Кинообозрение

National Theatre Live: первые 100 спектаклей

Майкл Шин в спектакле “Най”. Фото - Джоан Персон
Майкл Шин в спектакле “Най”. Фото - Джоан Персон

Британские театры на экранах Америки

В апреле 2024 года компания National Theatre Live выпустила на экраны мира сотый (!) спектакль.

15 и 16 июня, 2.00 pm. “Най” (“Nye”, 2024, 160 мин.) по пьесе Тима Прайса. Режиссер — Руфус Норрис. В ролях: Майкл Шин, Роджер Иванс, Джон Фурлонг, Шерон Смолл. Постановка National Theatre и Wales Millennium Centre.

Спектакль рассказывает о жизни уэльского политика-лейбориста Анайрина (Ная) Бевана (1897-1960), придумавшего и создавшего первую в истории капиталистических стран систему всеобщей бесплатной медицины. Она называлась Национальной системой здравоохранения. Най никогда не был премьер-министром Великобритании, но на протяжении нескольких десятилетий оказывал серьезное влияние на политическую жизнь в этой стране. В роли политика — первый актер Уэльса Майкл Шин. Понятно, что для роли Ная ему не нужно было изображать валлийский акцент. Шин четыре раза безуспешно номинировался на премию Оливье. На этот раз британские критики предсказывают ему победу. Показ спектакля пройдет в помещении Киноцентра имени Сискеля (164 N State St, Chicago, IL 60601). Подробности — на сайте www.siskelfilmcenter.org.

  • Сцена из спектакля “Най”. Фото - Джоан Персон
  • Сцена из спектакля “Най”. Фото - Джоан Персон

День рождения программы “National Theatre Live (NT Live)” — 25 июня 2009 года. В этот день одновременно в двухстах кинотеатрах по всему миру в прямом эфире был показан спектакль “Федра” Лондонского Королевского национального театра в постановке тогдашнего художественного руководителя Николаса Хайтнера c блистательной Хелен Миррен в главной роли. Чикаго присоединился к программе Национального театра почти сразу — 13 июля. “Федру” показали в помещении Steppenwolf Theatre. Благодаря успешным гастролям спектакля “Август: графство Осейдж” в помещении Национального театра у чикагских актеров завязались дружеские отношения с английскими коллегами по цеху. Благодаря этим контактам именно “Степному волку” предоставили исключительное право показа в Чикаго “Федры” на большом экране. Вторым, показанным в кино спектаклем Национального театра тоже стала классика — “Вишневый сад” А.Чехова с Зое Уонамейкер в роли Раневской. Дальше — больше. Помню, как меня поразил спектакль “Кухня” (“The Kitchen”) по пьесе Арнольда Вескера в постановке Бижана Шейбани. Никогда не забуду сценографию: вся сцена представляла собой кухню огромного ресторана на Вест-Энде в Лондоне пятидесятых. Повара и официанты — англичане, ирландцы, итальянцы, немцы, французы, евреи — разговаривают, обсуждают, спорят и выдают аргументированные “рецепты”. Не только кулинарные, но и политические, любовные, экономические, спортивные, культурные. На кухне обсуждаются все темы и принимаются любые решения… (Драматург Вескер известен крылатым выражением “Chips with Everything” — это название картины 1962 года по его сценарию.) С каждым годом расширялось количество спектаклей Национального театра и мест, где их можно было показать. В Чикаго к серии “NT Live” присоединился сначала кинотеатр “Music Box”, потом кинотеатр в Хайленд-парке “Renaissance Place”, Центр кино имени Сискеля, кинотеатр в Эванстоне “Century 12 Evanston/CinéArts 6”, Северо-Западный университет… В серии стали показывать не только спектакли Национального, но и других британских театров: Young Vic Theatre, Donmar Warehouse, Old Vic Theatre, театры Гарольда Пинтера и Ноэля Кауарда, Playhouse Theatre, зал “Барбикан”…

В феврале 2013 года мне довелось побывать в Национальном театре и встретиться с человеком, который стоял у истоков создания серии “NT Live”, — продюсером Национального театра Эммой Кейт. Перед вами — фрагменты нашей беседы.

Какова главная цель показов спектаклей в кино?

Главной целью была популяризация театра в английской глубинке. Не все могут лично приехать в Лондон и побывать в театре — вот для них мы и придумали кинопоказы. Привлечь жителей маленьких городков и деревень, заставить их ждать новых спектаклей и ходить на них в кино — такова была наша задача.

Кто впервые озвучил эту идею?

Николас Хайтнер и директор отдела кадров Лиза Бергер. У Хайтнера был опыт постановки спектакля в Метрополитен-опере, который впоследствии был показан на экранах мира в рамках проекта “Метрополитен-опера в кино”. После одобрения со стороны исполнительного директора театра Ника Старра эта идея стала постепенно воплощаться в жизнь.

Одно дело – играть в обычном зале, и совсем другое — понимать, что тебя в этот момент видят на всех континентах сотни тысяч людей. Как себя чувствуют актеры во время съемки? И меняется ли что-то в спектакле, когда его снимают для кино?

Наш подход состоит в том, что актеры ничего не должны делать специально на камеру. Все должно быть точно так же, как в обычный день. На съемке работают одновременно до шести камер, но мы отключаем свет, и актеры не знают, какая камера работает. Мы стараемся донести до зрителя мельчайшие детали постановки. Зритель должен почувствовать, что он не в кино, а в театре. В этом большая разница. Конечно, кое-что приходится изменять. Для съемки в HD мы делаем актерам немного другой, более яркий грим. У актеров есть маленькие микрофоны — это то, что обычно не используется в спектакле. Когда мы записываем спектакль, мы немного меняем свет. Это помогает зрителям во всем мире понять, что происходит на сцене.

Заядлые театралы говорят, что спектакль нужно смотреть в театре, что живое присутствие в театральном зале несравнимо со зрительным залом в кино. Что бы вы ответили этим людям?

Без сомнения, эта точка зрения имеет право на существование. Никто не говорит, что поход на спектакль в кинотеатр заменит обычный театр. Наоборот, возможно, после похода в кино на наши спектакли люди заинтересуются репертуаром местного театра, и, может быть, впервые придут в него. А для людей, посещающих театры часто, наши показы интересны прежде всего открытием новой драматургии. Национальный театр только помогает местным театрам расширить свою аудиторию. Когда мы начинали, скептиков было значительно больше. Наш успех доказал живучесть этого проекта.

Как вы представляете вашу аудиторию?

Она различна в зависимости от каждого спектакля. Кто-то приходит на пьесу Шекспира, кто-то выбирает современную постановку. Отличительная черта нашего театра — высочайший уровень актеров. Даже если пьеса неизвестна широкому зрителю, его привлекут актерские имена и он пойдет на спектакль в ожидании открытий.

После окончания интервью пресс-секретарь Национального театра Мэри Паркер устроила мне небольшую экскурсию по зданию. На главной сцене Olivier theatre шли репетиции нового спектакля, но на несколько мгновений Мэри разрешила мне заглянуть в легендарный зал.

Национальный театр — театр репертуарный, спектакли идут довольно долго. Регулярно проводятся экскурсии за кулисы. За два часа любителям театра предоставляется уникальная возможность увидеть костюмы, в которых блистали лучшие актеры британской сцены. В программе — посещение монтажной комнаты и комнаты париков.

Сегодня в показах спектаклей серии National Theatre Live участвуют более двух с половиной тысяч кинотеатров в семидесяти странах мира, и их количество постоянно увеличивается. После пятнадцати лет успешных показов можно уверенно говорить о том, что британский драматический театр завоевал мир. Завоевал совершенно заслуженно!

Информация о спектаклях Национального театра и адреса участвующих в показах кинотеатров — на сайте www.nationaltheatre.org.uk.

Приятного просмотра!