58th Chicago International Film Festival. Часть I
С 12 по 23 октября в Чикаго в пятьдесят восьмой раз пройдет крупнейший на Среднем Западе и один из самых представительных в Северной Америке Международный кинофестиваль. Как и в прошлом году, он готовится в смешанном режиме: что-то покажут в кинотеатрах, что-то — в виртуальном формате. В следующих нескольких выпусках Кинообозрения я постараюсь рассказать о наиболее интересных фильмах. Сегодня — главные новости. 58-й Чикагский международный кинофестиваль откроется в Music Box Thatre документальным фильмом чикагского режиссера Стива Джеймса “A Compassionate Spy” (США). Картина рассказывает историю участия выпускника Чикагского университета Теодора Холла в так называемом “Манхэттенском проекте” и передачи важных военных секретов советской разведке.
Впервые на фестивале церемония открытия пройдет вместе с ChiFilmFest Opening Night Block Party прямо на Southport Avenue между улицами Grace and Waveland с 5 до 10 часов вечера 12 октября. Будет живая музыка, еда и возможность сфотографироваться с участниками фестиваля.
Центральным событием (в анонсе так и написано: “Festival Centerpiece”) обещает стать картина Райана Джонсона “Достать ножи: стеклянная луковица” (“Glass Onion: A Knives Out Mystery”, США) с Дэниелом Крэйгом, Эдвардом Нортоном, Жанель Моне, Лесли Одомом-младшим. Продолжение детективной нуар-драмы “Достать ножи” 2019 года. На этот раз детектив Бенуа Бланк отправляется в Грецию расследовать новое преступление. Исполнительница одной из главных ролей Кэтри Хан получит Специальный приз фестиваля за достижения в киноискусстве.
Как всегда, интересны программы “Специальные презентации” и “В центре внимания” с участием новинок главных сегодняшних киноинтеллектуалов. Вот лишь несколько имен и названий: “Потерянный король” (“The Lost King”, Великобритания) Стивена Фрирза — комедия о о писательнице (харизматичная Салли Хокинс), одержимой поиском захоронения короля Ричарда III; “Рэймонд и Рэй” (“Raymond And Ray”, США) Родриго Гарсия с Итаном Хоуком и Юэном Макгрегором — история взаимоотношений двух сводных братьев, встретившихся на похоронах отца (фильм сделан по заказу платформы Apple TV); “Мой полицейский” (“My Policeman”, Великобритания-США) Майкла Грандаджа с Гарри Стайлсом, Эммой Корин и Дэвидом Доусоном — трагическая история любви, случившаяся в Лондоне пятидесятых; “Империя света” (“Empire of Light”, Великобритания-США) Сэма Мендеса с Оливией Колман и Колином Фертом — красивая мелодрама, происшедшая на юге Великобритании в восьмидесятые годы. Мы увидим фильмы-победители недавних 75-го Каннского и 79-го Венецианского МКФ. Прямиком с Лазурного берега — семейная драма “Близко” (“Close”, Бельгия-Нидерланды-Франция) Лукаса Донта (Гран-при жюри) и детективная драма “Решение уйти” (“Decision to Leave”, Южная Корея) Пак Чхан Ука в жанре нео-нуар о таинственной смерти человека (Премия за лучшую режиссуру); с острова Лидо — лауреат Золотого льва святого Марка, документальная картина Лоры Пойтрас “Вся красота и кровопролитие” (“All the Beauty and the Bloodshed”, США) и “Банши Инишерина” (“The Banshees of Inisherin”, Ирландия) Мартину Макдоне с Колином Фарреллом и Брендан Глисон — драма о давних друзьях, внезапно ставших врагами (Премии за лучшие сценарий и мужскую роль, ее получил К.Фаррелл). Психологическую драму “Кит” (“The Whale”, США) с Бренданом Фрейзером представит на фестивале режиссер Даррен Аронофски. После показа фильма он ответит на вопросы зрителей.
Фильм закрытия фестиваля — драма Ноя Баумбаха “Белый шум” (“White Noise”, США) с Адамом Драйвером и Гретой Гервиг, лирическая история о попытке современной американской семьи справиться с проблемами повседневной жизни.
Подобно фестивалю прошлого года, география показов охватывает несколько мест. Сеансы пройдут в кинотеатрах AMC River East 21, Music Box Theatre, Центре кино имени Джина Сискеля, Чикагском историческом музее, а также в Austin Town Hall и Hamilton Park Cultural Center. Двадцать фильмов и девять короткометражных программ будут доступны на стриминговой платформе жителям Иллинойса, Висконсина и Индианы с полудня 13 октября до 11.59 pm 23 октября. Открыта продажа абонементов и одиночных билетов. Все новости о фестивале — на сайте www.chicagofilmfestival.com.
Центр кино имени Джина Сискеля: Пьер Паоло Пазолини
(164 North State Street, Chicago, IL 60601)
В Центре кино продолжается ретроспектива фильмов Пьера Паоло Пазолини “Поэзия, страсть, провокация”, приуроченная к столетию со дня рождения выдающегося итальянского режиссера. Коротко — о двух последних фильмах.
“Цветок тысячи и одной ночи” (английское название — “Arabian Nights”, Италия-Франция, 1974, 130 мин., на итальянском и арабском языках с английскими субтитрами). В ролях: Нинетто Даволи, Тесса Буше, Франко Читти, Франко Мерли, Инес Пелегрини, Маргарет Клементини, Франселиз Ноэль. Для заключительной части “Трилогии жизни” Пазолини обращается к памятнику средневековой литературы, сборнику арабских сказок “Книга тысячи и одной ночи”. Мрачная и волшебная трактовка режиссера сосредоточена на эротических рассказах, в основе которых лежит любовная связь между молодым человеком и рабыней. Награда: Гран-при XXVII Каннского МКФ (1974 год). 5 октября, 7.30 pm.
“Сало, или 120 дней Содома” (“Salo, or The 120 Days of Sodom”, Италия, 1975, 117 мин., на итальянском, французском и немецком языках с английскими субтитрами). В ролях: Паоло Боначелли, Джорджо Катальди, Альдо Валетти.
Один из самых скандальных фильмов в истории мирового кинематографа до сих пор вызывает много споров. В момент выхода картина была запрещена к показу в нескольких европейских государствах. Пазолини обвиняли в непристойности, так как в фильме много сцен извращенного насилия. Но это очень поверхностное суждение. Прообразом картины стал роман маркиза де Сада “120 дней Содома”, только все действие режиссер перенес из Франции XVIII века в местечко под названием Сало в Италии времен Второй мировой войны. Основные персонажи, как герои итальянской комедии, воплощают в себе черты целых социальных групп: Банкир, Граф, Архиепископ, Магистрат. При помощи солдат они привозят в замок группу юношей и девушек. По приказу Графа несчастных жертв раздевают и выстраивают в геометрическом порядке точно так же, как поступали со своими жертвами нацисты. Потом Граф оглашает солдатам-охранникам и похищенным подросткам правила поведения: любое религиозное действие, включая молитву, карается немедленной смертью; любые “несанкционированные” сексуальные действия также караются немедленной смертью. Все половые акты должны исполняться по указанию Графа и происходить под его наблюдением. В замке начинаются истязания, пытки, насилие. Сам Граф выступает в роли дирижера. Сама война в фильме остается как бы на заднем плане — где-то вдали слышны ее раскаты, как шум огромной загадочной машины. Постепенно Пазолини отходит от сюжетной линии романа и придает фильму собственную смысловую и художественную форму. Режиссер изобличает тиранию сильных мира сего и жестокость культуры, породившей монстров. Да и само общество, по мнению режиссера, достойно только осуждения. Ведь именно с его молчаливого согласия становятся возможны античеловеческие действия власти. Очень актуальный вывод на фоне непрекращающейся российской агрессии в Украине. 12 октября, 7.30 pm. Расписание и заказ билетов на все программы Центра — на сайте www.siskelfilmcenter.org.
Приятного просмотра!