Мир кино и сериалов всегда интересовал мир моды. Вспомним классические “Забавную мордашку” (“Funny Face”, 1957) Стэнли Донена с Одри Хепберн и “Высокую моду” (“Pret-A-Porter”, США, 1994) Роберта Олтмана, картины о Коко Шанель “Одинокая Коко Шанель” (“Chanel Solitaire”, 1981) и “Коко до Шанель”, “Coco Before Chanel”, Франция-Бельгия, 2009). Вим Вендерс снимал японского модельера Йоджи Ямамото (“Записки об одежде и городах”, “Notebook on Cities and Clothes”, Германия, 1989); Даглас Кив — Исаака Мизрахи и его моделей Наоми Кэмпбелл, Линду Эвангелиста и Синди Кроуфорд (“Нараспашку”, “Unzipped”, США, 1995); Сьюзан Лейси описала жизнь Ральфа Лорена, пригласив в картину Вуди Аллена и Джессику Чейстейн (“Ральф Лорен как он есть”, “Very Ralph”, США, 2019); Айан Бонхот использовал архивные съемки в своем фильме об Александре Маккуине (“Маккуин”, “McQueen”, Великобритания, 2018); Оливье Мейру так рассказал о последних годах жизни Клода Ив-Сен Лорана и его прощальной коллекции, что картина “Величайший кутюрье” (“Celebration”, Франция, 2007) не выходила в прокат на протяжении семи лет.
Второй сезон сериала Райана Мерфи “Американская история преступлений” (“American Crime Story”, 2016) был посвящен Джанни Версаче. (Впрочем, об убийце итальянского модельера Эндрю Кьюненене в сериале рассказывалось гораздо больше, чем о самом кутюрье — жанр криминального детектива обязывает.)
Много шума наделал недавний фильм Ридли Скотта “Дом Gucci” (“House of Gucci”, США-Канада, 2021) с Адамом Драйвером и Леди Гага в главных ролях.
Интерес этот, конечно, не односторонний. Модные дизайнеры неоднократно сотрудничали с режиссерами. Юбер де Живанши одевал Одри Хепберн в “Завтраке у Тиффани” (Breakfast at Tiffany’s, 1961), для фильма Луиса Бунюэля “Дневная красавица” (“Belle De Jour”, 1967) костюмы Катрин Денев создавал Ив Сен-Лоран, Джорджио Армани сделал костюмы героев “Американского жиголо” (“American Gigolo”, 1980) Пола Шредера и “Бесславных ублюдков” (“Inglourious Basterds”, 2009) Квентина Тарантино, а Жан-Поль Готье не только придумал девятьсот пятьдесят четыре (!) костюма для всех персонажей “Пятого элемента” (“The Fifth Element”, 1997) Люка Бессона, но и присутствовал на съемках, контролируя весь процесс.
В 2021 году вышел мини-сериал (пять эпизодов) о жизни знаменитого американского модельера Роя Холстона “Холстон” (“Halston”, США, Netflix). Шоураннер — Райан Мерфи. В ролях: Юэн Макгрегор, Ребекка Дайна, Рори Калкин, Джанфранко Родригез. В пятидесятые Холстон (1932-1990) учился в Чикагском институте искусств, подрабатывал в сети универмагов Carson Pirie Scott (сейчас компания называется Carson’s) и увлекался дизайном дамских шляпок. Его первая выставка состоялась в парикмахерском салоне на Мичиган-Авеню. В шестидесятые в созданной им шляпке Жаклин Кеннеди пришла на президентскую инаугурацию мужа, в семидесятые его наряды носили Рита Хейворт, Элизабет Тейлор, Лайза Миннелли, Шарлотта Рэмплинг. Он создавал одежду для полицейских Нью-Йорка, придумывал стиль для олимпийской сборной США и на равных конкурировал с лучшими дизайнерскими домами Европы. В восьмидесятые из-за проблем с наркотиками его отстранили от работы. Вскоре у него обнаружили ВИЧ и рак легких. Он умер в пятьдесят восемь лет.
Роль Холстона исполнил шотландский актер Юэн Макгрегор, лауреат премии “Золотой глобус”-2018 за лучшую мужскую роль в сериале “Фарго” (“Fargo”).
В этом году мы видим настоящий бум сериалов о модельерах и моде — один за другим три мини-сериала о главных кутюрье XX века.
“Новый взгляд: революция стиля” (“The New Look”, США, 2024, Apple TV+). Создатель — Тодд А. Кесслер. В ролях: Бен Мендельсон, Жюльетт Бинош, Мейси Уильямс, Джон Малкович, Нуно Лопес. Сериал о начале карьеры французского дизайнера Кристиана Диора (австралийский актер Бен Мендельсон) и его жизни в Париже во время и после Второй мировой войны. Среди героев сериала — друзья, коллеги и соперники Диора Коко Шанель (Жюльетт Бинош), Люсьен Лелонг (Джон Малкович), Баленсиага (Нуно Лопес) и другие. Кинокритик Зинаида Пронченко пишет о сериале так: “Каждый разговор героев прямиком из нынешних соцсетей. Например, беседуют Баленсиага, Бальман и Диор. Кристобаль отказался шить для нацистов. Бальмена даже не соблазняют — у него по нацистским меркам дегенеративные платья. Диор согласился, потому что вырученные деньги отдает сестре Катрин, участнице Сопротивления, которая все равно попадает сначала на рю де ля Помп, потом в Дранси, затем в Равенсбрюк. И даже имея благородный дисклеймер, Диор зачем-то повторяет: “Платья невинны, виновны женщины, надевшие кутюр на бал Гестапо”. “Ну а что Шанель? Она же тоже отказалась обслуживать Третий Рейх?” — уточняет Бальман… Кстати, про Кристиана Диора. Оказывается, кроме сестры Катрин, героини Сопротивления и узницы концлагерей, у него была еще племянница Франсуаза (приемная дочь старшего брата Раймонда). Франсуаза уже после войны стала видной деятельницей неонацистского движения, за что дважды сидела в тюрьме. Три раза она выходила замуж — и за аристократов, и за дегенератов. Брачные клятвы предпочитала приносить, положив руку на “Майн кампф”. Также Франсуаза совратила собственную дочь, из-за инцеста покончившую с собой. Не припомню ничего подобного в экспозиции галереи Диор на авеню Монтень, а зря. Козни судьбы и абсурд бытия гораздо интереснее масс-маркет феминизма Марии Грации Кьюри”. Премьера первого эпизода — 14 февраля 2024 года. В сезоне — десять эпизодов примерно по 49-60 минут каждый. Подробности — на сайте www.apple.com/tv-pr/originals/the-new-look/.
“Стать Карлом Лагерфельдом” (“Becoming Karl Lagerfeld”, Франция, 2024, Disney+). Создатели — Исауре Пизани-Ферри, Дженнифер Аве, Рафаэль Бак. В ролях: Даниэль Брюль, Теодор Пеллерен, Арно Валуа, Алекс Лутц.
Мини-сериал, основанный на книге журналистки Рафаэль Баке “Кайзер Карл”, охватывает период с 1973, когда Лагерфельд еще пытается пробиться в мир высокой моды, до 1981 года, когда он стал руководителем дома Chanel. Будущий “кайзер Карл” влюбляется в Жака де Башера, соревнуется со своими коллегами (главным образом — с Сен-Лораном и директором его дома Пьером Берже), пытается справиться со своими комплексами. Мы видим широкую панораму жизни французского высшего общества. В эпизодах появляются Марлен Дитрих и Энли Уорхол. В главной роли — немецко-испанский актер Даниэль Брюль. Премьера — 7 июня 2024 года. В сезоне — шесть эпизодов примерно по 45 минут каждый. Подробности — на сайте www.disneyplus.com.
“Кристобаль Баленсиага” (“Cristóbal Balenciaga”, Испания, 2024, Disney+). Создатели — Лурде Иглесиас, Айтор Арреги, Джон Гарано, Хозе Мари Гонага. В ролях: Альберто Сан-Хуан, Джемма Уилан, Патрис Тибо, Камилл Глеме.
В отличие от вышеперечисленных сериалов, в этом рассказ строится от первого лица. Не любивший журналистов и не давший за свою жизнь ни одного интервью Баленсиага прерывает завесу молчания и соглашается поговорить с британской журналисткой Пруденс Глинн (первый fashion-редактор The Times) о своем творчестве, мире моды, о войне, любви, времени оккупации и о том, почему он решил закрыть свой дом. Мы слушаем споры о шляпках и любуемся знаменитыми нарядами Баленсиаги: пальто-коконом, платьем-туникой, юбкой-баллоном, браслетным рукавом… И выясняется, что прав его партнер по бизнесу Николас Бискаррондо, когда говорит: “Разве ты не видишь, что все это политика? Даже шляпы”. В главной роли — испанский актер Альберто Сан-Хуан. Премьера первого эпизода — 19 января 2024 года. В сезоне — шесть эпизодов примерно по 50 минут каждый. Подробности — на сайте www.disneyplus.com.
Приятного просмотра!