Кинообозрение

Кадр из фильма “Американская ночь”
Кадр из фильма “Американская ночь”

Кино. Год 2022. Важные даты

В начале нового года я, как обычно, предлагаю вам, уважаемые читатели, заглянуть в будущее и взять на заметку эти важные для кино даты.

9 января. Отель Беверли-Хилтон, Лос-Анджелес, США. 79-я церемония награждения премии Голливудской ассоциации иностранной прессы “Золотой глобус” (The 79th Golden Globe Awards). Где будет транслироваться церемония, пока неизвестно. Наибольшее количество номинаций (семь) получили картины “Белфаст” (“Belfast”) и “Власть пса” (“The Power of the Dog”). Среди сериалов лидируют “Наследники” (“Succession”)–пять номинаций. Все подробности–на сайте www.goldenglobes.com.

10-20 февраля. 72-й Берлинский МКФ, Германия. Председатель жюри уже известен–режиссер М. Найт Шьямалан. Все подробности–на сайте www.berlinale.de/en/.

27 марта. Театр “Долби”, Лос-Анджелес, США. 94-я церемония вручения премии “Оскар” Академии кинематографических искусств и наук (Academy of Motion Picture Arts and Sciences). Номинанты будут объявлены 8 февраля. Церемония будет транслироваться в прямом эфире на канале ABC. Уже известны три обладателя почетных премий Академии: актеры Сэмюэль Л.Джексон, Лив Ульман, а также сценарист, режиссер и актриса Элейн Мэй. Какое-то время она жила и работала в Чикаго, выступала в дуэте с Майком Николсом “Николс и Мэй”. Все подробности–на сайте abc.com/shows/oscars.

Март. Центр кино имени Джина Сискеля, Чикаго, США. Двадцатый пятый фестиваль фильмов стран-членов Европейского союза. По традиции, весь март смотрим европейское кино. Все подробности–на сайте www.siskelfilmcenter.org.

17-28 мая. Канны, Лазурный берег, Франция. 75-й Каннский МКФ. Самый престижный и по-прежнему самый интересный кинофестиваль мира. Все подробности–на сайте www.festival-cannes.com/en/.

2-12 сентября. Остров Лидо, Венеция, Италия. 75-й Венецианский МКФ. Все подробности–на сайте www.labiennale.org/it.

Октябрь. Чикаго, США. 58-й Чикагский МКФ. Старейший фестиваль на Среднем Западе. Как и в прошлые годы, в Чикаго мы увидим “сливки” мирового кинематографа. Все подробности–на сайте www.chicagofilmfestival.com.

Декабрь. Рейкьявик, Исландия. 35-я церемония награждения премии Европейской киноакадемии. Все подробности–на сайте europeanfilmawards.eu/?p=1.

Центр кино имени Джина Сискеля: “50/50 Series”
(164 North State Street, Chicago, IL 60601)

В 2022 году Центр кино имени Джина Сискеля празднует пятидесятилетие со дня образования. Это событие Центр отмечает выпуском годичного “сериала” “50/50 Series”, в котором по понедельникам будут представлены фильмы, сделанные с 1972 по 2022 годы. На каждый год–по одному фильму. Они очень разные: картины, имеющие важное значение для истории Центра, фильмы, которые были культурными событиями в конкретный год, фавориты мейнстрима и арт-хаусного кино, ленты разных стран и континентов. Создатели программы приглашают нас, как написано в аннотации, “окунуться в историю кино”. С удовольствием последую их приглашению. Вот какие фильмы мы увидим в ближайшее время.

Американская ночь” (русское название–дословный перевод с французского, английское название немного другое – “Day for Night”, Франция-Италия, 1973, на английском, французском и итальянском языках с английскими субтитрами). Режиссер–Франсуа Трюффо. В ролях: Жаклин Биссет, Жан-Пьер Лео, Франсуа Трюффо, Жан-Пьер Омон, Валентина Кортезе.

Лента о том, как создается кино, стала тринадцатой в фильмографии Трюффо. (У Феллини “Восемь с половиной” стал девятой работой.) В названии обыгрывается прием, с помощью которого ночные сцены снимают при дневном свете. Затемнение достигается либо опусканием диафрагмы объектива, либо использованием фильтров. В английском языке французскому термину “la nuit américaine” соответствует “day for night”. Под этим названием картина вышла в американский прокат. Кинокритик Михаил Трофименков пишет о картине так: “На съемках фильма “Знакомьтесь: Памела” каждый несчастен по-своему. Режиссер Ферран (Трюффо) истерзан страхом, что премьер вдруг умрет, а тетка-администратор заходится в истерике от ненависти к кино, где “все со всеми на ты и все со всеми спят”. Трюффо оставался в душе неофитом, искренне изумленным тем, что, взявшись за фильм, его, в принципе, можно довести до конца. Глядя на кино и изнутри, и со стороны, он соединил несоединимое: “Когда б вы знали, из какого сора” и “Кино снимает смерть за работой”. Из сора разрастаются непроходимые джунгли проблем. Котенок не желает лакать, как предписано сценарием, молоко. Лилиан убегает с каскадером. Альфонс требует сто франков на шлюх. Жюли не понимает, в чьей постели проснулась. Северин напилась. Стейси беременна. Решить можно все проблемы, кроме смерти; впрочем, и смерть не проблема. Ферран слишком часто думал о непоправимом–накаркал. Но фильм не зря назван в честь приема, позволяющего снимать ночь средь бела дня. Чудо и ложь кино торжествуют, мертвец оживает на экране только для того, чтобы получить пулю в спину: лишь режиссер имеет право решать, когда умирать актерам. После премьеры все сходятся на том, что “Памела”–мелодраматическая чушь, не стоившая таких усилий. Но это лишь отчасти так, ведь “Американская ночь”, как всякое объяснение в любви стеснительного человека, только притворяется этой фантомной мелодрамой, как сам Трюффо притворился совсем не стеснительным всезнайкой Ферраном”. Франсуа Трюффо посвятил фильм сестрам-актрисам Лиллиан (1893-1993) и Дороти (1898-1968) Гиш. После выхода фильма в прокат друг и коллега Трюффо Жан-Люк Годар написал ему письмо, в котором резко раскритиковал то, как в фильме показан процесс съемок. Он обвинил Трюффо в уходе в мейнстримное кино. Трюффо вспылил и ответил Годару оскорбительным письмом. Считается, что эта ссора положила конец многолетней дружбе двух режиссеров. Годар впоследствии признался, что сожалел о письме. Награда: премия “Оскар” за лучший международный фильм (1974 год). 10 января, 6.00 pm.

Женщина не в себе” (“A Woman Under the Influence”, США, 1974, 147 мин., на английском и итальянском языках с английскими субтитрами). Режиссер–Джон Кассаветис. В ролях: Джина Роулендс, Питер Фальк, Фред Дрэйпер.

Задолго до шедевра Альмодовара–трагикомедии “Женщины на грани нервного срыва” (1988)–американский режиссер Джон Кассаветис снял историю о женщине по имени Мейбл (Джина Роулендс–супруга и муза режиссера). Она непредсказуема в своих поступках, устраивает скандалы, пьет, а нежный и добрый супруг пытается изо всех сил сохранить брак. По мнению кинокритика Валерия Кичина темой картины стала “закономерность освобождения женщины от семейного гнета и необходимость эмансипации. Это кино странное–как бы рваное и несовершенное, несущее все признаки импровизации (снималось практически без сценария и ручной камерой), но от этого ставшее еще более естественным и живым”. 17 января, 6.00 pm.

Приятного просмотра!