За три недели до 95-й церемонии премии “Оскар” взглянем еще раз на главных претендентов на победу. Картины приводятся в порядке количества номинаций.
“Все везде и сразу” (“Everything Everywhere All at Once”, США, 2022, 139 мин.). Режиссеры — Дэниель Шайнерт и Дэн Кван. В ролях: Мишель Йео, Ке Хай Кван, Джейми Ли Кертис, Стефани Сюй, Джеймс Хун, Тэлли Медел.
Я не являюсь горячим поклонником этой черной комедии, но признаю ее многочисленные достоинства: безумный сюжет, нагромождение визуальных спецэффектов и то удовольствие, которое получают синефилы, находя цитаты и параллели с другими картинами. Награды: две премии “Золотой глобус”, в том числе — Мишель Йео в номинации “Лучшая женская роль (комедия/мюзикл)”; премии Ассоциации кинокритиков Чикаго режиссерам, актеру второго плана (Ке Хай Кван), художнику, костюмеру, монтажеру и специалисту по визуальным эффектам. Одиннадцать номинаций на “Оскар” (последний раз такое количество было у “Джокера” (“Joker”, 2019) Тодда Филлипса) и большая вероятность победы в главной — за лучший фильм.
“Банши Инишерина” (“The Banshees of Inisherin”, Ирландия-Великобритания-США, 2022, 109 мин.). Режиссер — Мартин Макдона. В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Барри Кеоган, Керри Кондон.
Два друга, живущие на острове у побережья Ирландии, неожиданно перестают общаться. Патрик (Колин Фаррелл) пытается найти пути к примирению, но не может понять причину категоричности Колма (Брендан Глисон)… Сценарий фильма основан на новом, ирландском цикле пьес Макдоны. Присоединяюсь к мнению кинокритика Антона Долина: “Лучший фильм конкурса Венеции. Лучший фильм Макдоны. Фильм, которым запомнится этот год”. Для меня тоже “Банши…” — лучший фильм 2023 года. Награда: премии за лучшие мужскую роль (Колин Фаррелл) и сценарий на 79-м Венецианском МКФ; три премии “Золотой глобус”, в том числе — за лучшие фильм (комедия/мюзикл), актерскую работу в комедии или мюзикле (К.Фаррелл) и лучший сценарий (М.Макдона); лучшие фильм, мужская роль (К.Фаррелл), оригинальный сценарий (М.Макдона), женская роль второго плана (Керри Кондон) по версии Ассоциации кинокритиков Чикаго. Девять номинаций на “Оскар”. С уверенностью можно говорить только о сценарии. В остальных номинациях конкуренция сильная.
“На Западном фронте без перемен” (“All Quiet on the Western Front”, Германия, 2022, 147 мин.). Режиссер — Эдвард Бергер. В ролях: Даниэль Брюль, Альбрехт Шух, Себастьян Хюльк, Феликс Каммерер.
Новая экранизация романа Э.М.Ремарка оказалась на редкость актуальной сегодня, на фоне новой, развязанной Россией чудовищной войны. Страшный и честный фильм о том, что война делает с людьми. Девять номинаций на “Оскар”. Возможна победа в каждой.
“Блондинка” (“Blonde”, США, 2022, 166 мин.). Режиссер — Эндрю Доминик. В ролях: Ана де Армас, Эдриен Броуди, Бобби Каннавале, Джулианна Николсон.
Блондинка — это, конечно же, она, непревзойденная Мэрилин Монро. Это не байопик о жизни актрисы. Фильм основан на книге Джойс Кэрол Оутс, написанной на основе автобиографии Мэрилин Монро. Многие эпизоды представляют собой вымысел или художественную интерпретацию того или иного биографического эпизода. В главной роли — очаровательная американская актриса кубинского происхождения Ана де Армас. “Блондинка” — пока главная роль в фильмографии актрисы, роль мечты. Ана прекрасна в этой работе и достойна всех премий и наград, чего не скажешь о картине в целом. Она начинается весело и задорно, но постепенно теряет драйв. Вторая половина выглядит затянутой, искусственной. Такое впечатление, что режиссер потерял контроль над творческой группой и просто не знал, что делать дальше. Одним из продюсеров фильма выступил Брэд Питт. Восемь номинаций на “Оскар”. Главная надежда создателей на Ану.
“Элвис” (“Elvis”, США, 2022, 159 мин.). Режиссер — Баз Лурманн. В ролях: Остин Батлер, Том Хэнкс, Люк Брейси, Ричард Роксбург, Хелен Томпсон.
Байопик о жизни и творчестве Элвиса Пресли. Восемь номинаций на “Оскар”, из которых реально получить лишь одну — за лучшую мужскую роль (Остин Батлер).
“Фабельманы” (“The Fabelmans”, США, 2022, 151 мин.). Режиссер — Стивен Спилберг. В ролях: Мишель Уильямс, Пол Дано, Сет Роген, Гэбриел Лабелль.
Мэтр мирового кино Стивен Спилберг снял самый личный фильм. Это история его детства в Аризоне, влюбленности в кино, первых шагов на пути к собственному творчеству. Сценарий Спилберг написал совместно с драматургом Тони Кушнером — автором пьесы “Ангелы в Америке”. Награда: Приз зрительских симпатий на МКФ в Торонто, две главные премии “Золотой глобус”: за лучшие фильм-драму и режиссуру (С.Спилберг). Семь номинаций на “Оскар”.
“Тар” (“Tár”, США, 2022, 158 мин.). Режиссер — Тодд Филд. В ролях: Кейт Бланшетт, Ноэми Мерлан, Нина Хосс, Софи Кауэр, Марк Стронг, Адам Гопник.
Нечасто мы смотрим фильмы о дирижерах симфонических оркестров, а фильмов о дирижерах-женщинах не было никогда. Надо сказать, что первая попытка получилась не слишком убедительной. Лидия Тар (Кейт Бланшетт) — первая в истории женщина — главный дирижер Берлинского филармонического оркестра. Она открытая лесбиянка, ее жена — концертмейстер оркестра. Вместе они воспитывают приемную дочь. Тар — властная, решительная натура, она четко знает, чего хочет, и добивается этого. Добивается порой не самыми справедливыми способами… Главное достоинство картины — прекрасная актерская работа Бланшетт. Награда: премия за лучшую женскую роль (К.Бланшетт) на 79-м Венецианском МКФ. Шесть номинаций на “Оскар”, при этом с большой долей уверенности можно говорить только о лучшей женской роли. У Кейт есть реальная возможность получить третьего “Оскара” и войти в историю.
“Топ Ган: Мэверик” (“Top Gun: Maverick”, США, 2022, 131 мин.). Режиссер — Джозеф Косински. В ролях: Том Круз, Вэл Килмер, Дженнифер Коннели.
Продолжение фильма 1986 года “Лучший стрелок” (русский перевод фильма “Top Gun”) о приключениях лейтенанта Пита Митчелла (Том Круз) по кличке “Мэверик”. Шесть номинаций на “Оскар”.
Наиболее очевидным претендентом на премию “Оскар” в номинации “Лучшая мужская роль” я считаю Брендана Фрейзера (“Кит”, “The Whale”, режиссер — Д.Аронофски). Из недооцененных премией картин отмечу сатирический памфлет “Треугольник печали” (“Triangle of Sadness”) Рубена Эстлунда лишь с одной номинацией за лучшую режиссуру и “Достать ножи: стеклянная луковица” (“Glass Onion: A Knives Out Mystery”) Райана Джонсона только с номинацией за лучший адаптированный сценарий. Думаю, оба фильма заслуживают большего. В категории “Лучший документальный фильм” я болею за фильм “Навальный” (“Navalny”) Дэниэла Роэра, в номинации “Лучший анимационный фильм” — за “Пиноккио” (“Pinocchio”) Гильермо Дель Торо. Девяносто пятая церемония премии “Оскар” состоится 12 марта 2023 года.
С 1 по 31 марта в Центре кино имени Джина Сискеля пройдет крупнейший в Северной Америке XXVI Кинофестиваль фильмов стран-членов Европейского Союза (The 26th Chicago European Union Film Festival). Так что следующий месяц мы “проведем” в Европе. Будем смотреть европейское кино.
Приятного просмотра!