Кинообозрение

Кадр из фильма “Убойный монтаж”
Кадр из фильма “Убойный монтаж”

Kino Lorber: релизы сентября

Компания Kino Lorber представляет новые фильмы на DVD и в форматах Blu-ray, VOD. Самой яркой картиной сентября мне представляется “Убойный монтаж” (“Final Cut”, Франция-США-Великобритания-Япония, 2022). Режиссер — Мишель Хазанавичус. В ролях: Ромен Дюрис, Беренис Бежо, Грегори Гадебуа, Финнегэн Олдфилд, Матильда Анна Ингрид Лутс. Комедия, ужастик, ремейк хоррора про зомби, фильм в фильме и фильм о том, как снимать фильм — трудно назвать всего один жанр буйного киноэксперимента, предложенного знаменитым французским режиссером Мишелем Хазанавичусом, автором культового оскароносного “Артиста” (“The Artist”, 2011). Кинокритик Тимур Алиев пишет о картине так: “Несмотря на то, что лента Хазанавичуса — прежде всего попытка поиронизировать над коллегами по индустрии, “Убойный монтаж” — максимально простое зрительское кино, призванное увлечь даже тех, кто не имеет профессионального отношения к кинематографу. Своей картиной Хазанавичус как бы сообщает нам: “Каждый может взять в руки камеру и начать снимать”. При этом, возможно, самим профессионалам при просмотре фильма будет не до смеха: то, что для героев внутри кадра форс-мажорные обстоятельства, для них — тяжелый повседневный труд. Главное оружие французского постановщика — фарс и абсурдистские приемы. Автор умышленно погружает своих героев во все более глубокие круги производственного ада. Как только в кадре все идет относительно нормально, происходит очередная неприятность, которая вновь нарушает едва налаженный процесс съемок. По сути “Убойный монтаж” — в буквальном смысле “копия, снятая с копии копии”, фильм, высмеивающий любительский подход. Этот же подход при этом в конце концов чудесным образом приводит к триумфу режиссера-победителя”. Премьера фильма состоялась 17 мая 2022 года на открытии 75-го Каннского МКФ. Подробности — на сайте kinolorber.com.

Летний международный кинофестиваль
(Cinema Chicago Free Summer Screenings)

Продолжается ежегодный бесплатный Летний международный кинофестиваль (Cinema Chicago Free Summer Screenings). Фильм следующей недели — “Шабу” (“Shabu”, Нидерланды, 2021, 75 мин., на голландском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Шамира Рафаэла. Документальная картина о четырнадцатилетнем Шабу, который разбил бабушкину машину и теперь за лето должен как-то заработать деньги на ремонт. У него появляется гениальная идея — устроить музыкальную вечеринку с музыкой и танцами. Учитывая, что сам он прекрасно играет на барабанах, план не выглядит нереальным… Съемки картины проходили в районе Роттердама De Peperklip. 13 сентября, 6.30 pm. Чикагский культурный центр (78 E Washington St, Chicago, IL 60602). Билеты бесплатные. Рекомендуется предварительная регистрация. Билеты доступны за шестнадцать дней до сеанса. Программа и билеты — на сайте www.chicagofilmfestival.com/summer-screenings/.

Центр кино имени Джина Сискеля: “Ousmane Sembène Centennial”
(164 N State St, Chicago, IL 60601)

С 16 по 21 сентября Центр кино представляет программу, посвященную столетию со дня рождения выдающегося режиссера, сценариста, писателя Усмана Сембена (1923-2007). Он родился в Сенегале — стране “крокодилов, пальм, баобабов и жены французского посла”. Первая полнометражная картина Сембена “Чернокожая из…” (“Black Girl”, Сенегал, 1966, 59 мин., на французском языке с английскими субтитрами) о черной девушке Диуане, ставшей служанкой во французской семье богатого предпринимателя, открыла европейскому зрителю африканское кино. Перед фильмом мы увидим первую короткометражную картину Усмана “Бором Сарет” (“Borom Sarret”, 1963, 20 мин.), сделанную после стажировки режиссера в Москве на студии имени Горького у маститых режиссеров Марка Донского и Сергея Герасимова, и короткометражку “Ниайе” (“Niaye”, 1964, 35 мин.). 16 сентября, 3.15 pm.

Уже с первых фильмов проявился интерес режиссера к внутреннему миру героя, умение достоверно воссоздать реалистическую атмосферу, выстроить занимательный, динамично развивающийся сюжет, расставить социальные акценты. Усман называл кино “вечерней школой черной Африки” и в своих фильмах решал не только художественные, но и просветительские задачи, приглашая зрителя задуматься над сложными проблемами бытия. Фильмы Усмана очень любили в СССР, потому что он всегда боролся с богатыми и был на стороне бедных — эдакий социалистический реализм с сенегальским лицом. Но, надо отдать ему должное, делал кино Усман талантливо. Его картины с успехом представляли африканский континент на престижных европейских и не только фестивалях… В 2004 году Усман был гостем юбилейного, 40-го Чикагского МКФ, на котором он получил Почетный приз за выдающиеся достижения в развитии киноискусства и представил картину “Защита” (“Moolaade”, 2004) о нелепости старых сенегальских обрядов проверки невинности девушек. Эта лента стала последней в жизни режиссера. Получить почетный приз на кинофестивале в Америке — об этом режиссер-коммунист и помыслить не мог. Однако это случилось, и Чикаго, по его словам, ему очень понравился…

Коротко — о других фильмах программы.

17 сентября, 1.00 pm. “Мандаби” (“Mandabi”, Сенегал-Франция, 1968, 91 мин., на языке волоф и французском языке с английскими субтитрами). Фильм начинается с почти комической истории о том, как безработный Дьенг пытается получить денежный перевод на двадцать пять тысяч франков от работающего в Париже племянника, а заканчивается горьким и страстным обличением общества, пострадавшего от колониализма и страдающего от коррупции. Второй фильм Сембена и первый в истории, сделанный на языке волоф — коренном языке жителей Западной Африки. Награда: Специальный приз жюри на XXIII Венецианском МКФ (1968 год).

18 сентября, 6.00 pm. “Эмитай” (“Emitaï”, 1971, Сенегал-Франция, 91 мин., на языке волоф и французском языке с английскими субтитрами). Трагическая история угнетения французскими солдатами сельских жителей Сенегала во время Второй мировой войны. Режиссер показывает жестокость колонизаторов и сопротивление народа. Награда: Премия на XXI Берлинском МКФ (1971 год).

19 сентября, 6.00 pm. “Ксала” (“Xala”, 1975, Сенегал, 123 мин., на языке волоф и французском языке с английскими субтитрами). Притча о том, как чиновник в ночь третьей свадьбы стал импотентом. Он подозревает бывшую жену, якобы наложившую на него бессилие (ксалу) из-за того, что пытался служить Франции, предавая родину… Награда: Специальный приз жюри на XIX МКФ в Карловых Варах (1975 год).

20 сентября, 8.30 pm. “Седдо” (“Ceddo”, 1977, Сенегал-Франция, 117 мин., на языке волоф, английском и арабском языках с английскими субтитрами). В Сенегале члены организации “Седдо” похищают принцессу Диор Ясин. Так они протестуют против ее отца-короля, выступившего в поддержку некой исламской группировки, которая планирует обратить весь клан в свою веру. Попытки вернуть принцессу терпят неудачу, и начинается война с мусульманами-фундаменталистами, в числе которых оказались христианские миссионеры. После премьеры фильм был запрещен в Сенегале.

21 сентября, 6.00 pm. “Гюльвар” (“Guelwaar”, 1992, Сенегал-Франция-Германия-США, 114 мин., на языке волоф и французском языке с английскими субтитрами). История о взаимоотношениях католической и мусульманской частями Сенегала. Награда: Золотая медаль президента сената на 49-м Венецианском МКФ (1992 год).
Все фильмы программы идут в цифровой отреставрированной версии (4K Digital restoration).

Подробности — на сайте www.siskelfilmcenter.org/sembene.