Ретроспектива фильмов Орсона Уэллса в Центре кино имени Джина Сискеля
(164 North State Street, Chicago, IL 60601)
В Центре кино продолжается масштабная ретроспектива фильмов великого американского режиссера Орсона Уэллса (1915-1985) под общим названием “Orson Welles: The Other Side of the Argument”. В программе – четырнадцать фильмов, охватывающих все периоды творчества режиссера. Показы по вторникам сопровождаются лекциями кинокритика Джонатана Розенбаума. Первый фильм мартовской части – оригинальная инсценировка.
“Отелло” (“Othello”, США, 1951, 93 мин.) В ролях: Орсон Уэллс, Сюзанна Клутье, Майкл Мак Лиаммойр, Роберт Кут.
Шекспировскую трагедию Уэллс превращает в детектив и начинает с финала. Отелло (Орсон Уэллс) и Дездемона (Сюзанна Клутье) мертвы, все остальные участники событий пытаются понять, что произошло…
Фильм остается одним из самых недооцененных в творчестве Уэллса. Его толком не посмотрели ни критики, ни зрители. Даже после успеха в Каннах – картина получила Гран-при Каннского МКФ 1952 года – она не вышла в широкий прокат. Роджер Иберт в Chicago Sun-Times в 1992 году жаловался, что не мог найти нормальную копию. И вот, наконец, ленту отреставрировали и покажут нам в хорошем качестве только на одном сеансе 5 марта.
До конца марта в рамках ретроспективы Уэллса мы увидим фильмы “Мистер Аркадин” (“Mr. Arkadin”, 1955) и “Печать зла” (“Touch of Evil”, 1958). В апрельской части программы – “Процесс” (“The Trial”, 1962), “Полуночные колокола” (“Chimes at Midnight”, 1965), “Бессмертная история” (“The Immortal Story”, 1968), “Ф как фальшивка” (“F For Fake”, 1973).
“Music Box” представляет…
(3733 North Southport Avenue, Chicago IL 60613)
С 15 марта в “Музыкальной шкатулке” идет фильм одного из лидеров немецкой новой волны Кристиана Петцольда.
“Транзит” (“Transit”, Германия-Франция, 2018, 101 мин., на немецком и французском языках с английскими субтитрами) Режиссер – Кристиан Петцольд. В ролях: Франц Роговски, Паула Беер, Годехард Гизе, Барбара Ауэр.
Второй раз в своем творчестве Петцольд обращается к военной теме. Первой была лента “Феникс” (“Phoenix”, 2014) – история еврейской женщины, отданной мужем в руки гестаповцам. Фильм “Транзит” создан по написанному в 1944 году в изгнании роману Анны Зегерс. Он начинается так: “Говорят, “Монреаль” затонул где-то между Дакаром и Мартиникой: наскочил на мину. Пароходство не дает никаких справок. А быть может, все это только слухи. Впрочем, если сравнить судьбу “Монреаля” с судьбой других пароходов, до отказа набитых беженцами, пароходов, которым нигде не разрешают пристать и скорее дадут сгореть в открытом море, чем бросить якорь в порту только потому, что визы пассажиров на несколько дней просрочены, – так вот, если сравнить судьбу “Монреаля” с судьбой таких пароходов, то весть о его гибели никого не поразит”.
Перед оккупацией Парижа фашистами беженец из Германии Георг (Франц Роговски) уезжает в Марсель. У него в кармане – документы на имя писателя-самоубийцы Вейделя и рукопись его предсмертного романа. Готовясь покинуть Европу на пароходе “Монреаль”, Георг встречает женщину, которая ищет мужа-писателя, – того самого, чьи документы Георг украл… Петцольд переносит оригинальную историю в сегодняшний день. Действие фильма происходит в современном Марселе. Люди ходят, машины ездят, сирены воют, полицейские прохаживаются, а рядом – человеческие трагедии, разлученные семьи, разрушенные судьбы. В результате создается вневременное исследование трагедии беженцев уже не времен Второй мировой войны, а второго десятилетия XXI века… Один из рецензентов назвал картину “ремейком “Касабланки”, снятым Францем Кафкой”.
XXII фестиваль фильмов стран-членов ЕС
(22nd Annual Chicago European Union Film Festival)
С 8 марта до 4 апреля в Центре кино имени Джина Сискеля пройдет Двадцать второй фестиваль фильмов стран-членов Европейского Союза. В программе крупнейшего в Северной Америке смотра достижений европейского кино – шестьдесят новых для Чикаго фильмов из всех двадцати восьми стран ЕС. Среди них – новые работы лидеров европейского кино Паоло Соррентино (фильм о Сильвио Берлускони – олигархе, политике и человеке – “Лоро”, “Loro”), Кшиштофа Занусси (мистическая драма “Эфир”, “Ether”, в создании фильма принимали участие кинематографисты Украины), Бруно Дюмона (абсурдистская комедия “Кенкен и инопланетяне”, “Coincoin and the Extra-Humans”), Луи Гарреля (мелодрама “Честный человек”, “A Faithful Man”), Корнелиу Порумбою (документальный фильм-диалог режиссера с футболистом “Бесконечный футбол”, “Infinite Football”).
На фестивале покажут фильмы нового поколения европейского кино, в том числе – работы молодых французских режиссеров Антони Кордье (комедия “Гаспар едет на свадьбу”, “Gaspard at the Wedding”), Джуди Дэвис (трагикомедия “Whatever Happened To My Revolution”), Марина Франссен (комедия о наполеоновских временах “Сеятель”, “The Sower”), Сэмюэля Жуи (спортивная драма “Спарринг”, “Sparring”).
Из шестидесяти фильмов двадцать два поставлены режиссерами-женщинами. Среди них – дебютные работы представительниц Румынии Адины Пинтилие “Не прикасайся” (“Touch Me Not”, главная премия “Золотой медведь” на 68-м МКФ в Берлине в 2018 году), и Польши Ягоды Шельц “Башня. Ясный день” (“Tower. A Bright Day”).
Среди гостей фестиваля – литовский режиссер Арунас Мателис с документальным фильмом “Прекрасные лузеры” (“Wonderful Losers”) о мире профессиональных велосипедистов, режиссер из Ирландии Кармел Уинтерс с молодежной драмой “Плавать, как бабочка” (“Float Like a Butterfly”), в которой звучат много ирландских народных мелодий, итальянский режиссер Джакомо Дурци с лентой “Лихорадка Ферранте” (“Ferrante Fever”), исследующей популярность псевдонима одного автора.
По традиции, торжественную церемонию открытия кинофестиваля проводит страна, в настоящее время председательствующая в Европейском Союзе. В этом году такой страной является Румыния. На открытии фестиваля 8 марта в 6.00 pm состоится американская премьера криминальной драмы Каталин Ротару и Вирджинии Сарги “Не убий” (“Thou Shalt Not Kill”). Специальный гость – генеральный консул Румынии в Чикаго Тибериу Трифан.
На закрытии фестиваля 4 апреля будет показана мелодрама итальянского режиссера Франческо Фалачи “Достаточно” (“As Needed”) об опальном шеф-поваре, который спасает себя, обучая молодого талантливого парня.
Все фильмы фестиваля пройдут в помещении Центра кино по адресу: 164 North State Street Chicago, IL 60601. Справки и заказ билетов – по телефону 312-846-2600 или на сайте www.siskelfilmcenter.org.
Ближайшие несколько выпусков Кинообозрения будут полностью посвящены фестивалю. Я постараюсь рассказать о фильмах и участниках все самое интересное.
Весь март смотрим кино из Европы!
Приятного просмотра!