Кинообозрение

Кадр из фильма “Лабиринты прошлого”
Кадр из фильма “Лабиринты прошлого”

Ретроспектива фильмов Орсона Уэллса в Центре кино имени Джина Сискеля
(164 North State Street, Chicago, IL 60601)

В Центре кино продолжается масштабная ретроспектива фильмов великого американского режиссера Орсона Уэллса (1915-1985) под общим названием “Orson Welles: The Other Side of the Argument”. В программе – четырнадцать фильмов, охватывающих все периоды творчества режиссера. Показы по вторникам сопровождаются лекциями кинокритика Джонатана Розенбаума. На следующей неделе мы увидим фильм

Чужестранец” (“The Stranger”, США, 1946, 95 мин.) В ролях: Эдвард Робинсон, Лоретта Янг, Орсон Уэллс, Филип Меривэйл. В основе фильма – история о том, как мистер Уилсон (Эдвард Робинсон) – член комиссии по военным преступлениям нацистов в годы Второй мировой войны – охотится за человеком по имени Чарльз Рэнкин. Комиссии стало известно, что его настоящее имя – Франц Киндлер (Орсон Уэллс), и в годы войны он совершил преступления против гражданских лиц. После войны он переехал в США, обосновался в маленьком городке Коннектикута, женился, нашел работу в местном университете, приобрел дом… В общем, начал новую жизнь и в глазах окружающих выглядит вполне респектабельным буржуа. Вот только мистер Уилсон знает всю правду о его прошлом… 8 и 12 февраля.

Центр кино имени Джина Сискеля представляет…

Тито и птицы” (“Tito And the Birds”, Бразилия, 2018, 73 мин., на португальском языке с английскими субтитрами) Режиссеры – Габриэль Битар, Андре Катото, Густаво Стайнберг. Красивая и добрая анимационная лента рассказывает о приключениях десятилетнего мальчика Тито. Он живет в мире, управляемом деспотом-магнатам, вокруг него все заражены страхом. Эпидемия поражает всех без исключения и делает здоровых людей больными, беспомощными существами. Одинокий ученый строит машину для перевода птичьих песен в человеческую речь. Когда случается нечто, что разрушает машину, ее изобретатель исчезает. Это отец Тито. Спустя четыре года Тито вместе со своими друзьями отправляется на поиски отца… 8-14 февраля. Премьера фильма в Чикаго.

XXIX фестиваль фильмов Ирана в Центре кино имени Джина Сискеля

Со 2 февраля до 3 марта в Центре кино проходит двадцать девятый фестиваль фильмов Ирана. В программе – восемь картин иранских кинематографистов, сделанных в последние годы. Полная программа фестиваля – на сайте http://www.siskelfilmcenter.org/.

Новый фильм на экранах Чикаго

Премьера новой картины одного из лучших иранских режиссеров совпала по времени с Фестивалем иранского кино и является его логическим продолжением.

Лабиринты прошлого” (английское название фильма другое – “Everybody Knows”, США, 2018, 132 мин.) Режиссер – Асгар Фархади. В ролях: Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Рикардо Дарин, Эдуард Фернандес. Жившая в Буэнос-Айресе испанская красавица Лаура (Пенелопа Крус) возвращается с двумя детьми в родной городок под Мадридом, чтобы посетить свадьбу своей сестры. Во время поездки происходит ряд неожиданных событий и раскрываются некоторые секреты… Четвертая совместная работа звездной супружеской пары Крус-Бардем. Актеры снимались вместе в фильмах “Ветчина, ветчина” (“Jamon Jamon”, 1992) Бигаса Луны, “Вики Кристина Барселона” (“Vicky Cristina”, 2008) Вуди Аллена, “Эскобар” (“Loving Pablo”, 2017) Фернандо Леона Де Араноа.

Мы хорошо знаем работы Асгара Фархади по Чикагскому МКФ. Напомню драму “Про Элли” (“About Elly”, 2009, “Серебряный медведь” за лучшую режиссуру на 59-м Берлинском МКФ), в которой прекрасно показано, к каким ухищрениям нужно прибегать людям, чтобы их образ жизни не нарушал предписания о морали, принятые в исламской стране; семейную историю “Развод Надера и Симин” (“The Separation”, 2011, “Золотой медведь” за лучший фильм и “Серебряные медведи” за лучшие женскую и мужскую роли на 61-м Берлинском МКФ в 2011 году, премия “Оскар”-2012 в категории “Лучший неанглоязычный фильм года”) о стремлении человека к лучшей жизни и тоталитарном государстве, из которого невозможно вырваться. Главного приза “Золотой Хьюго” 42-го Чикагского МКФ в 2006 году была удостоена социальная драма “Переполох в среду” (“Fireworks Wednesday”, 2006), а Специального приза жюри “Серебряный Хьюго” 52-го Чикагского МКФ в 2016 году – фильм “Коммивояжер” (“The Salesman”, 2016) – перенесенная в современный Иран экранизация пьесы Артура Миллера “Смерть коммивояжера”. Мировая премьера картины “Лабиринты прошлого” прошла на открытии 72-го Каннского МКФ. На американские экраны фильм выходит 8 февраля 2019 года.

“Music Box” представляет: “Casablanca & Sweetheart Sing-A-Long”
(3733 North Southport Avenue, Chicago IL 60613)

Касабланка” (“Casablanca”, США, 1942, 102 мин.) Режиссер – Майкл Кертис. В ролях: Хэмфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрид, Конрад Вейдт. После начала Второй мировой войны марокканский город Касабланка стал одним из главных транзитных пунктов, откуда беженцы из Европы надеялись выехать в Америку. Бывший антифашист, а ныне пьяница и владелец игорного клуба “Американское кафе Рика”, американец Рик Блейн (Хэмфри Богарт) случайно встречает свою возлюбленную Илзу Ланд (Ингрид Бергман). Она приехала в Касабланку со своим мужем, известным антифашистом, лидером движения Сопротивления Виктором Ласло (Пол Хенрид). Они ищут возможность уехать из Касабланки в Лиссабон, чтобы оттуда отправиться в Америку. Обратившись за помощью к Рику, Илза получает отказ…

Первоначально главные роли планировали отдать Рональду Рейгану и Мишель Морган, но в результате в фильме появились Хэмфри Богарт и Ингрид Бергман. После выхода фильма на экраны Бергман признали символом красоты и женственности в кино, а Богарт стал идолом поколения, одним из популярнейших актеров XX века.

Интересно, что создатели фильма сами не знали, чем он закончится, и придумали несколько вариантов финала. Даже актеры до последнего дня оставались в неведении. Когда Бергман как-то спросила, в кого же влюблена ее героиня и с кем она останется, Кертис предложил ей играть так, как будто она колеблется в чувствах между двумя мужчинами.

Успеху фильма способствовал огромный интерес общественности всего мира к Касабланке. В начале ноября 1942 года там высадились союзные войска, а мировая премьера картины состоялась в Нью-Йорке спустя три недели, на День благодарения.

Именно в Касабланке, как будто специально подогревая интерес к картине, в январе 1943 года прошла встреча Рузвельта и Черчилля.

Награды: премии “Оскар”-1944 за лучшие фильм, режиссуру (Майкл Кертис) и адаптированный киносценарий.

До начала сеанса будем петь песни о любви. Среди них – “You Are My Sunshine”, “Bicycle Built for Two”, “Let’s Call the Whole Thing Off”. Кто не знает слов, не беспокойтесь – для этого есть караоке! 10 февраля, 2.00 pm.