Приятный сюрприз для любителей оперы — две программы “Города, которые поют” с участием звезды мировой оперной сцены Рене Флеминг: “Renée Fleming’s Cities that Sing: Paris” и “Renée Fleming’s Cities that Sing: Venice”. Певица наслаждается красотами Парижа и Венеции, показывает нам достопримечательности этих городов, встречается с людьми и, конечно, поет.
Примадонна мировой оперной сцены, четырехкратный лауреат премии “Грэмми”, очаровательная Рене Флеминг — героиня сегодняшнего выпуска Кинообозрения. Неотразимое обаяние и богатый тембр голоса, стилистическое разнообразие и элегантность исполнительской манеры — все это позволяет певице одинаково свободно исполнять разную музыку. Долгие годы она пела ведущие сопрановые партии в классическом оперном репертуаре. Пришло время, и она стала чаще появляться в современных операх, участвовать в мюзиклах и даже джазовых вечерах.
Рене Флеминг родилась в городке Индиана (штат Пенсильвания), но вскоре переехала с родителями в Рочестер. В своей книге “Внутренний голос” она пишет: “Как получилось, что девочка из маленького городка под Нью-Йорком представляет свою страну на крупнейших международных музыкальных фестивалях?. Ответ обезоруживающе прост: все произошло благодаря двум маленьким хрящикам в моем горле. Эти голосовые связки — тонкие, таинственные и непредсказуемые — кидали меня в самые невероятные места планеты. Я ночевала в Белом доме, потому что разговоры о музыке c Клинтоном и Блэром затянулись до двух часов ночи; я пела для Вацлава Гавела и четыре часа провела рядом с ним, пока он рассказывал о своей жизни; я пела на траурной церемонии у развалин башен-близнецов всего через несколько месяцев после 11 сентября, когда тысячи людей стояли плечом к плечу, став единым воплощением скорби… Мой голос приводил меня на самые престижные театральные подмостки мира, и я могу сказать, что моя карьера сложилась удачно”.
Родители Рене Флеминг были учителями пения, поэтому у нее просто не было другого выбора, кроме как стать певицей. Во время учебы в Нью-Йоркском университете Флеминг выступала в составе джазового трио в одном из баров города. Там ее увидел известный саксофонист Джэкет “Иллинойс”. Он был так восхищен пением Флеминг, что сразу предложил певице стать солисткой его биг-бэнда. Но Флеминг не хотела ограничиваться только джазом. Она получила академическое музыкальное образование в Джульярдской музыкальной школе (1983-1987 годы). В 1984 году певица провела, по ее словам, “феноменальный” год в Германии на стажировке у Арлин Оже. Певица брала уроки вокала у выдающейся оперной певицы Элизабет Шварцкопф. Оперный дебют Флеминг состоялся в 1986 году на Зальцбургском музыкальном фестивале в партии Констанцы в опере В.А.Моцарта “Похищение из Сераля”. В 1988 году она победила на прослушивании в Метрополитен-опере и на Международном конкурсе вокалистов в Бельгии. Так началась ее блистательная международная карьера.
Особые отношения связывают Рене Флеминг с Лирик-оперой. Певица дебютировала в Чикаго в сезоне 1993-1994 годов с партией Сюзанны в одноименной опере К.Флойда. После этого были еще девять главных партий: Маргарита в “Фаусте” Ш.Гуно (сезон 1995-96 годов), Розина в “Свадьбе Фигаро” В.А.Моцарта (сезон 1997-98 годов), Альчина в одноименной опере Г.Ф.Генделя (сезон 1999-2000 годов), Дездемона в “Отелло” Дж.Верди (сезон 2001-02 годов), Таис в одноименной опере Ж.Массне (премьера Лирик-оперы, сезон 2002-2003 годов), Виолетта в “Травиате” Дж.Верди (сезон 2007-08 годов), Бланш Дюбуа в опере А.Превина “Трамвай Желание” (сезон 2012-13 годов, эта партия была специально написана для Флеминг, и она стала первой исполнительницей), Графиня в “Каприччио” Р.Штрауса (сезон 2014-15 годов), Ганна Главари в “Веселой вдове” Ф.Легара (сезон 2015-16 годов).
Флеминг участвовала в концертах звезд Лирик-оперы в парке “Миллениум” в 2001 и 2011 годах, в специальных гала-концертах, посвященных пятидесятилетию (30 октября 2004 года) и шестидесятилетию (1 октября 2014 года) Лирик-оперы, солировала в концерте Оркестра Лирик-оперы (12 декабря 2010 года), выступала в дуэтах с Дмитрием Хворостовским (7 января 2012 года), Сьюзен Грэм (24 января 2013 года) и Йонасом Кауфманом (19 марта 2014 года). 23 марта 2019 года в Лирик-опере прошло чествование Рене Флеминг (Renée Fleming 25th Anniversary Concert & Gala), посвященное двадцатипятилетию со дня ее дебюта на главной оперной сцене Чикаго.
В декабре 2019 она выступила в Лирик-опере в главной партии в мюзикле композитора Адама Геттеля и поэта Крейга Лукаса “Свет на площади”. Наконец, 8 октября 2022 года в Лирик-опере состоялся музыкальный вечер “Яркость света” (“The Brightness of Light”), на котором была представлена североамериканская премьера давшего название концерту песенного цикла лауреата Пулитцеровской премии Кевина Патса. Партнером Рене Флеминг стал баритон Род Гилфри. С декабря 2010 года Флеминг состояла в руководстве Лирик-оперы, занимая посты вице-президента Совета директоров и консультанта по творческим вопросам (Creative Consultant). В настоящее время певица является советником по специальным проектам театра (Special Projects Advisor). В новом качестве любимица зрителей играет активную роль в репертуарной политике Лирик-оперы. Она курировала прошедшую в декабре 2015 года с огромным успехом мировую премьеру оперы Дж.Лопеса “Бельканто”, стала инициатором расширения сотрудничества оперного театра с другими культурными организациями Чикаго, в том числе — с Театром музыки и танца “Харрис”. В этом театре мы видели Рене Флеминг 14 декабря 2015 года в камерном концерте “Higher: Renée Fleming and Patricia Barber Perform the Music of Patricia Barber”. Дуэт прославленной оперной дивы и замечательной джазовой пианистки и композитора Патрисии Барбер стал одним из самых захватывающих музыкальных событий последнего десятилетия.
Рене Флеминг убеждена: “Я выступала на ведущих сценах мира и хотела бы перенести часть моего опыта на киноэкраны. Участие таких организаций, как IMAX и Fathom Events, позволяет увидеть фильмы максимально возможной аудитории. Опера не просто так называется “grand opera”: она больше, чем жизнь, она аккумулирует все виды искусства — музыку, пение, драму, поэзию — в одну большую форму, которая в своем лучшем виде отражена на большом экране”. Насчет того, что “опера больше, чем жизнь”, Рене Флеминг, я думаю, поторопилась, а вот про “одну большую форму” — это в самую точку. О “Gesamtkunstwerk” (объединенное или единое произведение искусства) говорил еще Рихард Вагнер, и с тех пор ничего не изменилось.
Программы “Города, которые поют” — не первый подобный опыт Рене Флеминг. В июле 2012 года в Санкт-Петербурге прошли съемки совместного американо-российского музыкального фильма с участием самой известной певицы из США и Дмитрия Хворостовского.
В Париже и Венеции у Рене Флеминг прекрасные партнеры. В Париже — тенор Петр Бечала, сопрано Аксель Фанио, баритон Александр Духамел и Оркестр Франш-Конте имени Виктора Гюго (Orchestre Victor Hugo Franche-Comte) под управлением Жана-Франсуа Вердье и легендарный Théâtre du Châtelet; в Венеции — городе, где родилась опера, — тенор Франческо Мели, баритон Маттиа Оливьери, меццо-сопрано Паола Гардина и один из старейших оперных театров мира Teatro La Fenice. Нас ждут арии и музыкальные фрагменты из опер Дж.Верди, Дж.Россини, Дж.Пуччини. О влиянии французской культуры Рене Флеминг обсуждает с известным кутюрье Алекси Мабием и канадским оперным режиссером Робертом Карсеном, о красотах и еде Венеции — с художественным руководителем Teatro La Fenice Фортунато Ортомбиной и дирижером Риккардо Фрицца.
Музыкальная прогулка по Парижу “Renée Fleming’s Cities that Sing: Paris” состоится 26 августа, знакомство с Венецией “Renée Fleming’s Cities that Sing: Venice” запланировано на 16 сентября. В США в показах участвуют более четырехсот пятидесяти кинотеатров. Их адреса и билеты — на сайте www.imax.com/reneefleming. Приятного просмотра!