Кинообозрение

Кадр из фильма “Xлeб и coль”
Кадр из фильма “Xлeб и coль”

XXVI фестиваль фильмов стран-членов ЕС. Часть III

В марте в Центре кино имени Джина Сискеля проходит крупнейший в Северной Америке XXVI Кинофестиваль фильмов стран-членов Европейского Союза (The 26th Chicago European Union Film Festival). На фестивале представлены двадцать четыре фильма из двадцати трех стран-членов ЕС (плюс одна копродукция с Великобританией). Я разделил все фильмы на четыре части (по количеству недель), так что расскажу о каждом. Третья часть — фильмы третьей недели фестиваля. (Картины расположены не в алфавитном порядке, а последовательно по дням фестиваля.)

Xлeб и coль” (“Bread And Salt”, Польша, 2022, 100 мин., на польском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Дaмиaн Koкуp. В ролях: Тимотеуш Бис, Ячек Бис, Haдим Cулeймaн, Maлгopзaтa Пузиo, Бартош Олевински.

Перед отъездом в отпуск талантливый пианист, студент Варшавской консерватории Тимотеуш возвращается домой в маленький сельский городок, чтобы встретиться с братом и оставшимися там друзьями. Время в городке как будто остановилось. Тимотеуш ностальгирует, погружаясь в прошлое. Местом встречи друзей является новый шашлычный бар, которым управляют два арабских иммигранта. Тимотеуш подружился с одним из них, что вызывает раздражение окружающих. Напряжение нарастает, конфликт назревает… Награды: Специальный приз жюри и премия “Горизонты” на 79-м Венецианском МКФ (2022 год). Режиссерский дебют Дaмиaна Koкуpа. 16 и 24 марта, 6.00 pm.

Непорочная” (“Immaculate”, Румыния, 2022, 114 мин., на румынском языке с английскими субтитрами). Режиссеры — Моника Стан и Джордже Кипер. В ролях: Ана Думитраску, Василь Павел, Чезар Грумэзеску, Илона Брезояну.

Дарья (Ана Думитраску) — молодая героиновая наркоманка. Родители отправляют ее в суровый, мрачный реабилитационный центр, чтобы избавить от зависимости и излечить. Дарья встречает враждебное к себе отношение, но постепенно налаживает отношения с товарищами по несчастью… Награды: премия за лучший фильм-дебют и GdA Director’s Award на 79-м Венецианском МКФ (2022 год). Номинация от Румынии на премию “Оскар” в категории “Лучший международный фильм”. 17 марта, 8.15 pm; 20 марта, 6.15 pm.

Жертва” (“Victim”, Словакия-Чехия-Германия, 2022, 91 мин., на чешском, украинском и русском языках с английскими субтитрами). Режиссер — Михал Блашко. В ролях: Елизавета Швачко, Глеб Кучук, Алена Михулова, Игорь Хмела.

Украинская иммигрантка Ирина — мать-одиночка, проживающая в маленьком городке в Чехии. Когда ранили ее сына Игоря, весь город встал рядом с ней в знак солидарности, осуждая соседей-цыган, которые якобы несут ответственность за преступление. Но вскоре правда начинает всплывать наружу… Притча о том, как честные люди попадают в нечестные ситуации, заставляет вспомнить лучшие работы Асгара Фархади. Режиссерский дебют Михала Блашко. Номинация от Словакии на премию “Оскар” в категории “Лучший международный фильм”. 21 марта, 6.15 pm; 26 марта, 3.45 pm.

Рассказ о фильмах фестиваля я продолжу в будущих выпусках Кинообозрения. А сегодня — еще о двух программах Центра кино.

Центр кино: “Chicago Film Society: Technicolor Weekend!”

17-19 марта в Центре кино проходит “Technicolor Weekend”. Википедия объясняет значение слово “техниколор” так: “Техниколор — технология получения цветного кинематографического или фотографического изображения, изобретенная в 1917 году Гербертом Калмусом и Дэниэлом Комстоком. Процесс заключался в тонировании черно-белых диапозитивов в красный и зеленый цвета с их последующим склеиванием, что позволяло получить цветное изображение… В процессе своего совершенствования “техниколор” перешел от двухцветных технологий с двумя цветоделенными изображениями к трехцветной, обеспечивающей полноценную цветопередачу”. Последняя картина, снятая по трехпленочной системе, датирована 1955 годом. “Техниколор” включал перенос желтого, голубого и пурпурного красителей один за другим на основу пленки для создания окончательной копии для показа в кинотеатрах. Подобные копии с глубокими, насыщенными цветами практически невозможно воспроизвести с использованием новейших цифровых технологий, причем насыщенность цвета не меняется со временем. В программе — фильм Франка Ташлина “Артисты и модели” (“Artists and Models”, идет 19 марта в 5.30 pm). Выпущенный в 1955 году и напечатанный на бумаге “техниколор”, он имеет такой же насыщенный цвет, как и в день выпуска.

Копии в стиле “техниколор” прекратились в США примерно в 1974 году, а потом этот процесс ненадолго возродили. С 1996 по 2001 годы было выпущено несколько крупных картин, в том числе фильм Уоррена Битти “Булворт” (“Bulworth”, 1998, идет 17 марта в 8.30 pm). В эти же годы происходила активная реставрация классического кино, в том числе — новые версии картин “Апокалипсис сегодня” (“Apocalypse Now Redux”) Фрэнсиса Форда Копполы, “Унесенные ветром” (“Gone With The Wind”) Виктора Флеминга, “Смешная девчонка” (“Funny Girl”) Уильяма Уайлера. Кроме ленты Виктора Флеминга “Волшебник страны Оз” (“The Wizard Of Oz”, 1939, идет 18 марта в 6.00 pm), который демонстрируется в копии пятидесятых, все остальные фильмы являются оригинальными репродукциями. Предполагалось, что копии просуществуют только в течение первых тиражей, но вместо этого они пережили слияние и закрытие студий и остались живы. Фильмы программы позволяют нам увидеть, как выглядели пленки до цифровой цветокоррекции и других современных методов реставрации; они являются потрясающими примерами невероятно сложного процесса, который восхищал и продолжает восхищать миллионы людей.

Центр кино: “Scored by John Williams”

С 20 по 26 марта в Центре кино идет еще одна интересная программа — “Scored by John Williams”. По названию вы уже догадались, что речь идет о фильмах, музыку к которым сочинил выдающийся американский композитор Джон Уильямс. В программе — фильмы “Семейный заговор” (“Family Plot”, 1976) Альфреда Хичкока, “Близкие контакты третьей степени” (“Close Encounters of the Third Kind”, 1977) Стивена Спилберга, “Супермен” (“Superman: The Movie”, 1978) Ричарда Доннера, “Дракула” (“Dracula”, 1979) Джона Бэдхема. Программа подготовлена совместно с Чикагским симфоническим оркестром, который 24 марта будет исполнять музыку Джона Уильямса. Концерт-чествование легендарного маэстро называется “An Evening with John Williams”. За дирижерский пульт Чикагского симфонического оркестра встанет сам композитор. (Подробнее об этом концерте — в рубрике “Музыкальное обозрение”.)

Джон Уильямс
Джон Уильямс

Все фильмы сегодняшнего Кинообозрения пройдут в помещении Центра кино по адресу: 164 North State Street Chicago, IL 60601. Справки и заказ билетов — по телефону 312-846-2600 или на сайте www.siskelfilmcenter.org.

Приятного просмотра!