Одно из главных событий в оперной жизни Чикаго — премьера оперы “Король Рогер” польского композитора Кароля Шимановского в Чикагском оперном театре (далее — ЧОТ). Дирижер — музыкальный руководитель театра Лидия Янковская. Режиссер — Дилан Эванс. В партиях короля Рогера и королевы Роксаны в ЧОТ дебютируют польские солисты Мариуш Годлевски и Ивона Соботка. В других партиях: Тайрон Чемберс II — Пастух, Дэвид Кангелози — Эдриси, Алиса Андерсон — Дьяконисса.
В основе единственной оперы Кароля Шимановского — роман Ярослава Ивашкевича (дальнего родственника Шимановского) о жизни основателя и первого короля Сицилии Рогера (1095-1154). Король мудро правит страной, народ почитает своего правителя. Однажды в королевстве появляется молодой Пастух. Он отрицает христианского бога, объявляет себя пророком и служителем бога Диониса. Король назначает суд над святотатцем, однако Пастуху удается склонить на свою сторону народ и королеву Роксану. Она оставляет Рогера и уходит с Пастухом. Король в отчаянии. Он не может жить без Роксаны и решает отдать свое сердце восходящему солнцу.
Подобно “Тангейзеру” Р.Вагнера, в центре оперы Шимановского — конфликт христианства и язычества, но, в отличие от немецкого композитора, Шимановский склоняется к язычеству. В своем произведении он попытался создать стилизацию под античную дионисийскую мистерию с хоровыми песнопениями. Шимановский сочинял “Короля Рогера” в течение шести лет, с 1918 по 1924 годы. За это время композитор успел поездить по Европе. Больше всего ему понравилась Италия, особенно — Сицилия. Из музыкальных впечатлений его очаровала опера Клода Дебюсси “Пеллеас и Мелизанда”. Возможно, окончательный вариант “Короля Рогера” родился как раз под впечатлением от оперы французского композитора-импрессиониста. В музыке “Короля…” еще слышатся отголоски романтизма, но это уже музыка XX века. Музыкальный критик Татьяна Полищук пишет: “Сочинение Шимановского написано в символистском жанре. В сюжете причудливо переплетаются мотивы религиозные, мистические и любовные. В христианском королевстве Рогера появляется молодой Пастух, агитирующий народ принять дионисийский культ, соблазняя благами чувственных наслаждений. Этим чарам не смогла устоять Роксана и подданные короля. Только одному Рогеру удается преодолеть власть нового бога, правда, ценой утраты любимой жены… В полифонической музыке Шимановского симфоническое начало превалирует над вокальным, а гармонический язык сложен для исполнения, поэтому опера не так часто ставится на мировых подмостках. После варшавской премьеры 19 июня 1926 года, которую довольно скептически приняла тогдашняя публика, “Король Рогер” вернулся на сцену лишь в 2000 году, и с тех пор начинается его триумфальная поступь по миру — Нью-Йорк, Эдинбург, Париж, Санкт-Петербург, Барселона, Бонн… Опера Шимановского содержит в себе множество аллюзий и ссылок на разные музыкальные течения первой половины ХХ века. В первом акте композитор передал колорит Византийской империи, во втором прозвучали восточные мотивы, третий акт — греко-римский. В финальной сцене в нарастающем хаосе происходит вакхическое торжество, захватившее народ и Роксану, и вдруг все пропадает. Король Рогер словно пробуждается от страшного сна, поет гимн в честь солнца!”
Классик польской музыки Кароль Шимановский родился в селе Тимошовка Киевской области. Первые уроки музыки получил от отца. Учился в Музыкальной школе у Густава Нейгауза в Елисаветграде (ныне — Кировоград). Сочинял фортепианные произведения. Их очень любил исполнять Святослав Рихтер, высоко ценивший творчество композитора. Профессор Национальной музыкальной академии Украины Марианна Копица рассказывает: “Годы Первой мировой войны Шимановский провел в Украине (Тимошовке и Киеве). Директор Киевской консерватории Р.Глиэр предложил Шимановскому стать преподавателем, но в тот период Кароль начал писать Третью симфонию. Он говорил, что боится спугнуть Музу, если займется педагогикой, и отказался… В середине двадцатых Шимановский увлекся восточными мотивами. В опере экзотика, символы, мистика, духи, потаенные силы, христианство, добро и зло тесно переплелись. Пережив социальные потрясения, композитор принял революцию как крах ненавистного ему царизма. В Елисаветграде Шимановский, как писал Ярослав Ивашкевич, “неоднократно переживал тревогу, опасаясь за свою жизнь, когда в городок вступали белые банды, потому что он сразу после революции стал на сторону красных”. Одно время Кароль был комиссаром по делам искусств и заместителем редактора местной газеты. Зимой 1918 года началась новая фаза его творческой жизни”.
“Король Рогер” — первая в истории ЧОТ опера на польском языке. В опере много хоровых сцен. В спектакле участвует известный чикагский хоровой коллектив Apollo Chorus и Lira Ensemble — единственный профессиональный ансамбль в США, специализирующийся на польских песнях и танцах.
Следующая опера ЧОТ обещает быть не менее интересной.
26 января, 7.30 pm; 28 и 29 января, 3.00 pm. “Альберт Херринг” Бенджамина Бриттена. Дирижер — Джейн Гловер. Режиссер — Стивен Спозито. В главных партиях: Майлс Микканен — Альберт Херринг, Уитни Моррисон — леди Биллоуз, Джастин Берковиц — мистер Апфолд (мэр), Билл Макмаррей — мистер Джедж (священник), Тереза Кастилло — мисс Вордсворд, Сэм Вайзер — Бадд (начальник полиции), Бойя Вей — Сид, Алисса Андерсон — Флоренс Пайк, Лия Декстер — миссис Херринг.
Комическая опера Бриттена создана по новелле Ги де Мопассана “Избранник госпожи Юссон” по заказу Английской оперной труппы. События спектакля перенесены из французской глубинки в глубинку британскую — в городок Локсфорд, но социальная направленность оперы осталась без изменений. Композитор высмеивает ханжество и лицемерие высшего общества… Премьера оперы состоялась в Глайндборне 20 июня 1947 года. Первым исполнителем роли Херринга стал знаменитый британский тенор Питер Пирс. На русском языке опера была впервые исполнена в Москве в 1983 году в рамках “Декабрьских вечеров” — музыкального фестиваля, проходившего под патронажем Святослава Рихтера в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. В Чикаго опера исполнялась в ЧОТ в 1979 и 1989 годах. Спектакль пройдет в помещении Athenaeum Center for Thought and Culture (2936 North Southport Avenue, Chicago, IL 60657).
Nota bene! Опера “Король Рогер” пройдет 18 ноября в 7.30 pm и 20 ноября в 3.00 pm в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance) по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Абонементы и одиночные билеты на спектакли Чикагского оперного театра — по телефону 312-704-8414 или на сайте chicagooperatheater.org. Там же вы найдете информацию об истории и сегодняшнем дне театра.