Кинообозрение

Кадр из фильма “Сиротский Бруклин”

55-й Чикагский МКФ

С 16 по 27 октября в Чикаго пройдет крупнейший на Среднем Западе и один из старейших в США 55-й Международный кинофестиваль. Основатель, бессменный президент и Председатель совета директоров фестиваля – Майкл Кутца. Художественный руководитель – Мими Плоше. В программе фестиваля – более ста пятидесяти фильмов из шестидесяти восьми стран мира.

Фильм открытия

Открытие фестиваля состоится 16 октября. После прохода гостей по красной ковровой дорожке и торжественной церемонии мы увидим детективную драму “Сиротский Бруклин” (“Motherless Brooklyn”, США, 2019, 144 мин.). Режиссер – Эдвард Нортон. В ролях: Эдвард Нортон, Брюс Уиллис, Уиллем Дефо, Лесли Манн, Гугу Мбата-Роу, Бобби Каннавале, Алек Болдуин. Вторая режиссерская работа Нортона. Его дебютом была картина “Сохраняя веру” (“Keeping the Faith”, 2000). Всемирную славу Нортон приобрел после участия в фильме Дэвида Финчера “Бойцовский клуб” (“Fight Club”, 1999), где он сыграл роль безымянного (в фильме у него нет имени) американца, организовавшего подпольный мужской клуб. Нортон трижды номинировался на премию “Оскар”: в 1996 году – за фильм “Первобытный страх” (“Primal Fear”, 1996) как лучший актер второго плана, в 2000 – за фильм “Американская история Х” (“American History X”, 1998) как лучший актер, в 2014 – за “Бердмэн” (“Birdman”, 2015) как лучший актер второго плана. Все три раза актер не побеждал. В четвертый раз у него есть реальные шансы получить заветную статуэтку.

Особые отношения связывают Нортона с Чикаго и кинофестивалем. В 1996 году на 31-м МКФ он представлял “Первобытный страх”, в 2010 году с фильмом “Камень” (“Stone”) о заключенном, ожидающем досрочного освобождения, был почетным гостем церемонии открытия 46-го МКФ.

Программы фестиваля

В этом году многое в программах изменилось. Конкурсная программа разделена на три секции: “Международный конкурс” (“International Competition”), “Фильмы молодых режиссеров” (“New Directors Competition”) и “Точка зрения” (“Out-Look Competition”). Документальное кино собрано в секции “Documentaries”, но не входит в конкурсную программу. Во внеконкурсной программе исчезла главная секция “Мировое кино” (“World Cinema”). Все фильмы дробятся по темам на девятнадцать секций. Некоторые из них нам хорошо знакомы. Это “Поздно вечером” (“After Dark”), “Перспективы афроамериканского кино” (“Black Perspectives”), “Кино американских кинематографистов” (“Cinema of the Americas”),

Кадр из фильма “По воле Божьей”
Кадр из фильма “По воле Божьей”

“Город и штат” (“City & State”), “Специальные показы” (“Special Presentations”), “Мастера” (“Masters”) – новые работы известных режиссеров, сценаристов, актеров, среди них – фильм Франсуа Озона “По воле Божьей” (“By the Grace of God”, Гран-при 69-го Берлинского МКФ); “Гала-презентации” (“Gala Presentations”) – показы самых громких фильмов года, среди них – гангстерская сага Мартина Скорсезе “Ирландец” (“The Irishman”) с Робертом Де Ниро и Аль Пачино; “Женщины в кино” (Women in Cinema”), “Комедия” (Comedy”) – названия двух последних секций говорят сами за себя; “Событие” (“Centerpiece”) – в этой секции, как и в прошлом году, один фильм (событий много не бывает!): детективная нуар-драма “Достать ножи” (“Knives Out”) Райана Джонсона (США) со звездным составом актеров во главе с Дэниелем Крэйгом; выходящая с прошлого года секция с говорящим названием “Захватывающее кино” (“Immersive Cinema”).

Кадр из фильма “Ирландец”
Кадр из фильма “Ирландец”

Новые программы объединены в секции под общим названием “В фокусе”. В фокусе этого года – танец (“In Focus: Dance”), французская анимация (“In Focus: French Animation”) и фильмы из Италии (“In Focus: Italy”). Еще три новые секции – “Глобальные потоки” (“Global Currents”), “В центре внимания: архитектура и дизайн” (“Spotlight: Architecture X Design”), “Широкий взгляд” (“Expanded Visions”).

Кадр из фильма “White Echo”
Кадр из фильма “White Echo”

В секции “Программы короткометражного кино” (“Shorts”) – девять частей, в каждой – по несколько фильмов. В этой секции участвуют знаменитый греческий режиссер Йоргос Лантимос (“Фаворитка”, “The Favourite”, 2018) с фильмом “Nimic”, американская актриса Хлоя Севиньи с фильмом “White Echo” и американский (из “независимых”) режиссер Бен Расселл с фильмом “Color-Blind”.

Призы фестиваля

В день закрытия фестиваля традиционно будут вручены призы за лучшую режиссуру, лучшие женскую и мужскую роли, лучший сценарий, приз ФИПРЕССИ, приз Q-Hugo лучшей картине на темы нетрадиционных сексуальных отношений и, конечно, главный приз фестиваля – “Золотой Хьюго” за лучший фильм.

Цифры фестиваля

Отборочная комиссия просмотрела 5894 фильма (почти на триста больше, чем в прошлом году) из 137 стран, включая 3874 короткометражных, 835 документальных и 1185 игровых. Среди отобранных картин – 2 мировые премьеры (The Torch и The First Rainbow Coalition), 4 международные премьеры, 23 фильма демонстрируются впервые в США, 36 – впервые в Северной Америке. 43 кинематографиста участвовали в предыдущих кинофестивалях и в этом году показывают свои новые работы.

В главном конкурсе (“International Feature Film Competition”) – 16 фильмов из 20 стран (здесь и далее в подсчет я включаю совместные постановки), в конкурсе молодых режиссеров (“New Directors Competition”) – 14 фильмов из 23 стран мира, в конкурсе “Точка зрения” (“Out-Look Competition”) – 9 фильмов из 11 стран мира.

13 представленных на фестивале фильмов участвуют от своих стран в номинации на премию “Оскар” за “Лучший неанглоязычный фильм”. В программах короткометражного кино 25 из 57 фильмов (43%) сделаны режиссерами-женщинами.

География фестиваля

Европейским лидером по количеству фильмов традиционно остается Франция, но в этот раз ее присутствие особенно заметно. В фестивале участвуют 48 фильмов (почти треть!), сделанных во Франции или в которых принимали участие французские компании. За Францией с большим отрывом идут Германия (20 картин), Великобритания (16), Бельгия (12 – необычно высокое для этой страны представительство), Италия (7) и Испания (7), Дания (5), Австрия (1).

Россия представлена одним фильмом (“Sheena667” Григория Добрыгина), Украина участвовала в производстве двух картин, по одной картине от Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии – 1. Больше картин из стран бывшего Советского Союза нет.

Кадр из фильма “Sheena667”
Кадр из фильма “Sheena667”

Совсем мало фильмов из стран Восточной Европы. От Польши – 4 картины, Румынии (недавнего непременного победителя всех крупных фестивалей) – 3, Чехии и Словакии – 2, Болгарии, Хорватии, Сербии и Республики Косово – по одной. От Люксембурга – 6 картин, зато от Мексики – всего 2. Канада представляет 7 фильмов, Израиль – всего 2. От Аргентины – девять картин, Бразилии – 5, Португалии – 4, Чили и Уругвая – 3, Кубы – 2, Турции – 1. Китай представляет 3 фильма, Южная Корея – 2, Вьетнам – 1. 4 картины от Японии – в прошлом году было только 2. 4 картины представляет Катар, по одному фильму от Афганистана, Сирии, Эфиопии, Эквадора. Как всегда, львиную долю картин составляет кино США – 56 фильмов. Не все из них сделаны американскими режиссерами, но во всех участвовали американские продюсеры.

Все фильмы пройдут в помещении кинотеатра AMC River East 21 Theater по адресу: 322 East Illinois Street, Chicago, IL 60610. Справки по телефону 312-683-0121. Все новости – на сайте www.chicagofilmfestival.com/.

Приятного просмотра!

(Все фотографии предоставлены пресс-службой Чикагского МКФ)