Кинообозрение

57th Chicago International Film Festival. Часть III

Кадр из фильма “Веди мою машину”
Кадр из фильма “Веди мою машину”

Продолжаю рассказ о фильмах главной конкурсной программы 57-го Чикагского МКФ (International Feature Competition). Картины приведены в алфавитном порядке.

Веди мою машину” (“Drive My Car”, Япония, 179 мин., на английском, немецком, индонезийском, японском, корейском, малайзийском языках с английскими субтитрами). Режиссер — Рюсуке Хамагути. В ролях: Хидетоши Нисидзима, Рейка Киришима, Токо Миура, Масаки Осада.

Успешный театральный актер и режиссер Юсуке Кафуку (Хидетоши Нисидзима) счастлив в браке со сценаристкой Ото (Рейка Киришима). Когда она неожиданно умирает, он остается один и впадает в глубокую депрессию. Через какое-то время Юсуке приглашают на театральный фестиваль в Хиросиму, где он должен показать новую версию “Дяди Вани” Чехова. Дни напряженных репетиций сменяются сценами поездки режиссера из Токио в Хиросиму и разговорами в машине с водителем Мисаки (Токо Миура) — еще одной одинокой душой с темным прошлым… Экранизация рассказа Харуки Мураками. Для сорокадвухлетнего японского режиссера Рюсуке Хамагути этот год сложился удачно. Две его новые работы получили призы на двух ведущих МКФ: “Случайность и догадка” (“Wheel of Fortune and Fantasy”) — Гран-при жюри Берлинского, “Веди мою машину” — премию за лучший сценарий Каннского. Фильм также стал победителем голосования жюри Каннского МКФ (Screen International). 16 октября, 7.00 pm; 23 октября, 1.00 pm, AMC River East, Screen 4. Виртуальный формат не предусмотрен.

Маленькая мама” (“Petite Maman”, Франция, 72 мин., на французском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Cелин Сьямма. В ролях: Джозефин Санз, Габриэль Санз, Нина Мерисс, Стефан Варупенн, Марго Абаскаль.

После смерти бабушки героиня картины — восьмилетняя Нелли (Жозефин Санз) — отправляется с родителями в дом, где прошло детство ее матери. Девочка бродит по окрестным лесам в поисках форта, построенного матерью в детстве. Там она встречает похожую на нее девочку. Они становятся друзьями, а потом оказывается, что Нелли встретила свою “маленькую маму”… В поэтической форме Cелин Сьямма воспевает мечты детства, исследуя неуловимые связи между родителями и детьми, прошлым и настоящим, фантазией и реальностью. Сьямма — единственный автор, представленный в конкурсной программе двумя фильмами. Она — соавтор сценария картины Жака Одиара “Париж, 13 округ” (“Paris, 13th District”, о ленте читайте в прошлом выпуске Кинообозрения).

15 октября, 8.45 pm; 20 октября, 5.30 pm, AMC River East, Screen 11. В виртуальном формате фильм доступен в течение семидесяти двух часов, начиная с 16 октября, 6.00 pm, в штатах Иллинойс, Индиана, Айова, Мичиган, Миннесота, Миссури, Висконсин.

Огненная ночь” (дословный перевод оригинального названия — “Noche de fuego”, английское название другое — “Prayers for the Stolen”, Мексика-Германия-Бразилия-Катар, 110 мин., на испанском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Татьяна Уэсо. В главных ролях: Норма Пабло и Майра Баталья.

В уединенном городке, расположенном в мексиканских горах, девочки носят мальчишеские стрижки и прячутся под землей. Анна и двое ее лучших друзей захватывают дома и наряжаются в женские наряды. В их собственной непроницаемой вселенной царят магия и радость. Однажды одна из девушек не успевает добраться до своего убежища… Награда: Специальное упоминание в секции “Особый взгляд” на 74-м Каннском МКФ (2021 год). 17 октября, 4.00 pm, AMC River East, Screen 11; 18 октября, 5.30 pm, AMC River East, Screen 7. Виртуальный формат не предусмотрен.

Что мы видим, когда смотрим на небо?” (“What Do We See When We Look At The Sky”, Грузия-Германия, 150 мин., на грузинском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Александр Коберидзе. В ролях: Георгий Аброладзе, Георгий Бохоришвили, Ирина Челидзе, Ани Карселадзе, Вахтанг Панчулидзе.

Действие фильма происходит в Кутаиси во время Чемпионата мира по футболу 2018 года. Парень-футболист Джорджи и девушка-фармацевт Лиза влюбляются друг в друга с первого взгляда и проводят ночь вместе. Утром они просыпаются и обнаруживают, что физически преобразились и стали неузнаваемыми. Во всем виноват дурной глаз. Вечером они договорились встретиться в кафе. Что же делать? Влюбленные не сдаются и пытаются найти друг друга… Совершенно оригинальная абсурдистская история, снятая с участием города Кутаиси и его жителей. Фильм из программы 71-го Берлинского МКФ (2021 год). 20 октября, 7.45 pm; 24 октября, 12.30 pm, AMC River East, Screen 7. Виртуальный формат не предусмотрен.

Худший человек на свете” (“The Worst Person in the World”, Норвегия-Франция-Швеция-Дания-США, 127 мин., на норвежском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Йоаким Триер. В ролях: Ренате Реинсве, Андерс Даниелсен Лье, Мария Грация ди Мео, Херберт Нордам, Силье Сторстейн.

В центре картины — история тридцатилетней Джулии (норвежская звезда Ренате Реинсве), решившей начать новый этап в жизни. Она расстается с другом-писателем, вступает в отношения с молодым художником и непрерывно рефлексирует… Пусть вас не обманет фамилия режиссера: Йоаким — однофамилец великого и ужасного Ларса фон Триера. Награда: Премия за лучшую женскую роль Ренате Реинсве на 74-м Каннском МКФ (2021 год).

16 октября, 5.45 pm; 21 октября, 7.45 pm, AMC River East, Screen 7. В виртуальном формате фильм доступен в течение семидесяти двух часов, начиная с 16 октября, 6.00 pm, в штатах Иллинойс, Индиана, Айова, Мичиган, Миннесота, Миссури, Висконсин.

Еще три североамериканские премьеры — “Амира” (“Amira”, Египет-Иордания-ОАЭ-Саудовская Аравия, 98 мин., на арабском языке и иврите с английскими субтитрами) Мохамеда Диаба, “Майшавел” (“Maixabel”, Испания, 115 мин., на испанском языке с английскими субтитрами) Исиара Болейна, “Никто не должен знать” (“Nobody Has To Know”, Франция-Бельгия-Великобритания, 99 мин., на английском и французском языках с английскими субтитрами) Були Леннерса.

В конкурсной программе Документального кино (International Documentary Competition) состоится североамериканская премьера фильма “Бабий Яр. Контекст” (“Babi Yar. Context”, Нидерланды-Украина, 121 мин., на немецком, русском и украинском языках с английскими субтитрами) Сергея Лозницы. Страшное кино о расстреле евреев в Бабьем Яру, в котором нет кадров расстрелов. Таких кадров просто не существует. Зато осталось огромное количество архивной хроники. В интервью изданию Кольта режиссер рассказал: “Основные источники — Российский государственный архив кинофотодокументов в Красногорске и Бундесархив. Я также использовал материалы из киевского Архива Пшеничного, из региональных немецких архивов — в частности, Штутгартского — и из частных немецких архивов. Фотографии Йоханнеса Хелле, снимавшего в Бабьем Яре на следующий день после расстрелов и в Лубнах прямо перед расстрелом, мы получили из Гамбургского института социальных исследований, в архиве которого хранятся эти пленки… Наша огромная удача — нам удалось найти в Красногорске полное выступление Дины Проничевой на Киевском процессе 1946 года — все восемь с половиной минут. До этого был известен лишь небольшой фрагмент этого выступления, который был использован в новостном киножурнале. Мы отреставрировали эти материалы, и в фильме есть отдельный эпизод — свидетельство Дины Проничевой”. (Артистка Киевского театра кукол Дина Проничева упала в овраг, притворившись убитой, а потом чудом спаслась.) Фильм заканчивается сценой, когда по решению Киевского горсовета в 1952 году овраг заливают пульпой (смесь воды и грунта из карьеров Петровских кирпичных заводов). Лозница говорит: “Какой финал, таково и высказывание. Я сделал фильм о забвении”. Добавлю, что в 1962 году вода из пульпы прорвала дамбу и залила соседний жилой район. Награда: Специальное упоминание на 74-м Каннском МКФ (2021 год).

17 октября, 12.15 pm, AMC River East, Screen 7. В виртуальном формате фильм доступен с 14 октября, 12.00 pm до 24 октября, 11.59 pm в штатах Иллинойс, Индиана, Айова, Мичиган, Миннесота, Миссури, Висконсин.

Все новости о фестивале — в следующих выпусках Кинообозрения и на сайте www.chicagofilmfestival.com.

Приятного просмотра!