Действующие лица и исполнители: Макбет – Крэйг Колклаф (дебют в Лирик-опере); Леди Макбет – Сондра Радвановски (дебют в партии); Банко – Кристиан ван Хорн; Макдуф – Джошуа Герреро (дебют в Лирик-опере); Дирижер – Энрике Маццола. Режиссер – сэр Джон Маквикар. Новая постановка, совместно с Канадской оперной компанией. 17 сентября – 9 октября 2021 года (шесть спектаклей). Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами. Продолжительность спектакля – 3 часа с одним антрактом.
Шабаш ведьм начинается в Чикаго этой осенью рано – задолго до праздника Хэллоуин. С 17 сентября симпатичные летающие колдуньи раздают свои загадочные пророчества шотландскому полководцу по имени Макбет. Поддавшись на уговоры ведьм, подталкиваемый “железной” леди, полководец убьет короля и сделает тем самым первый шаг на пути к трону и гибели… С 17 сентября Лирик-опера представляет “Макбет” – первый спектакль нового, шестьдесят седьмого сезона Лирик-оперы.
И Шекспир, и Верди были людьми театра. Оба были прекрасными рассказчиками, для обоих необходимым условием создания произведения была художественная правда. Верди знал и любил произведения Шекспира, поэтому его обращение к творчеству великого драматурга не случайно. К тридцати четырем годам композитором уже написаны девять опер, уже поставлены “Набукко”, “Эрнани”, “Аттила”. Все они в большей или меньшей степени развивали традиционную линию итальянской оперы. Верди думал о другом – он мечтал о создании настоящего драматического спектакля. Трагедию “Макбет” Верди считал одним из лучших произведений мировой литературы. Верди полагал, что музыка “Макбета” должна “подчеркивать поэзию, а не композитора”. Он говорил либреттисту Франческо Марии Пьяве: “Пишите короткие строфы. Не должно быть ни одного лишнего слова. Все должно иметь смысл”. В результате композитор сократил ряд сцен и количество персонажей, оставив лишь линию Макбета и леди Макбет. Верди не нужна была просто красивая мелодия – композитор стремился создать живые образы, способные задеть в слушателе, как он писал, “струну боли”. Уверен, задеть “струну боли” Верди удастся и сегодня, спустя сто семьдесят лет после премьеры оперы в 1847 году и сто пятьдесят шесть лет после премьеры второй редакции (мы услышим именно ее) в 1865 году.
Я с нетерпением жду дебюта в партии леди Макбет одной из лучших драматических сопрано сегодняшней сцены Сондры Радвановски. В сезоне 2019-20 годов она представила в Лирик-опере проект “Три королевы” и дебютировала в партии Лизы в “Пиковой даме” П.Чайковского. В Чикаго она прилетела после летнего триумфа в Мадридской опере в партии Тоски. Каждый раз на протяжении всех спектаклей после арии “Vissi d’arte” ее ждала нескончаемая овация, и она повторяла арию на бис. Радвановски – не только замечательная певица, но и прекрасная актриса. Эльвира, Аида, Леонора, Анна Болейн… – во всех своих ролях (упоминаю только ее роли на сцене Лирик-оперы) она тонко показывала характеры и психологическое состояние своих героинь. Когда в беседе с ней я сказал об этом, она воскликнула: “Это же так скучно – просто стоять и петь! Да, мы выступаем в оперном театре, но ведь это все-таки Театр! Я хочу рассказать своему зрителю историю. А если я просто стою и пою, то получается концерт”.
Американский бас-баритон Крэйг Колклаф был не первым выбором Лирик-оперы. Сначала в партии Макбета планировался чикагский оперный дебют Луки Сальси, потом – американский оперный дебют Романа Бурденко. Увы, оба баритона по разным причинам не смогли выступить в Чикаго. Пришлось обходиться собственными силами.
Биография Крэйга Колклафа необычна. Он собирался стать виолончелистом, получил гуманитарное образование, после чего был принят на молодежную программу Оперы Лос-Анджелеса. Учился в Студии молодых артистов при Гранд-опере Флориды. Европейский дебют Колклафа состоялся в Английской национальной опере в партии Джека Ранса (“Девушка с Запада” Дж.Пуччини, сезон 2014-2015 годов). Этим летом он дебютировал в партии Альбериха в “Золоте Рейна” Р.Вагнера на фестивале Tiroler Festspiele Erl в Инсбруке (Австрия). Впереди у певца – партия Монтероне в новой постановке “Риголетто” в Метрополитен-опере и дебют в Оперном театре Женевы. Колклаф – лауреат Eva and Mark Stern Artist 2021 Award (Опера Лос-Анджелеса).
Еще один дебют в Лирик-опере: американский тенор Джошуа Герреро в партии Макдуфа. Он родился и вырос в Лас-Вегасе. Выпускник UCLA и молодежных программ Опер Санта-Фе и Лос-Анджелеса. В отличие от Колклафа, певец главным образом выступает в Европе. Среди его главных достижений – Габриэле Адорно (“Симон Бокканегра” Дж.Верди) в Опере Бордо, Де Грие (“Манон Леско” Дж.Пуччини) в Опере Франкфурта, Пинкертон (“Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини) на Оперном фестивале в Глайндборне, Неморино (“Любовный напиток” Г.Доницетти) в Teatro de la Maestranza Севильи. Он исполнил партию графа Альмавивы в опере Дж.Корильяно “Призраки Версаля” – запись с этой оперой была удостоена двух премий “Грэмми”. Герреро – лауреат Второй премии конкурса Operalia (2014 год).
В партии Банко – хорошо нам знакомый американский бас-баритон Кристиан ван Хорн. Выпускник Оперного центра Райана, он выступил на сцене Лирик-оперы в семнадцати партиях (!). Недавние из них – Нарбал (“Троянцы” Г.Берлиоза) и Эскамильо (“Кармен” Ж.Бизе; обе партии – сезон 2016-17 годов), Мефистофель (“Фауст” Ш.Гуно, сезон 2017-18 годов), Вальтер (“Луиза Миллер” Дж.Верди, сезон 2019-20 годов). Ван Хорн известен интересом к современной опере. Напомню лишь несколько постановок с участием певца: “Ангел-истребитель” Т.Адеса (Метрополитен-опера), “Две женщины” М.Тутино (Опера Сан-Франциско), “Чай: зеркало души” Тан Дуна (Опера Санта-Фе).
Шотландскую пьесу, как часто называют “Макбет”, готовит команда во главе с двумя главными шотландцами оперного мира: режиссером сэром Джоном Маквикаром и художником-постановщиком Джоном Макфарлейном. Это пятая постановка Маквикара в Лирик-опере. До этого были “Трубадур” Дж.Верди (сезон 2006-2007 годов, возобновления в сезонах 2014-15 и 2018-19 годов), “Милосердие Тита” В.А.Моцарта (сезон 2013-14 годов), “Воццек” А.Берга (сезон 2015-16 годов), “Электра” Р.Штрауса (сезон 2018-19 годов). Последняя работа Макфарлейна, которую мы видели в Чикаго, – “Пиковая дама” П.Чайковского в постановке Ричарда Джонса (сезон 2019-20 годов).
Я хорошо помню “Макбет” сезона 2010-11 годов в постановке художественного руководителя Шекспировского театра Барбары Гейнс. Это был замечательный спектакль с великолепным составом исполнителей: в партиях Макбета и леди Макбет блистали Томас Хэмпсон и Надя Михаэль.
В сентябре-октябре 2013 года своего концертного “Макбета” представил в Симфоническом центре Риккардо Мути. В команде маэстро выделялись Лука Сальси (Макбет), Татьяна Сержан (леди Макбет), Дмитрий Белосельский (Банко).
Но довольно воспоминаний. “Макбет” станет первым спектаклем в Лирик-опере, которым в качестве музыкального руководителя будет дирижировать Энрике Маццола. О нем и его творчестве я расскажу отдельно, а пока желаю ему и всем участникам новой постановки удачи. До встречи в зрительном зале!
Nota bene! 21 и 22 сентября примерно в 1.30 pm (чуть раньше – чуть позже, возможны варианты) в рамках моей еженедельной программы “Свободный стиль” на волне “Реклама-радио” (1240 AM) слушайте специальную передачу “Джузеппе Верди: как создавался “Макбет”. В программе прозвучат фрагменты записи 1970 года, признанной многими специалистами эталонной. Макбет – Ш.Милнз, Леди Макбет – К.Людвиг. Оркестр и хор Венской оперы. Дирижер – К.Бем. Билеты на “Макбет”, а также абонементы и одиночные билеты на другие спектакли сезона 2021-22 годов – на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org или по телефону 312-827-5600. Все спектакли проходят в помещении Civic Opera House по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.