16-18 ноября, 7.30 pm; 19 ноября, 3.00 pm. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО): симфоническая картина “Ночaь на Лысой горе” М.Мусоргского, Второй скрипичный концерт К.Шимановского (солист — Леонидас Кавакос), музыка к балету “Весна священная” И.Стравинского. Дирижер — Филипп Йордан.
Концерт 17 ноября пройдет в помещении Edman Memorial Chapel по адресу: 401 E.Franklin St. Wheaton, IL 60187.
Впервые с 2010 года в этом сезоне у ЧСО нет музыкального руководителя. Как сказал президент оркестра Джефф Александер, нас ждет “сезон прослушиваний”. (Впрочем, то же самое он говорил о прошлом сезоне.) Комитет по выбору нового руководителя состоит из пятнадцати человек: шесть музыкантов, шесть членов Совета директоров, три представителя администрации и сам президент. По его словам, комитет “достаточно активен”. На заседаниях, которые проходят примерно раз в два месяца, обсуждаются концерты и потенциальные кандидаты. Так что интрига вокруг нового музыкального руководителя сохраняется, и каждый новый приглашенный дирижер рассматривается как потенциальный преемник маэстро Риккардо Мути. В том числе — швейцарский пианист и дирижер Филипп Йордан, который возвращается в Чикаго после многолетнего отсутствия. Он родился в 1974 году в Цюрихе в музыкальной семье. Его отец — дирижер Армин Йордан. От него шестилетний Филипп получил первые уроки игры на фортепиано. В девять лет мальчик уже знал, что станет дирижером, в одиннадцать начал учиться… игре на скрипке. Окончил Цюрихскую консерваторию. С 1998 до 2001 года — капельмейстер и ассистент Даниэля Баренбойма в Берлинской опере, с 2001 до 2004 года — главный дирижер Филармонического оркестра и Оперы Граца (Австрия), с 2009 до 2021 годов — музыкальный руководитель Парижской оперы, с 2011 до 2021 годов — главный дирижер Венского симфонического оркестра. Американский оперный дебют состоялся у Йордана в сезоне 2001-02 годов в Хьюстонской опере (“Самсон и Далила” К.Сен-Санса). На Зальцбургском музыкальном фестивале он впервые появился летом 2004 года. Венскую оперу Йордан возглавил с сентября 2020 года. В октябре 2022 года объявил, что уходит со своего поста в конце сезона 2024-25 годов. Как говорит директор Венской оперы Богдан Рошчич, в будущем в театре не будет музыкального руководителя. Йордан — главный приглашенный дирижер Берлинской оперы. Кроме дирижирования, он дает камерные и сольные фортепианные концерты.
За 75 минут перед концертами состоятся получасовые беседы музыковеда Стивена Олтопа об исполняемых произведениях.
17 ноября, 8.00 pm. В джазовой программе Симфонического центра — концерт трио лауреата премии “Грэмми” Брэда Мелдау (Брэд Мелдау, фортепиано; Ларри Гренадьер, контрабас; Джефф Баллард, ударные).
Джазовый критик Константин Волков в издании jazz.ru пишет: “Брэд Мелдау — один из ярчайших импровизирующих пианистов своего поколения. Я сознательно избегаю слова “джазовый”, потому что он играет далеко не только джазовый мейнстрим. Но для большинства слушателей во всем мире Мелдау — джазовый пианист. Именно джаз прославил его около 30 лет назад…”. Трио Мелдау — одно из самых запоминающихся фортепианных джазовых трио начала XXI века. Трио существует с 2005 года, вместе музыканты выпустили шесть альбомов.
20 ноября, 7.30 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago. В программе: пьеса “Tumblebird Contrails” американского композитора Габриэлы Смит, Вторая (“Таинственная гора”) симфония американского композитора Алана Хованесса (1911-2000), Шестая (“Пасторальная”) симфония Л.ван Бетховена. Дирижер — музыкальный руководитель Симфонического оркестра Феникса (штат Аризона) Тито Муньос. Тема концерта — связь природы и музыки. Особенно это чувствуется в классике. В “Пасторальной…” Бетховена поют птицы, веселятся крестьяне, бушует гроза. Музыка была вдохновлена прогулками Бетховена в окрестностях Вены…
24 и 25 ноября, 7.30 pm; 26 ноября, 3.00 pm. В концерте серии “CSO at the Movies” — демонстрация анимационного фильма Уолта Диснея “Фантазия” (“Fantasia”). Мы услышим музыку из оригинальной версии 1940 года и фильма “Fantasia 2000”. ЧСО дирижирует Эмиль де Ко. Среди исполняемых произведений — фрагменты из Пятой симфонии Л.ван Бетховена, сюиты из балета “Щелкунчик” П.Чайковского, пьесы И.Стравинского, а также скерцо “Ученик чародея” Поля Дюка. Это Скерцо я слышал в сентябре 2018 года на открытии сто двадцать третьего сезона Симфонического оркестра Цинциннати. Дирижировал музыкальный руководитель оркестра французский маэстро Луи Лангре.
На протяжении восьми лет Эмиль де Ко работал вторым дирижером National Symphony Orchestra. В настоящее время — музыкальный руководитель Pacific Northwest Ballet.
25 ноября, 2.00 pm. Один из старейших хоров мира, символ Австрии, Венский хор мальчиков снова в Чикаго с традиционной ежегодной программой “Рождество в Вене”. Мы услышим классические и современные произведения, рождественские и австрийские народные песни.
В 1498 году по приказу императора Максимилиана Первого в составе Венской придворной капеллы появились шесть юношей. Этот год принято считать годом образования хора. До начала XX века разделения на взрослый и детский хоры не было. С Венской придворной капеллой работали Глюк и Моцарт, Сальери и Брукнер, в капелле пели Шуберт и дирижер Ганс Рихтер. В своем нынешнем виде хор функционирует с 1921 года, когда по инициативе дирижера Йозефа Шнитта из общего состава хора Венской оперы была выделена капелла мальчиков. С 1926 года хор начинает гастролировать по всему миру. Уже в 1927 году состоялись первые гастроли коллектива в Берлине (дирижер — Эрик Кляйбер), Праге и Цюрихе, в следующем году хор отправился в Грецию и Латвию. Затем последовали первые гастроли в США (1932 год), Австралии (1934 год) и Южной Африке (1936). Годы фашизма — позорная страница в истории хора. За свои антинацистские высказывания был уволен Шнитт, а новый руководитель коллектива, дирижер Фердинанд Гроссман заставил участников выступать с нацистской свастикой. В 1944 году хор был распущен, а после окончания войны в возрожденный хор вернулся Йозеф Шнитт. Сегодня в составе хора — около ста мальчиков в возрасте от десяти до четырнадцати лет, разделенные на четыре группы. В течение года хор дает около трехсот концертов по всему миру. Аудитория хора составляет до полумиллиона человек ежегодно. Участники хора выступают в разных оперных театрах мира, чаще всего — в Венской опере. Руководитель хора — доктор Юджин Джессер. Художественный руководитель — Джеральд Вирт.
28 ноября в Чикагском симфоническом центре пройдет единственный в Чикаго концерт Берлинской государственной капеллы (Штаатскапелла) под управлением главного дирижера Даниэля Баренбойма. Об этом концерте — в следующем выпуске Музыкального обозрения.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.