16 февраля, 7.30 pm; 17 февраля, 1.30 pm; 18 февраля, 8.00 pm. Концерты Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) под управлением маэстро из Финляндии Клауса Мякеля (Mäkelä). В программе: симфоническая поэма “Туонельский лебедь” Я.Сибелиуса, пьеса “Айно” Дж.Лопеса Беллидо, Пятая симфония Г.Малера.
Программу откроет сочинение великого соотечественника Мякеля, композитора Яна Сибелиуса “Туонельский лебедь”. Оно создано на основе легенды из финского народного эпоса “Калевала” о лебеде, плавающем по черным водам реки. Лебедь завлекает людей своим пением и приводит их в царство смерти Туонела.
Логическим продолжением финского народного эпоса станет американская премьера симфонической поэмы “Айно” номинанта на премию “Грэмми”, композитора перуанского происхождения Джимми Лопеса Беллидо. Мы знакомы с его творчеством по опере “Бельканто”, мировая премьера которой состоялась 7 декабря 2015 года в Лирик-опере. Опера стала первым испаноязычным спектаклем в истории Лирик-оперы. В своем новом сочинении композитор рассказывает историю несчастной девушки из четвертой поэмы “Калевала”. Айно отказалась выходить замуж за старика, как того требовала ее мать, покончила с собой, бросившись в море, превратилась в водяного, а потом вернулась в мир живых в обличье рыбы. Лопес Беллидо говорит: “Впервые я узнал о “Калевале” из творчества Сибелиуса, но только когда переехал в Хельсинки, полностью осознал уникальное место, которое этот эпос занимает в национальном самосознании Финляндии. Теперь я понимаю, почему Клаус Мякеля упомянул историю Айно как возможный источник вдохновения для этого произведения”.
Живущий в Хельсинки Джимми Лопес Беллидо — хороший пример композитора “мира”. Он родился в 1978 году в Лиме (Перу). Учился в Национальной консерватории в Лиме и Академии Сибелиуса в Хельсинки. В мае 2012 года защитил кандидатскую диссертацию в университете Беркли. По его словам, он учился в Южной Америке, Европе и США и везде жадно впитывал лучшие достижения музыкальной культуры. Среди духовных учителей композитора — имена от Баха и Моцарта (последнего Лопес называет “идеальным оперным композитором”) до Магнуса Линдберга и Джона Адамса. Музыка Лопеса Беллидо исполняется ведущими европейскими и американскими оркестрами, ее слышали в Карнеги-холл, на музыкальных фестивалях в Танглвуде, Аспене, Грант-парке и даже на Молодежных олимпийских играх в Сингапуре. Газета New York Times называет его “экспертом в оркестровке”, а Chicago Sun-Times — “одним из самых интересных молодых композиторов”.
Мировая премьера поэмы “Aino” состоялась в сентябре 2022 года в Парижской филармонии. Парижским симфоническим оркестром (Orchestre de Paris) дирижировал Клаус Мякеля. Сочинение написано по заказу трех оркестров: Парижского и Чикагского симфонических, а также Оркестра Концертгебау (Амстердам).
Пятая симфония Густава Малера, начинающаяся похоронным маршем и заканчивающаяся бурным, жизнеутверждающим финалом, станет кульминацией программы. Дивное Adagietto (Четвертая часть) — любовное послание Малера жене Альме. Главная тема Adagietto проходит лейтмотивом великого фильма Лукино Висконти “Смерть в Венеции”.
Второй раз в Чикаго один из самых талантливых и востребованных молодых дирижеров, двадцатисемилетний Клаус Мякеля. Он родился в Хельсинки в музыкальной семье: мать — пианистка, отец — виолончелист. Учился на факультетах виолончели и дирижирования в Академии Сибелиуса. В качестве виолончелиста солировал с оркестрами Финляндии, но потом сконцентрировался на дирижировании. Выступает с лучшими оркестрами мира. Постоянные контракты имеет с 2018 года, когда в возрасте двадцати двух лет стал художественным руководителем Музыкального фестиваля в Турку (Финляндия, контракт завершен в 2022 году) и главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Шведского радио. С августа 2020 года Мякеля является главным дирижером Филармонического оркестра Осло, с сентября 2022 года — музыкальным руководителем Парижского симфонического оркестра и артистическим партнером Оркестра Концертгебау (Амстердам). В сезоне 2027-28 годов он станет главным дирижером Концертгебау. Пока — на пять лет. Мякеля — эксклюзивный артист Decca. Его первыми записями стали все симфонии Сибелиуса с Филармоническим оркестром Осло.
Недавно всезнающий музыкальный критик из Лондона Норман Лебрехт сообщил, что у Клауса романтичные отношения с пианисткой Юджи Ванг.
В Чикаго Мякеля впервые выступил в апреле 2022 года. Его концерты с ЧСО произвели огромное впечатление на музыкантов и критиков. Рецензии были абсолютно восторженными. Музыкальный критик Лоуренс Джонсон из Chicago Classical Review назвал концерт 14 апреля “захватывающим представлением с калейдоскопическим блеском и бешеной энергией”. Джонсону вторит альтист ЧСО Макс Рейми, сказавший: “Я никогда не видел двадцатишестилетнего парня с подобным воображением и степенью мастерства”. Норман Лебрехт пошел еще дальше. Он увидел в Мякеле “лидера в гонке за место Риккардо Мути”. Статья Лебрехта на сайте slippedisc.com называлась: “Чикаго находит дирижера-мечту”. Увы, похоже дирижер-мечта достался не Чикаго, а Осло, Парижу и Амстердаму. За 75 минут до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Стива Рингса об исполняемых произведениях.
20 февраля, 7.00 pm. Концерт современной музыки в серии CSO MusicNOW называется “Inspiring Voices with Casarrubios & Golijov”. В программе: “Mariel” для виолончели и маримбы (ударный музыкальный инструмент, похожий на ксилофон), “Bashra’v” и “Tenebrae” Освальдо Голихова, “Afilador” (мировая премьера, сочинение создано по заказу ЧСО) и “Speechless” родившейся в Испании виолончелистки и композитора Андреа Касаррубиос. Исполнители — музыканты ЧСО. Соло на виолончели — Андреа Касаррубиос. Дирижер — Самир Пател. Серии CSO Music NOW в этом сезоне исполняется двадцать пять лет. Куратор всех программ серии — композитор-резидент ЧСО Джесси Монтгомери. Следующий концерт серии состоится 24 апреля.
23 февраля, 7.30 pm; 24 февраля, 1.30 pm; 25 февраля, 8.00 pm. Первые в Чикаго в этом году концерты ЧСО под управлением музыкального руководителя Риккардо Мути. В программе: Скрипичный концерт Р.Шумана (солистка — Джулия Фишер), симфония “Манфред” П.Чайковского.
Музыкой немецкая скрипачка Джулия Фишер стала заниматься в четыре года. Сначала ее педагогом была мама — у нее она взяла первые уроки игры на фортепиано. Потом в ее жизнь пришла скрипка. Фишер закончила Мюнхенскую академию музыки по классу педагога Анны Чумаченко. В активе Фишер — восемь премий международных и национальных скрипичных конкурсов, среди которых Первая премия и специальный приз международного конкурса скрипачей имени Иегуди Менухина в 1995 году и Первая премия Восьмого конкурса “Евровидение” в 1996 году. В Чикаго Джулия выступила впервые в сезоне 2007-08 годов с Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. Она солировала в Скрипичном концерте Л.ван Бетховена. В 2016 году Джулия солировала в этом же концерте с ЧСО под управлением маэстро Мути.
Программа будет исполняться на концерте 26 февраля в Канзас-Сити (штат Миссури) в рамках нового тура ЧСО по городам США. За 75 минут до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Даниэля Шлосберга об исполняемых произведениях. После концерта 24 февраля маэстро Мути проведет автограф-сессию.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.