К столетию со дня рождения величайшей оперной певицы Марии Каллас (она родилась 2 декабря 1923 года) компания Warner Classics выпускает самое полное в истории собрание ее записей. Альбом называется “La Divina: Maria Callas in all her roles” и состоит из ста тридцати одного диска! Среди них — как знаменитые студийные записи, сольные концерты, мастер-классы в Джульярдской школе, так и неизвестные прежде записи репетиций, сделанные в шестидесятых годах прошлого века. В альбоме есть самая старая запись оперного спектакля с участием Каллас — “Набукко” Дж.Верди в Оперном театре Неаполя (1949 год) — и один из последних спектаклей певицы: “Тоска” Дж.Пуччини в Ковент-Гарден (1964 год). В полном объеме представлены наиболее известные оперные партии Каллас: Норма (“Норма” В.Беллини), Амина (“Сомнамбула” В.Беллини), Виолетта (“Травиата” Дж.Верди), Лючия ди Ламмермур (“Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти), Анна Болейн (“Анна Болейн” Г.Доницетти), Медея (“Медея” Л.Керубини), Джоконда (“Джоконда” Дж.Пуччини), Турандот (“Турандот” Дж.Пуччини), Брунгильда (“Кольцо нибелунга” Р.Вагнера), Изольда (“Тристан и Изольда” Р.Вагнера). Божественная (так называли певицу при жизни) и ее семьдесят четыре партии, плюс бонусный CD с рабочими копиями и фрагментами ранних студийных записей — настоящий пир духа для любителей оперного искусства. Релиз альбома — 22 сентября 2023 года.
Прошло более сорока пяти лет после смерти Марии Каллас и почти шестьдесят лет после ее последнего появления на сцене, но влияние Божественной на оперный мир сохраняется и сегодня. Каллас остается эталоном качества, молодое поколение по-прежнему слушает ее записи, а высшей похвалой артистке по-прежнему являются слова: “Перед нами — новая Каллас”.
Для Лирик-оперы Чикаго Мария Каллас была первой настоящей примадонной. День рождения театра — 5 февраля 1954 года. Для первой постановки была выбрана опера Моцарта “Дон Жуан”. Премьера прошла с огромным успехом. Основательница театра Кэрол Фокс говорила: ”Стандарты Лирик-оперы будут такими же, как в ведущих оперных театрах мира — в Ла Скала, в Метрополитен-опере, Венской опере… Опера в Чикаго может и должна привлечь в город тысячи туристов”. Фокс понимала, что для успеха театру необходимы звезды, причем звезды первой величины. Спустя одиннадцать дней после второго представления “Дон Жуана” Фокс летит в Италию с одной-единственной целью — привезти в Чикаго Марию Каллас. Великая гречанка родилась в Нью-Йорке, но до 1954 года ни разу не выступала на американской оперной сцене. Фокс сделала Каллас предложение, от которого певица не смогла отказаться, — $2000 за каждый спектакль! Это был гонорар, казавшийся в те годы просто невероятным! (Верхняя планка гонорара в Метрополитен-опере в начале пятидесятых не поднималась выше $1000.) Результат — Фокс вернулась в Чикаго, имея на руках подписанный лучшей сопрано мира контракт, и 1 ноября 1954 года Мария Каллас уже пела “Норму” на сцене Лирик-оперы! Это был ее американский дебют в первом сезоне чикагского театра.
После трех исполнений Нормы в этом же сезоне Каллас трижды спела Виолетту (“Травиата” Дж.Верди) и Лючию (“Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти).
Каллас была, конечно, главной, но не единственной звездой Лирик-оперы. Джульетта Симионато, Джузеппе Ди Стефано, Тито Гобби… — усилиями Фокс чикагский театр сразу получил название “Ла Скала Запада”. Легендарный миланский театр традиционно открывает сезон 7 декабря — в Милане этот день называют “днем пира святых патронов театра”. Боясь возможных отказов артистов, Фокс сдвинула начало сезона в Лирик-опере на два месяца раньше, чтобы певцы Ла Скала успевали порадовать своим искусством жителей Чикаго до открытия домашнего сезона.
Звезды, спускавшиеся с трапа самолета в Чикаго, сразу попадали в поле зрения фотографов и журналистов. Это была умело разработанная в Лирик-опере рекламная кампания. Позволяя журналистам присутствовать, например, на генеральных репетициях, театр не платил за фотографии, и все были довольны: журналисты — возможностью наблюдать; театр — созданием уникального архива фотографий.
Перед началом второго сезона музыкальный критик Ирвинг Саблоски писал: “Чикаго совершил рывок от города, в котором не было своей оперы, до города с самой впечатляющей оперой в Америке”. Второй сезон начался 31 октября 1955 года оперой В.Беллини “Пуритане” с участием Марии Каллас, Джузеппе Ди Стефано, Николы Росси-Лемени и Этторе Бастиани. На следующий день в “Аиде” Дж.Верди дебютировала Рената Тебальди. Когда она с эскортом автомобилей и двадцатью пятью чемоданами приехала на улицу Лассаль, тысячи папарацци уже поджидали ее возле отеля. Газеты писали о яростной битве-соперничестве между Каллас и Тебальди, о том, что гречанка вынудила итальянскую певицу покинуть Ла Скала, а чикагским любителям оперы не было дела до битв — они наслаждались пением лучших!
Перефразировав одного известного персонажа из фильма Эльдара Рязанова “О бедном гусаре замолвите слово”, можно сказать: “Настоящая жизнь в городе начинается только тогда, когда в ней появляется оперный театр”. Каждый спектакль Лирик-оперы становился событием, о каждом говорил весь город. Тем более, почти в каждом пела Каллас. Кроме Эльвиры, во втором сезоне Лирик-оперы она спела Леонору в “Трубадуре” Дж.Верди и Мадам Баттерфляй в опере Дж.Пуччини — единственный случай сценического исполнения Каллас этой партии. Все билеты на два спектакля в зале на 3563 места были проданы, и Лирик-опера добавила еще один. Билеты на третью “Мадам Баттерфляй” с Каллас в главной партии были проданы за 98 минут (кто-то подсчитал — видимо, для истории)!
К сожалению, “Мадам Баттерфляй” стала последней оперой, в которой пела в Чикаго Мария Каллас. Выйдя за кулисы после спектакля, она была остановлена судебным приставом. Речь шла об одном давнем случае, имевшем место в Нью-Йорке. Будучи молодой, неизвестной певицей, Каллас подписала контракт с нью-йоркским менеджером, гарантируя выплачивать ему десять процентов от всех ее возможных доходов в течение десяти лет. Позднее она отказалась платить. Сами понимаете, что к искусству данная история не имеет отношения, однако от встречи певицы с приставом пострадала чикагская опера. Весь свой гнев Каллас обратила на руководство Лирик-оперы, хотя менее всего Фокс хотелось устраивать скандал с примой, да еще в стенах театра. На следующий день фотографии с разъяренной Каллас-Баттерфляй в кимоно обошли страницы газет во всем мире. Каллас в ярости покинула Чикаго, поклявшись больше в Лирик-оперу не возвращаться.
После неожиданного расставания с театром Каллас абсолютной примой чикагской оперы становится Рената Тебальди, но это уже другая история. А Каллас все-таки еще раз вернулась в Чикаго: в 1974 году в концерте с Джузеппе ди Стефано.
Спустя шестьдесят четыре года после своего последнего выступления в Чикаго и сорок два года после смерти Каллас снова спела на сцене Лирик-оперы. Случилось это 7 сентября 2019 года. Никакого волшебства, только лазерная голограмма и отреставрированные записи — и снова на сцене “живая” певица (в проекте компании Live Nation “Callas in Concert: The Hologram Tour”).
Nota bene! Альбом “La Divina: Maria Callas in all her roles” можно заказать на сайтах www.maria-callas.com/en/ и www.warnerclassics.com/release/ladivina.