Кинообозрение

Филипп Гласс
Филипп Гласс

Центр кино имени Джина Сискеля: “Scored by Glass”
(164 North State Street, Chicago, IL 60601)

В 2022 году музыкальный мир отмечает восьмидесятипятилетие американского композитора Филиппа Гласса. Он родился 31 января 1937 года. В честь этого события Чикагский симфонический оркестр впервые в своей истории исполнит сочинение композитора — Одиннадцатую симфонию (17-19 февраля, дирижер — Риккардо Мути). Гласс сочинил ее пять лет назад, к своему восьмидесятилетию. В Центре кино юбилей Гласса решили отметить ретроспективой фильмов с его музыкой “Scored by Glass”. В программе — четыре картины. Действие двух из них происходит в Чикаго.

11 и 12 февраля, 9.30 pm. “Кэндимэн” (“Candyman”, США, 1992, 99 мин.). Режиссер — Бернард Роуз. В ролях: Вирджиния Мэдсен, Каси Леммонс, Тони Тодд, Ксандер Беркли. Фильм ужасов в готическом стиле о маньяке, убивающем своих жертв в чикагском районе Кабрини-Грин. (Дело было в те времена, когда этот район был одним из самых криминальных в Чикаго.) За расследование берутся студентки Чикагского университета Хелен Лайл (Вирджиния Мэдсен) и Бернадетт Уэлш (Каси Леммонс)…

16 февраля, 8.00 pm. “Вы счастливы?” (перевод мой, оригинальное название — “Inquiring Nuns”, США, 1968, 60 мин.). Режиссеры — Джеральд Теманер и Гордон Куинн. Документальная лента о приключениях двух монахинь в Чикаго. Их интересует городская жизнь от обычного супермаркета до известного на весь мир Арт-института. По воскресеньям они подходят к той или иной церкви, встречают прихожан и задают им вопрос, который я вывел в название фильма: “Вы счастливы?”.. Картина, показанная на Чикагском МКФ в 1968 году, стала первой, в котором звучит музыка неизвестного тогда никому Гласса. Первый гонорар композитора составил сто долларов, а сам Гласс работал в то время таксистом в Нью-Йорке. Подробнее о жизни и творчестве Гласса я расскажу в Музыкальном обозрении в следующем выпуске нашей газеты.

19 февраля, 3.00 pm. “Koyaanisqatsi” (США, 1982, 86 мин., на английском языке и языке хопи с английскими субтитрами). Режиссер — Годфри Реджио. Название этой документальной картины с языка индейцев хопи переводится как “жизнь без равновесия”. В ленте нет слов — только природа и музыка Гласса. Картина показывает, как природа платит человечеству за безответственное к ней отношение.

20 февраля, 3.00 pm. “Гласс: портрет Филиппа в двенадцати частях” (“Glass: A Portrait of Philip In Twelve Parts”, США, 2007, 119 мин.). Режиссер — Скотт Хикс. Финальный “аккорд” ретроспективы — документальный фильм о неизвестных эпизодах из жизни композитора. Среди тех, кто рассказывает о Глассе, — Рави Шанкар и Мартин Скорсезе.

Центр кино имени Джина Сискеля: “Bad Romance”

С 1 по 27 февраля в Центре кино проходит необычная программа фильмов под общим названием Bad Romance. Аннотация интригует: “Одержимость, преданность, секс и безумие, любовный союз, заключенный на небесах или в аду. Отпразднуйте День святого Валентина с ядовитой любовью, бурными отношениями и болезненными страстями”. В программе — выдающиеся картины гениев мирового кино. За неимением места привожу лишь названия и даты показов.

10 февраля, 7.00 pm; 20 февраля, 5.00 pm. “Дикие сердцем” (“Wild at Heart”, США, 1990) Дэвида Линча с Николасом Кейджем, Лорой Дерн, Уиллемом Дефо;

11 и 18 февраля, 7.00 pm. “Империя чувств” (“In the Realm of the Senses”, Япония, 1976) Нагисы Осимы с Тацуей Фудзи и Эйко Мацудой;

12 февраля, 7.00 pm. “Газовый свет” (“Gaslight”, США, 1944) Джорджа Кьюкора с Ингрид Бергман и Джозефом Коттеном;

13 февраля, 5.00 pm; 22 февраля, 7.00 pm. “Счастливы вместе” (“Happy Together”, Гонконг, 1997) Вонг Карвая с Лесли Чуном и Тони Люном;

15 февраля, 7.00 pm. “Кто боится Вирджинии Вульф” (“Who’s Afraid of Virginia Woolf?”, США, 1966) Майка Николса с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном;

17 февраля, 7.00 pm. “Бог ей судья” (“Leave Her to Heaven”, 1945) Джона Стала с Джин Тирни и Корнелом Уайлдом;

19 февраля, 7.00 pm. “Роковое влечение” (“Fatal Attraction”, 1987) Эдриана Лайна с Гленн Клоуз и Майклом Дугласом;

26 февраля, 7.00 pm. “Этот смутный объект желания” (“That Obscure Object of Desire”, 1977) Луиса Бунюэля с Фернандо Реем и Кароль Буке;

27 февраля, 5.00 pm. “Новый лист” (“A New Leaf”, 1971) Элейн Мей с Уолтером Мэттау и Элейн Мей.

Центр кино имени Джина Сискеля: “50/50 Series”

В 2022 году Центр кино празднует пятидесятилетие со дня образования. Это событие Центр отмечает выпуском “сериала” длиной в год “50/50 Series”, в котором по понедельникам показывают фильмы, сделанные с 1972 по 2022 годы. На каждый год — по одному фильму. Картина следующей недели — “Забойщик овец” (Killer of Sheep”, США, 1978, 80 мин.). Режиссер — Чарльз Бернетт. В ролях: Генри Сандерс, Кейси Мур, Чарлз Брейси, Анджела Бернетт. Главный герой фильма Стэн работает на скотобойне в Лос-Анджелесе. Работу свою он ненавидит, но как иначе прокормить семью? Напряжение на работе сказывается на его семейной жизни, взаимоотношениях с друзьями… В большом интервью, опубликованном в журнале Сеанс, режиссер Чарльз Бернетт подробно рассказал о своем кинодебюте: “Голливуд неизменно изображал черные семьи как дисфункциональные: отца нет, все кругом ленивые. Но мои соседи работали на износ: плотниками, водопроводчиками, строителями. Я видел, как они этой работой загоняли себя в могилу. Они всегда следили, чтобы у семьи были средства к существованию. Они готовы были позвать тебя на ужин, даже если им особо нечем было поделиться. Старший всегда следил за тем, чтобы у детей была еда в тарелке. Эти внимательность и человечность я наблюдал всю свою жизнь. При этом за труд вы получали вдвое меньше, чем белый работник. Вас постоянно называли ленивым. Так было еще на плантациях. Вам нужно было вставать рано утром, и все, что вас ожидало, — работа. И все равно в конце дня вас называли ленивым! Как вообще нам удалось продержаться так долго? Невзирая на рабство и тюрьмы, ты все равно выживал. Люди терпят — вот в чем дело. Они ищут способ выбраться из своей ситуации, но главное — они терпят, пытаются выстоять. Мне хотелось показать людей, которыми я восхищаюсь и которых общество брало в оборот. Так я придумал историю о человеке, который довел себя работой до потери чувств, потери полового влечения — того, что делает нас людьми. Он продолжает держаться своих принципов, пытается быть достойным человеком. Такими были люди в моем районе, наши родители — они приносили себя в жертву ради детей. “Забойщик овец” рассказан с точки зрения ребенка: это отражено уже в низком расположении камеры. Дети из фильма становятся свидетелями попыток взрослых справиться с жизнью. В их повседневности есть мотив постоянной жестокой, опасной игры: они прыгают через крыши, шатаются возле рельсов, дерутся. Так тебя приучают выживать в джунглях. Учить ребенка боксу — это выживание здесь и сейчас, но в этом навыке нет ничего для будущего, для этого куда полезнее ходить в библиотеки. Мне случалось драться практически каждый день. Ты защищал брата, сестру, себя, кого-то еще. В итоге ты утрачивал чувствительность. Чтобы выжить, ты должен потерять невинность. Всем плохим вещам я научился от взрослых. Когда я вырос, понадобилось время, чтобы отучиться от этого”.

Награда: премия ФИПРЕССИ на XXVIII Берлинском МКФ (1978 год).

14 февраля, 6.00 pm.

Приятного просмотра!