7 и 12 апреля, 7.30 pm; 8 апреля, 1.30 pm; 9 апреля, 8.00 pm. Вторая апрельская программа Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) под управлением музыкального руководителя Риккардо Мути. В программе: симфоническая интерлюдия “Traumerei am Kamin” из оперы “Интермеццо” Р.Штрауса, Фортепианный концерт Б.Бартока (солист – Лейф Ове Андснес), Четвертая симфония Р.Шумана.
Лейф Ове Андснес родился в 1970 году в Западной Норвегии в семье музыкантов. С ранних лет играл на фортепиано. Закончил консерваторию в Бергене по классу профессора Иржи Глинки. В девятнадцать лет дебютировал в Нью-Йорке в качестве солиста Филармонического оркестра Осло. Андснес – победитель многих международных фортепианных конкурсов, обладатель премии “Gilmore Artist” и приза “Граммофон”. Семь раз номинировался на премию “Грэмми”. Командор Норвежского королевского Ордена святого Олава – высшей награды Норвегии. Газета Wall Street Journal назвала его одним из самых талантливых пианистов своего поколения.
Андснес очень тщательно подбирает программу, никогда не повторяется и всегда находит, чем удивить публику. На сольных концертах в Чикаго он исполнял произведения Й.Гайдна, К.Дебюсси, Ф.Шопена, Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта. С нетерпением жду новой встречи с пианистом!
За полтора часа перед концертами состоятся беседы музыковеда Лауры Причард об исполняемых произведениях.
8 апреля, 8.00 pm. Концерт замечательной джазовой вокалистки из Денвера, обладательницы четырех премий “Грэмми” Дайан Ривз. Прозвучат как новые, так и старые композиции.
10 апреля, 3.00 pm. Фортепианный вечер блистательной китайской пианистки Юджи Ванг. В программе – произведения Л.ван Бетховена, Н.Капустина, Д.Лигети. Последний раз мы слышали Ванг в ноябрьском камерном концерте со скрипачом Леонидасом Кавакосом, а еще раньше – в июле 2018 года на Музыкальном фестивале Равиния. Обычно во время ее выступления зрители не столько слушают музыку, сколько смотрят на нее. Не меньше, чем техническим мастерством, Ванг известна своими экстравагантными костюмами и… высокими каблуками. Она говорит: “В двадцать два года я была гораздо злее, чем сейчас. Я ненавидела, когда мне говорили, что делать. Я не видела ни одной причины, почему я не могу быть собой, в том числе – на сцене. Мне хотелось быть честной. Для меня одним из способов проявить честность стало платье, которое подчеркивает то, что я хочу сказать”. У пианистки с собой всегда платья на выбор – под разное настроение. Она возит с собой около пятидесяти разных платьев и столько же пар туфель с одинаковой высотой каблука: ”Я хочу оставить впечатление целиком, в том числе и визуальное”. На высоких каблуках она чувствует себя прекрасно: ”Я очень маленького роста, так что мне удобно. Как-то в Вене я играла с камерным оркестром, где все семнадцать музыкантов – мужчины. Когда я надела шпильки, это придало мне уверенности в себе. То же происходит и с платьем”.
11 апреля, 7.00 pm. Открытая репетиция Youth in Music Festival Orchestra. Сборная команда из музыкантов ЧСО, Civic Orchestra, Chicago Sinfonietta под управлением Риккардо Мути репетирует Прелюды Ф.Листа. Билеты бесплатные, требуется предварительная регистрация.
14 апреля, 7.30 pm; 15 апреля, 1.30 pm. После отъезда Риккардо Мути за пультом ЧСО появятся приглашенные дирижеры. Первый из них – дебютирующий в Чикаго маэстро из Финляндии Клаус Мякеля. В программе: “Одиннадцать ворот” А.Хиллборга, Второй скрипичный концерт С.Прокофьева (солист – Даниэль Лозакович), “Жар-птица” И.Стравинского.
Шведский композитор Андерс Хиллборг преподает в консерватории Мальме и занимает пост композитора-резидента Филармонического оркестра Турку (Финляндия). Композиция “Одиннадцать ворот” датирована 2005 годом. Мировая премьера сочинения прошла в зале Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Симфоническим оркестром Лос-Анджелеса дирижировал Эса-Пекка Салонен. Впоследствии на студии Deutsche Grammophon вышла запись сочинения.
Как всегда, к дебютантам у меня особое отношение. О них – подробно.
Клаус Мякеля родился в Хельсинки в музыкальной семье, учился по классу виолончели в Академии Сибелиуса. Долгое время не мог выбрать между сольной карьерой виолончелиста и занятиями дирижированием, но потом страсть к дирижированию победила. С 2018 года – художественный руководитель Музыкального фестиваля в Турку, главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Шведского радио. С августа 2020 года – артистический советник Филармонического оркестра Осло. С сентября 2022 года Мякеля становится музыкальным руководителем Парижского симфонического оркестра (Оркестр де Пари).
Еще любопытней биография Даниэля Лозаковича. Он родился в 2001 году в Стокгольме. Его мать родом из Киргизии, отец – из Беларуси. Игре на скрипке начал учиться с семи лет. Уже в девять его заметил Владимир Спиваков и пригласил в Москву на дебютный концерт с оркестром “Виртуозы Москвы”. Дебютировал в США с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Андриса Нелсонса. Выпустил два альбома: Два Скрипичных концерта И.С.Баха (Симфонический оркестр Баварского радио, дирижер – Радослав Шульц, 2017 год) и Скрипичный концерт П.Чайковского (Национальный филармонический оркестр России, дирижер – Владимир Спиваков, 2019 год).
Я хочу поблагодарить маэстро Риккардо Мути и его жену Кристину Маццавиллани за огромную поддержку и помощь украинскому народу – жертвам агрессии России. Маэстро неоднократно призывал российские власти отвести войска и остановить геноцид украинского народа. 3 апреля итальянское агентство ANSA сообщило, что сеньора Мути отправила два автобуса из Равенны в Киев, чтобы вывезти из Киева шестьдесят артистов балета и хористов, работавших в Национальной опере Украины. Сеньора Мути является почетным президентом Ravenna Festival. В 2018 году благодаря ее усилиям был организован концерт в Киеве.
Поддержка семьи Мути значит очень много для Украины и всего прогрессивного человечества!
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра – на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.