Музыкальная мистификация — сочинение, приписываемое иному, “малоизвестному” композитору, либо подаваемое как “сенсационно обнаруженное” сочинение “знаменитого” композитора.
Странно звучит вопрос: кто написал Адажио Альбинони? Конечно, Альбинони. Но нет.
Томазо Джованни Альбинони (1671-1751) – автор более 50 опер. Он обладал поразительным мелодическим даром, который умело использовал не только при сочинении опер, но и для инструментальных произведений, которых создал великое множество. Он жил в одно время и в одном месте с Антонио Вивальди. Сам Альбинони весьма скромно оценивал свои композиторские способности и подписывался под своими произведениями как «венецианский любитель».
Альбинони, в отличие от большинства композиторов того времени, как предполагают исследователи, никогда не стремился получить должность при дворе или церкви, но имел собственные средства и возможность сочинять музыку независимо. Он был выходцем из буржуазной среды и с детских лет имел возможность обучаться пению и игре на скрипке.
Широко известный при жизни, после смерти Альбинони был довольно быстро позабыт, повторив судьбу Вивальди и Баха. Творчество Альбинони долгое время оставалось известным только узкому кругу музыковедов и знатоков старинной музыки. Эта ситуация сохранялась вплоть до середины прошлого века. Большая часть его наследия была безвозвратно утрачена во время бомбежки Дрездена авиацией союзников в конце Второй мировой войны. Именно архиву неопубликованных произведений Альбинони тогда не повезло – его не успели вывезти.
Впервые “Adagio g-moll” Томазо Альбинони было опубликовано в 1958 г. музыкальным критиком Ремо Джадзотто (1910-1998). Авторитет профессора истории музыки университета Флоренции, автора биографии многих знаменитых итальянских композиторов был столь высок, что ему поверили безоговорочно. Сейчас же мало кто сомневается, что автором “Adagio” является сам Ремо Джадзотто.
“Адажио” – одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино.
В 1992 г. Ремо Джадзотто написал одному немецкому журналисту, что при подготовке биографии Томазо Альбинони в начале 1940-го года обнаружил четыре такта нот для скрипки и генерал-бас к ним (генерал-бас использовался итальянскими композиторами, начиная с XVI в., чтобы застраховаться от плагиаторов).
В 1998 году известный музыковед и музыкальный педагог, профессор Люнебургского университета Вульф Лугерт в соавторстве с Фолькером Шютцем опубликовал фрагменты писем из Саксонской земельной библиотеки, в которых утверждается, что такой музыкальный фрагмент из наследия Альбинони в собрании библиотеки отсутствует и никогда в нём обнаружен не был, так что сочинение в целом является безусловной мистификацией Ремо Джадзотто.
По иронии судьбы, Томазо Альбинони прославился на весь мир произведением, которого не сочинил.
Что заставляет талантливых людей продолжать свои мистификации? У меня нет ответа. Но точно – не шкурные интересы. Гонорар за такое авторство не полагается. Только бессмертие.
В наше время наблюдается подлинный триумф музыки эпохи барокко. Lisker Music Foundation приглашает всех на праздничный концерт, который состоится в воскресенье, 3-го декабря, в 7:30 вечера, в Nichols Concert Hall, Evanston. В программе «Baroque Gala» прозвучит музыка Вивальди, Баха, Генделя… На сцене выступят шесть солистов и камерный оркестр под руководством скрипача Давида Лискера. Ждём встречи с вами.
Звоните по телефону (847) 272-7003 или посетите www.liskermusicfoundation.org