Лучшие фильмы 2022 года. Версия Chicago Film Critics Association
Ассоциация кинокритиков Чикаго объявила победителей 2022 года. Лучшим фильмом стала картина Мартина Макдона “Банши Инишерина” (“The Banshees of Inisherin”). Награды получили исполнитель главной мужской роли Колин Фаррелл, Макдона — но не за режиссуру, а за лучший оригинальный сценарий, и Керри Кондон за лучшую женскую роль второго плана. Премия за лучшую женскую роль ожидаемо досталась Кейт Бланшетт за фильм Тодда Филда “Тар” (“Tár”). Шесть призов получила черная комедия “Все везде и сразу” (“Everything Everywhere All At Once”). Награды достались режиссерам Дэниелу Шайнерту и Дэну Квану, лучшим актеру второго плана (Ке Хай Кван), художнику, костюмеру, монтажеру и специалисту по визуальным эффектам. Лучшей неанглоязычной лентой назван фильм Пак Чхан Ука “Решение уйти” (“Decision to Leave”), лучшей анимационной работой — “Пиноккио” (“Pinocchio”) Гильермо Дель Торо, лучшей документальной картиной — “Огонь любви” (“Fire of Love”) Сары Досы.
Центр кино имени Джина Сискеля: лучший фильм в истории кино
(164 North State Street Chicago, IL 60601)
На протяжении всего 2022 года в честь пятидесятилетия со дня образования Киноцентр показывал “сериал” “50/50 Series” — фильмы, сделанные с 1972 по 2022 годы. На каждый год — по одному фильму. “Вишенкой на торте” станет заключительная картина программы. “Жанна Дильман, набережная Коммерс, дом 23, 1080, Брюссель” (“Jeanne Dielman, 23 Quai Du Commerce, 1080 Bruxelles”, Бельгия, 1975, 201 мин., на французском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Шанталь Акерман. В ролях: Дельфин Сейриг, Жан Декор, Анри Сторк. Этот фильм должен был быть в числе любимых у Ларса фон Триера в пору его увлечения “Догмой”. Картина-наблюдение о жизни Жанны Дильман (Дельфин Сейриг) снята как бы скрытой камерой. Длинные планы, короткие диалоги, отсутствие действия… Вот Жанна готовит еду, вот она переходит из кухни в комнату, читает письмо, смотрит телевизор. Она живет с сыном-школьником, присматривает за детьми и… занимается проституцией на дому. Такая вот “обычная” женщина по имени Жанна… Некоммерческий проект бельгийского режиссера Шанталь Акерман в свое время получил хорошие отзывы от критиков, но не более. Каково же было удивление, когда на прошлой неделе журнал Sight and Sound Британского киноинститута признал этот фильм ЛУЧШИМ в истории кино. На их “пьедестале почета” также — “Головокружение” (“Vertigo”, США, 1958) Альфреда Хичкока (второе место) и “Гражданин Кейн” (“Citizen Kane”, США, 1941) Орсона Уэллса (третье место). Картина “Жанна Дильман…” идет 27 декабря в 6.15 pm.
The Facets Cinémathèque представляет…
(1517 West Fullerton Avenue, Chicago, IL 60614)
“Джанго” (“Django”, Италия-Испания, 1966, 92 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Серджо Корбуччи. В ролях: Франко Неро, Хосе Бодало, Лоредана Нушиак, Анхель Альварес, Эдуардо Фахардо.
Знаменитый итальянский “спагетти-вестерн”. Герой-одиночка (Франко Неро) возит за собой гроб, в котором спрятан пулемет, и мстит убийцам женщины. Спустя без малого полвека “великий и ужасный” Квентин Тарантино решил сделать “спагетти-вестерн” наоборот — фильм “Джанго освобожденный” (“Django Unchained”, США, 2012). С помощью своего наставника — охотника за головами по кличке “Дантист” (Кристоф Вальц) — беглый раб (Джейми Фокс) делает все возможное и невозможное, чтобы спасти жену от жестокого плантатора Миссисипи… 29 декабря.
“В компании волков” (“The Company of Wolves”, Великобритания, 1984, 95 мин.). Режиссер — Нил Джордан. В ролях: Сара Пэттерсон, Анджела Лэнсбери, Миша Бергезе, Дэвид Уорнер, Туссе Сильберг, Стивен Ри, Кэтрин Погсон.
Классический британский фильм ужасов о волках-оборотнях. 30 декабря.
Music Box Theatre: “Nobody’s Perfect: Billy Wilder Matinees”
(3733 North Southport Avenue, Chicago, IL 60613)
С 31 декабря до конца февраля в чикагской “Музыкальной шкатулке” показывают фильмы легендарного американского сценариста и режиссера Билли Уайлдера. Программа откроется в новогодние дни с блестящей комедией “Квартира” (“The Apartment”, США, 1960, 125 мин.). Режиссер — Билли Уайлдер. В ролях: Джек Леммон, Ширли Маклейн, Фред Макмюррэй, Рэй Уолстон. Скромный служащий Бакстер (Джек Леммон) придумывает необычный способ продвижения по служебной лестнице. Он одалживает ключи от своей квартиры начальникам, которые не прочь отдохнуть от жен и “погулять на стороне”. Начальники, конечно, с радостью принимают подарок. Однако, к несчастью для бедняги Бакстера, вскоре выясняется, что любовницей шефа является очаровательная лифтерша Фрэн (Ширли Маклейн), в которую влюблен наш герой. Именно с ней шеф проводит время в квартире Бакстера…
В этой картине одну из лучших ролей исполнил замечательный американский актер Джек Леммон. Многие эпизоды фильма с его участием остаются в памяти на всю жизнь. Разве можно забыть уморительно смешную сцену долгих телефонных переговоров, когда герой Леммона пытается составить расписание свиданий так, чтобы выделить себе хотя бы один вечер в собственной квартире?! Он по очереди звонит начальникам и ведет разговор примерно так: “Мистер Вендергоф? Это Бакстер. Я должен отказать вам на этот раз, мне нужна квартира самому. У меня ужасная простуда, я должен после работы лечь в постель. Нет, я не могу провести вечер в турецких банях, после них я схвачу воспаление легких и слягу на месяц. Перенести на среду? Среда уже занята, но я попробую… Мистер Эйкелбергер? Это Бакстер. Не могли бы вы перенести встречу на четверг? Только пятница? Пятница уже занята, но я попробую…” Или сцена, когда Бакстер после попытки Фрэн покончить с собой развлекает ее разговорами и между делом готовит спагетти. Ему надо слить воду, а подходящей посуды нет. Не растерявшись, герой Леммона берет теннисную ракетку и начинает умело ей орудовать, разыгрывая гениальный музыкально-пластический этюд без слов! Эта сцена заставляет вспомнить классический эпизод в “Золотой лихорадке” (“The Gold Rush”, 1925), когда герой Чаплина аппетитно разделывает на блюде ботинок. Подобно Чаплину, Леммон обладал необыкновенным обаянием; подобно Чаплину, Леммон мог сыграть все. Его уникальность состояла в том, что он пользовался элементами клоунады, оставаясь при этом совершенно реалистичным. Он никогда не играл злодеев. Его персонажи не были суперменами и героями, они не пробивали стены и не шли напролом. Леммон часто играл роли неудачников, но при этом это всегда были люди, имеющие свои моральные ценности и умеющие их отстоять. Так происходит и в фильме “Квартира”. В один прекрасный день Бакстер отказывается дать своему начальнику ключ, теряет место, на которое так долго надеялся, но получает в награду любовь Фрэн.
Актриса Ширли Маклейн получила приз за лучшую женскую роль на Венецианском МКФ в 1960 году, а сам фильм — пять премий “Оскар” в 1961 году: за лучшие картину, режиссуру (Билли Уайлдер), сценарий (Уайлдер совместно с И.Даймондом), работу художника и монтаж. Поразительно, но Джека Леммона в этом списке нет! Он не получил “Оскара” ни за “Квартиру”, ни за фильм “В джазе только девушки” (“Some Like It Hot”, 1959). За комедии “Оскары” дают неохотно — биография Леммона подтверждает это неписанное правило. Своего главного “Оскара” актер получил за драматическую роль Гарри Стонера в фильме Джона Авилдсена “Спасение тигра” (“Save the Tiger”, 1973). Правда, “Оскар” за лучшую второстепенную мужскую роль достался ему за роль Палвера в комедии Джона Форда и Мелвина Лероя “Мистер Робертс” (“Mister Roberts”, 1955). 31 декабря и 1 января 2023 года, 11.30 am.
Поздравляю вас, дорогие читатели, с наступающим Новым годом! Желаю вам удачи, здоровья и всего самого наилучшего! До встречи на этих страницах в 2023 году. Летопись кино продолжается…