Кинообозрение

Кадр из фильма “Бег на месте”
Кадр из фильма “Бег на месте”

Киноцентр имени Джина Сискеля. Три программы
(164 N State St., Chicago, IL 60601)

Сегодняшний выпуск Кинообозрения полностью посвящен программам Киноцентра. Начнем с ретроспективы фильмов американского режиссера Сидни Люмета “Sidney Lumet Centennial”. Впереди — еще два фильма.

10 августа, 3.00 pm; 14 августа, 6.00 pm. “Бег на месте” (“Running on Empty”, США, 1988, 116 мин.). В ролях: Кристин Лахти, Ривер Феникс, Джадд Хирш, Джонас Эбри, Марта Плимптон. Артур (Джадд Хирш) и его жена Энни (Кристин Лахти) скрываются от правосудия. Более десяти лет назад они устроили взрыв в оружейной лаборатории, в результате которого случайно тяжело пострадал уборщик. Таким образом (немного наивно) они пытались остановить войну во Вьетнаме. В результате с двумя детьми они спасаются от преследования властей, постоянно переезжают с места на места, живут под вымышленными именами. Их старший сын — подросток Дэнни (Ривер Феникс за эту роль получил номинацию на “Оскар”) хочет стать музыкантом, но не может оставить родителей, ибо это будет означать разлуку навсегда…

17 августа, 3.00 pm; 21 августа, 6.00 pm. “Игры дьявола” (“Before The Devil Knows You’re Dead”, США, 2007, 117 мин.). В ролях: Филип Сеймур Хоффман, Итан Хоук, Розмари Харрис, Альберт Финни.

Главные герои фильма — Энди (Филип Сеймур Хоффман) и его младший брат Хэнк (Итан Хоук). Оба находятся в затруднительном положении: Энди все глубже погружается в долги и наркозависимость, а Хэнк сильно задерживает выплаты алиментов. Ради быстрых денег они вынашивают план совершить “преступление без жертв”: ограбить ювелирный магазин… своих родителей Чарльза и Аннет (Розмари Харрис и Альберт Финни). Но все идет не так, как планировалось… “Игры дьявола” — последний фильм Люмета. Он умер в 2011 году в возрасте восьмидесяти шести лет.

К сожалению, в ретроспективу не вошли две работы Люмета по пьесам Т.Уильямса — “Из породы беглецов” (“The Fugitive Kind”, 1960) с Анной Маньяни и Марлоном Брандо по пьесе “Орфей спускается в ад“ и “Долгий день уходит в ночь” (“Long Day’s Journey into Night”, США, 1962) по одной из его лучших пьес. Не вошла в ретроспективу и картина “Убийство в “Восточном экспрессе” (“Murder on the Orient Express”, Великобритания-США, 1974) — экранизация романа Агаты Кристи, сделанная в Британии режиссером-американцем. Премию “Оскар”-1975 за лучшее исполнение женской второстепенной роли получила Ингрид Бергман. Для нее это был третий “Оскар”.

Новая программа Киноцентра — “Entrances & Exits” (1-29 августа). В ней собраны по два фильма одного и того же режиссера — первый и последний. Программа откроется двумя работами чешского режиссера Веры Хитиловой.

9 августа, 6.00 pm. “О чем-то ином” (“Something Different”, Чехословакия, 1963, 85 мин., на чешском языке с английскими субтитрами). В ролях: Ева Босакова, Вера Узелачева, Иосеф Лангмилер, Иржи Кодет, Ярослава Матлохова.

9 августа, 8.00 pm. “Приятные моменты” (“Pleasant Moments”, Чехия, 2006, 113 мин., на чешском и немецком языках с английскими субтитрами). В ролях: Яна Янекова, Яна Краусова, Болек Поливка, Игорь Барес.

В дебютной картине Хитилова переплетает истории гимнастки Евы и домохозяйки Веры, в последней ленте рассказывает о психиатре Хане, стирающей грань между своей профессией и личной жизнью. Оба фильма представляют собой исследования сложного внутреннего мира женщин.

Из мира героинь Хитиловой в Индию, в сельский мир Сатьяджита Рая.

11 августа, 1.00 pm. “Песнь дороги” (“Pather Panchali”, Индия, 1955, 125 мин., на бенгали с английскими субтитрами). В ролях: Каню, Каруна и Субир Баннерджи.

11 августа, 3.45 pm. “Странник” (“The Stranger”, Индия-Франция, 1991, 97 мин., на английском языке и бенгали с английскими субтитрами). В ролях: Депанкар Ди, Мамата Шанкар, Утпаль Дутт, Дритиман Чаттерджи.

Дебютный фильм Рая — первая часть его трилогии про обычную семью в бенгальской деревне — был показан на Каннском МКФ в 1956 году и стал открытием индийского кино в Европе. Заключительная работа — драматическая история женщины по имени Анила, получающей письмо от человека, утверждающего, что он — ее дядя. Он воссоединяется с ее семьей, но вопросы, можно ли ему доверять, остаются…

Работы Сатьяджита Рая принесли ему всеобщее признание. Акира Куросава как-то заметил: “Не знать кино Рая — все равно что существовать в мире, не видя солнца и луны”. Почетную премию “Оскар” режиссер получил за месяц до своей смерти.

Возвращаемся в Европу, к двум картинам шведского гения Ингмара Бергмана.

12 августа, 1.00 pm. “Кризис” (“Crisis”, Швеция, 1946, 93 мин., на шведском языке с английскими субтитрами). В ролях: Инга Ландгре, Стиг Улин, Марианн Лефгрен.

12 августа, 8.15 pm. “Сарабанда” (“Saraband”, Швеция-Дания-Норвегия-Италия-Финляндия-Германия-Австрия, 2003, 107 мин., на английском, шведском и немецком языках с английскими субтитрами). В ролях: Лив Ульман, Эрланд Юзефсон, Берье Альстедт, Юлия Дуфвениус, Гуннель Фред.

Сочетание первой и последней работы Бергмана представляет собой увлекательное исследование эволюции стиля режиссера. В “Кризисе” молодая женщина по имени Нелли живет в тихом городке со своей приемной матерью. Однажды ее биологическая мать возвращается, чтобы забрать Нелли обратно в город… В “Сарабанде” Бергман воссоединяет Марианну и Йохана (“Сцены из супружеской жизни”, “Scenes from a Marriage”, 1974), заново исследуя их бурные отношения спустя тридцать лет после развода. “Кризис” — начало многолетнего исследования Бергманом семейных отношений, “Сарабанда” — его взгляд на жизнь мужчины и женщины после того, как их семейные отношения закончились…

Чикагский МКФ представляет в Киноцентре программу “Before They Were Big” (6-27 августа). Всем кинематографистам нужно с чего-то начинать, и для многих Чикагский международный кинофестиваль стал важной вехой в развитии карьеры. В честь шестидесятилетия со дня образования фестиваль вспоминает несколько успешных режиссерских дебютов. Вот один из них.

13 августа, 6.00 pm. “Призрачный свет” (“Maborosi”, Япония, 1995, 110 мин., на японском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Хирокадзу Корээда. В ролях: Макико Эсуми, Такаси Найто, Таданобу Асано, Гохки Касияма, Наоми Ватанабэ. Мрачная медитация на тему памяти, одиночества и горя. Картина рассказывает о молодой матери, которая не понимает, почему ее муж внезапно покончил с собой. Она уезжает на новое место, выходит замуж, но тайна смерти ее первого мужа не дает ей покоя… Первая картина Хирокадзу Корээда. Впереди будут “После жизни” (“After Life”, 1998), “Никто не узнает” (“Nobody Knows”, 2004), “Каков отец, таков и сын” (“Like Father, Like Son”, 2013). Режиссера ждала блистательная карьера, апофеозом которой стала “Золотая пальмовая ветвь” на 71-м Каннском МКФ (2018 год) за фильм “Магазинные воришки” (“Shoplifters”, Япония, 2018, 144 мин., на японском языке с английскими субтитрами) — трогательный рассказ о главе семьи, который приютил бездомную девочку. Последняя (пока) работа Корээды — драма “Монстр” (“Monster”, 2023), парафраз на темы “Расемон” (“Rashomon”, 1950) Акиры Куросавы — была показана на прошлом Чикагском МКФ в октябре 2023 года. Приятно, что первый крупный успех ждал Корээду в Чикаго. Фильм “Призрачный свет” получил главный приз “Золотой Хьюго” на 31-м Чикагском МКФ (1995 год).

Информация и билеты на все программы Киноцентра — на сайте www.siskelfilmcenter.org.

Приятного просмотра!