Центр кино имени Джина Сискеля представляет…
164 North State Street, Chicago, IL 60601
После вынужденного перерыва 6 августа вновь начинает работу Центр кино имени Джина Сискеля. Для открытия Центра выбрана новая работа Леоса Каракса и ретроспектива картин Федерико Феллини, посвященная столетию со дня рождения великого итальянского режиссера. О представленных в программе бессмертных фильмах Феллини я расскажу в следующих выпусках Кинообозрения. Сегодня – о премьере.
“Аннетт” (“Annette”, Франция — Мексика — США — Швейцария — Бельгия-Япония-Германия, 2021, 140 мин.). Режиссер – Леос Каракс. В ролях: Адам Драйвер, Марион Котийяр, Симон Хелберг.
Каракс – мой любимый режиссер. Он дебютировал в кино с драмой “Парень встречает девушку” (“Boy Meets Girl”, 1984). Я сразу и бесповоротно влюбился в его вторую картину “Дурная кровь” (“Bad Blood”, 1986, премия Луи Деллюка). Молодой режиссер снял культовый фильм поколения и открыл миру имена Жюльет Бинош и Дени Лавана. Прошло пять лет, и появились гениальные “Любовники с моста Понт-Неф” (это название мне нравится больше общепринятого – “Любовники с нового моста”, “The Lovers on the Bridge”, 1991). Игравшая в картине Бинош получила премию Европейской киноакадемии за лучшее исполнение женской роли. На рубеже веков Каракс снял фильм “Пола Х” (“Pola X”, 1999), спустя тринадцать лет – “Божественные моторы” (“Holy Motors”, 2012). Режиссер посвятил эту работу жене, актрисе Екатерине Голубевой. Во время финальных титров появляется ее портрет и надпись: “Катя, тебе”. Катя умерла 14 августа 2011 года в возрасте сорока четырех лет. Главный герой “…Моторов” – загадочный месье Оскар (его играет вечный альтер эго режиссера Дени Лаван) – ездит по Парижу в лимузине, кривляется, издевается над всеми, превращаясь то в старуху, то в космического монстра, то в предпринимателя, то в тролля с рыжими волосами. Движимый некой таинственной силой и окруженный женщинами, он гоняется по миру в поисках приключений. В одном эпизоде он в бреду переходит на русский язык: “У меня есть проект: сделаться сумасшедшим”. Леос Каракс всю жизнь претворяет этот проект в жизнь. Он снимает так и только так, как он хочет, не заботясь о том, что скажут критики, и как воспримут кино зрители. Он снимает мало, и каждый его фильм становится событием. 6 июля на открытии 74-го Каннского МКФ состоялась мировая премьера шестого за тридцать семь лет фильма Леоса Каракса “Аннетт”. Режиссер остался верным себе и снова удивил всех. Это первый фильм Каракса, действие которого происходит в США (в Лос-Анджелесе), и первый, снятый на английском языке. Впрочем, слов в этой картине мало, их заменяют песни. “Аннетт” – мюзикл, в котором музыка группы Sparks служит равноправным элементом и движущей силой сюжета. Лента о трагической любви известного актера Генри (Адам Драйвер) и знаменитой оперной певицы Энн (Марион Котийяр) получилась невероятно красивой, невероятно печальной и очень личной. Неслучайно в финале в роли дочери Генри и Энн мы увидим дочь режиссера Настю. Она скажет отцу (читай – Караксу) жестокие слова “Тебе больше некого любить” и уйдет, оставляя его и нас – зрителей – без надежды. Любовь умерла, а значит и жизнь умерла. Но не торопитесь уходить, увидев финальные титры. Когда они закончатся, в последние секунды фильма мы снова увидим наших героев. В руках у них будут разноцветные шарики. Они пройдут мимо нас и хором скажут, что все увиденное – театр, а значит, в жизни есть место надежде. Примерно так в финале “Восьми с половиной” шли герои Федерико Феллини. Шли, как говорил Феллини, “великолепным цирковым маршиком”…
В Каннах фильм “Аннетт” удостоился восторженного приема и десятиминутной овации. Уверен, картина будет претендовать на главные “Оскары” 2022 года. Ну а первую награду Леос Каракс получил на Каннском кинофестивале – приз за лучшую режиссуру. Новая работа Леоса Каракса понравилась и кинокритику, главному редактору журнала “Искусство кино” Антону Долину. Он написал, что “Аннетт” – “сильнейший фильм за долгое время”: “Аннетт” – бурлеск, кошмар, фантазия. Об этом сам фильм, в высшей степени авторефлективный, постоянно напоминает зрителю. Но условность киноязыка не мешает авторской откровенности, даже ее усиливает. И речь не о неожиданных эротических сценах, во время которых Драйвер и Котийяр не прекращают петь дуэтом. При всей ошарашивающей живописности и пронизанности романтическим духом – в титрах даже есть благодарность Эдгару Аллану По – перед нами ультрасовременная история о том, как любовь оборачивается насилием. А художественная провокация, которой творческие люди так любят бравировать, – в преступление. Есть в “Аннетт” и музыкальный номер, с уникальной страстью иллюстрирующий движение #MeToo. При этом сама стилистика остается подчеркнуто условной и даже старомодной, отсылая к очаровательно неловким хоррорам и мелодрамам немого и раннего звукового кино. Все бурлящие противоречия, выраженные почти исключительно в мелодиях и песнях (их число заметно превосходит количество произнесенных диалогов), находят высшее выражение в необычном образе самой Аннетт…”.
Поговорить и (кто знает?) поспорить о кино с Антоном Долиным мы сможем уже через несколько дней. 5 августа в Чикагском русском литературном салоне Аллы Дехтяр состоится встреча с Антоном. Название вечера звучит на редкость актуально – “Кино во время чумы: кинематограф отвечает Ковиду”. Беседа о кинематографе с человеком, который его любит и знает о нем все, – что может быть интереснее?..
Антон Долин пишет о кино книги (последнюю – о “великом и ужасном” французском гении Леосе Караксе – закончил совсем недавно), ведет еженедельное шоу “Радио-Долин” на своем YouTube-канале, рассказывает о фильмах на радио “Серебряный дождь”. Антон Долин посещает крупнейшие кинофестивали и первым рецензирует новинки. Только что он вернулся с “чемпионата мира по кино” – Каннского международного кинофестиваля – и готов поделиться с нами свежими киновпечатлениями. Где-то на просторах фейсбука я встретил такую фразу: “Можно бесконечно слушать две вещи – шум воды и рассказы Антона Долина”. Действительно, Антон умеет рассказывать о фильмах. Его рекомендациям веришь. Необязательно с ним соглашаться, но слушать его всегда полезно. Я, во всяком случае, уже давно не пропускаю эфиров с его участием.
Антон Долин прекрасно разбирается в литературе и музыке, интересуется театром, живописью, архитектурой. Антону интересен Чикаго, и к 5 августа у него уже сложится определенное впечатление о городе. После лекции он обязательно расскажет, совпали ли его ожидания, что больше всего удивило, что понравилось, а что – нет. Всегда ведь интересен взгляд со стороны на город, в котором живешь.
Готовьте свои вопросы. Все, что вы хотели узнать о Кино, но боялись спросить! Как известно, разговор о кино, как правило, не замыкается на одном кино. Говорить о кино – значит, говорить о жизни. Поговорим? Встречаемся в зале!
Встреча с Антоном Долиным “Кино во время чумы: кинематограф отвечает Ковиду” состоится 5 августа в 7 часов вечера в помещении центра “KRUG – Community Circle” по адресу: 1400 S Wolf Road, Ste 100, Wheeling, IL 60090. $25. Билеты у входа. Телефон для справок: 773-275-0934. Хозяйка Русского литературного салона Алла Дехтяр просила напомнить, что маски – необходимое условие для посещения встречи, если мы хотим позаботиться о нашем госте и друг о друге. Если у вас нет маски, центр “Круг” сможет вам ее предоставить.
Приятного просмотра!