Кинообозрение

My French Film Festival 2024

My French Film Festival 2024. XIV онлайн-фестиваль франкоязычного кино

С 19 января по 19 февраля 2024 года любители кино во всем мире приглашаются на XIV My French Film Festival 2024 — первый онлайн-фестиваль, полностью посвященный франкоязычному кино. На сайте MyFrenchFilmFestival.com и на более чем восьмидесяти (это рекорд!) платформах можно посмотреть двадцать шесть фильмов (полнометражных и короткометражных) с субтитрами на одиннадцати языках (английский, украинский, русский, немецкий, арабский, испанский, французский, итальянский, японский, китайский, португальский). Картины разделены на восемь тематических программ: “All Eyes on Docs!”, “Families in Motion”, “Heartbeats”, “Mad World”, “Smells Like Teen Spirit”, “Tales of the Night”, “Women Supporting Women”, “Enjoy the Silence”. Вот названия конкурсных полнометражных фильмов:

  • Бегство” (“Stampede”, Франция, 2022) Жоэль Дежарден Пакет (роуд-муви);
  • Выпивохи” (“Super Drunk”, Франция, 2022) Бастьена Мийо (комедия);
  • Зверь в чаще” (“The Beast in the Jungle”, Франция, 2022) Патрика Шиа (вольная экранизация романа Генри Джеймса);
  • Зеленый аромат” (“The Green Perfume”, Франция, 2022) Николя Паризера (шпионская комедия);
  • Собакам и итальянцам вход воспрещен” (“No Dogs or Italians Allowed”, Франция, 2021) Алана Угетто (детская анимация);
  • Фифи” (английское название фильма другое — “Spare Keys”, Франция, 2022) Жанны Аслан и Поля Сентильяна (комедийная драма);
  • Цепной пес” (“Junkyard Dog”, Франция, 2022) Жан-Баптиста Дюрана (драма).

Все короткометражные фильмы предоставлены для просмотра бесплатно. Что касается полнометражных картин, то для США просмотр платный. Просмотр одного фильма — €1.99, абонемент на просмотр всех фильмов — €7.99. Каждый зритель может не только посмотреть картину, но и выставить ей оценку, а также оставить комментарий на сайте. По итогам фестиваля присуждаются три награды: Гран-при жюри (€15,000), премия международной прессы (жюри состоит из журналистов крупнейших иностранных ежедневных изданий из разных стран мира) и премия зрительских симпатий (пользователи интернета во всем мире могут голосовать за понравившиеся фильмы на сайте фестиваля). Подробности — на сайте www.myfrenchfilmfestival.com.

Film Center exclusive. От Тарковского до Гальвеса Хаберле

От франкоязычного кино — к фильмам, которые в Чикаго можно посмотреть только в Киноцентре имени Джина Сискеля (Film Center exclusive). Среди них — новинки и отреставрированная классика.

С 12 января. “Ностальгия” (“Nostalghia”, Италия-СССР, 1983, 125 мин., на итальянском и русском языках с английскими субтитрами). Режиссер — Андрей Тарковский. В ролях: Эрланд Юзефсон, Олег Янковский, Домициана Джордано. Пронзительная драма о кризисе художника создана Андреем Тарковским за три года до смерти. Сценарий написан им совместно с Тонино Гуэрра. Картина снималась в Италии, где Тарковский собирался прожить какое-то время. В Россию он так и не вернулся. В книге “7 с 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского” киновед Майя Туровская пишет о “Ностальгии” так: “Неуют реального гостиничного номера послужил лишь толчком для воображения, для реализации того “пейзажа души”, который — как и всегда у Тарковского — преображал внешнюю действительность по своему образу и подобию. Комната была “переодета” для съемок: вместо безличного светлого дерева, которым без претензий был обставлен средней руки номер, появилась оштукатуренная стена в потеках, железная спинка кровати, импортированная прямо из “Сталкера”, и проем двери в ванную с круглым зеркалом и характерным венским стулом”.

Награды: Приз за режиссуру, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри XXXVI Каннского МКФ (1983 год). Картина демонстрируется в отреставрированной версии.

С 12 января. “Оккупированный город” (“Occupied City”, Великобритания, Нидерланды, США, 2023, 262 мин.). Режиссер — Стив Маккуин. Документальный фильм об Амстердаме времен нацистской оккупации основан на книге Бьянки Стигтер “Атлас оккупированного города (Амстердам, 1940–1945)”. В Нидерландах был один из самых высоких по Европе показателей гибели евреев, при этом в картине нет ни одного кадра из архивных материалов. Камера следует за людьми в их домах, а голос за кадром бесстрастно рассказывает об ужасах, которые происходили в городе во время Второй мировой войны. Британский режиссер Стив Маккуин живет в Амстердаме и интересуется историей этого города. За три года во время пандемии он снял тридцать шесть часов кадров. Изображения заколоченных магазинов, объявление комендантского часа и протесты служат для него фоном для повествования о Второй мировой войне. Разрыв между прошлым и настоящим преднамерен. В интервью изданию IndieWire режиссер сказал: “Несмотря на то, что этот фильм о прошлом, он в высшей степени о настоящем. Мы никогда не извлекаем уроков из прошлого”.

Творчество Стива Маккуина нам хорошо известно. На 44-м Чикагском МКФ в 2008 году его дебютная картина “Голод” (“Hunger”) получила главный приз “Золотой Хьюго”. На 52-м Чикагском МКФ в 2016 году состоялся фестиваль фильмов Маккуина, на котором была показана его оскароносная картина “Двенадцать лет рабства” (“12 Years a Slave”, 2012). На 54-м МКФ в 2018 году был показан фильм Маккуина “Вдовы” (“Widows”) с Элизабет Дебики, Виолой Дэвис, Мишель Родригес, Синтией Эриво.

Один из последних проектов Маккуина — сериал “Голос перемен” (“Small Axe”, США, 2020) для платформы Amazon Prime Video. Каждый эпизод сериала рассказывает о судьбах обычных людей, живущих в Великобритании. Съемки сериала проходили в Чикаго. (В заметке о фильме использованы материалы сайта lechaim.ru.)

С 19 января. “Поселенцы” (“The Settlers”, Чили-Аргентина-Франция-Дания-Великобритания-Тайвань-Швеция-Германия, 2023, 97 мин., на английском и испанском языках с английскими субтитрами). Режиссер — Фелипе Гальвес Хаберле. В ролях: Сэм Спруэлл, Марк Стэнли, Мариано Льинас.

Чили, 1901 год. Трое всадников — невменяемый британский солдат, американский ковбой и чилийский крестьянин — наняты для работы могущественным и бессердечным хозяином, прототипом которого является испанский землевладелец и колонизатор Хосе Менендес (1846-1918). Его цель — очистить Патагонию от коренного населения… Полнометражный дебют Фелипе Гальвеса Хаберле представляет собой трагический рассказ о преступлениях европейских колонистов против аборигенов, резкое обвинение колониализму и человеческой жадности. Фильм жестокий, в нем есть сцены насилия. Картина номинировалась от Чили на премию “Оскар” в категории “Лучший иностранный фильм”. Награда: премия ФИПРЕССИ 76-го Каннского МКФ (2023 год).

С 19 января. “Последние дела” (“Last Things”, США-Португалия-Франция, 2023, 50 мин., на английском и французском языках с английскими субтитрами). Режиссер — Дебора Стрейтман. Фильм исследует процесс человеческой эволюции с точки зрения горных пород и минералов, которые появились до возникновения человечества и, конечно, переживут его. Картина демонстрировалась на МКФ в Санденсе и Берлине (оба — 2023 год). Подробности — на сайте www.siskelfilmcenter.org.

Приятного просмотра!