстей, желаний; деформирующие звучание диссонансы, хроматизмы, то насмешливые, то мрачные и смутные, говорят, что холод, вечное кривляние, болезни, убожество, сопутствующие бродячему и нищенскому существованию, способны убить все, в том числе мысли и чувства. Мы видим персонажей оперы в гротескном, карикатурном виде с размытым гримом и слезами. Публика развлекается, публике подавай зрелища, публика привыкла смеяться над нелепыми, размалеванными рожами и не хочет задумываться, что подчас за кривлянием клоунов кипят настоящие непридуманные страсти.
Премьера оперы состоялась в Милане в 1892 году. В XX веке оперные театры часто совмещают “Паяцы” с шедевром Пьетро Масканьи, оперой “Сельская честь”. Если от момента написания их разделяют два года, то мировая театральная практика стремится сократить этот разрыв до антракта между ними. В первом отделении – опера, с которой открывается новое направление в музыке, во втором – опера, провозглашенная манифестом этого направления, манифестом веризма. Лирик-опера тоже всегда совмещала в одном вечере две страстные, динамичные, одноактные оперы. Это было четыре раза в истории театра. Последний раз в сезоне 2008-09 годов мы видели возобновление постановки Элиа Мошински 2002 года. Среди солистов выделялись Долора Зайджик в партии Сантуццы (“Сельская честь”) и замечательный российский тенор Владимир Галузин в партии Канио (“Паяцы”). В партии Недды в том спектакле в Чикаго дебютировала Анна Мария Мартинес.
“Сельская честь” и “Паяцы” должны были открывать сезон 2020-21 годов, но из-за пандемии коронавируса все отменилось.
Главной звездой нового фильма станет американская певица Айлин Перес. Она родилась 15 августа 1979 года в Чикаго в семье иммигрантов из Мексики. Выросла в городке Элк-Гроув (штат Иллинойс). Окончила Индианский университет и Филадельфийскую академию вокального искусства. Лауреат Второй премии конкурса Operalia (2006 год), премий Ричарда Такера (2012 год) и Opera News (2019 год). Международная слава пришла к Перес несколько лет назад, когда она стала бурно покорять лучшие оперные сцены мира. Посмотрите только на ее программу последнего перед пандемией сезона 2018-19 годов: Эльвира (“Эрнани” Дж.Верди) в Ла Скала, Мими (“Богема” Дж.Пуччини) и Алиса (“Фальстаф”) в Метрополитен-опере, Донна Анна (Дон Жуан” В.А.Моцарта) в Хьюстонской опере, Виолетта (“Травиата” Дж.Верди) в Баварской опере. В Чикаго мы слышали Перес дважды: летом 2014 года на Музыкальном фестивале Равиния в партии Церлины (концертное исполнение оперы В.А.Моцарта “Дон Жуан”) и в Лирик-опере в партии Маргариты в “Фаусте” Ш.Гуно (сезон 2017-18 годов).
Дебютом Расселла Томаса в Лирик-опере стала партия Поллиона в “Норме” В.Беллини (сезон 2016-17 годов). Он запомнился мне в партии Манрико в “Трубадуре” Дж.Верди (сезон 2018-19 годов). Скоро Томаса и Перес мы увидим на сцене Лирик-оперы в “Любовном напитке” Г.Доницетти. Спектакль пройдет в будущем сезоне.
Замечательный баритон Куинн Келси часто выступает в Лирик-опере. Он родился на Гавайских островах и начинал в хоре Гавайского оперного театра. После учебы в Сан-Франциско и трех лет в Центре Райана при Лирик-опере из хориста он быстро превратился в солиста. В настоящее время его можно увидеть в концерте “Attila Highlights” на YouTube-канале Лирик-оперы.
Лукас Мичем дважды выступил в Лирик-опере в сезоне 2019-20 годов: в спектаклях “Дон Жуан” В.А.Моцарта (главная партия) и “Пиковая дама” П.Чайковского (партия князя Елецкого). Он родился и вырос в Северной Каролине. Учился в Школе музыки Истман, Йельском университете, прошел программу для молодых исполнителей при Опере Сан-Франциско (аналог Центра оперного пения Райана при Лирик-опере). Международная карьера певца началась в Великобритании. На сцене Ковент-Гарден он спел несколько ведущих партий, в том числе – Фигаро в “Севильском цирюльнике”. На меня большое впечатление произвел дебют Мичема в Лирик-опере в партии Ореста в опере “Ифигения в Тавриде” К.В.Глюка (сезон 2006-07 годов).
Фильм “Паяцы” будет выпущен в августе.
В прошлых выпусках Оперного обозрения я писал об открытом аудиоархиве Лирик-оперы (www.lyricopera.org/learn-engage/watch-listen-discover/opera-streaming/). Двенадцать спектаклей театра находятся в свободном доступе для миллионов любителей оперы во всем мире! Перечислю еще раз эти названия: “Русалка” А.Дворжака (сезон 2013-14 годов), “Дон Жуан” (сезон 2014-15 годов), “Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти и “Троянцы” Г.Берлиоза (оба спектакля – сезон 2016-17 годов), “Пуритане” В.Беллини, “Риголетто” Дж.Верди и “Валькирия” Р.Вагнера (все три спектакля – сезон 2017-18 годов), “Электра” Р.Штрауса (сезон 2018-19 годов), “Богема” Дж.Пуччини, “Трубадур” Дж.Верди, “Луиза Миллер” Дж.Верди, “Пиковая дама” П.Чайковского (все три спектакля – сезон 2019-20 годов). Все аудиотрансляции проходят в серии Lyric Opera Streaming On Demand. Слушайте и наслаждайтесь!
Nota bene! Абонементы на спектакли сезона 2021-22 годов можно заказать на сайте Лирик-оперы lyricopera.org или по телефону 312-827-5600. Одиночные билеты появятся в продаже летом.